«Не дозволяя себе никакого изобретения,
я искал выражений в уме своем,
а мыслей единственно в памятниках…»
(Н. М. Карамзин)
Карамзин, Н. М. История государства Российского. - Репринтное воспроизведение издания 1842-1844 гг. В трех книгах : Книга первая. Т. I, II, III, IV. – СПб . : Типография Эдуарда Праца, 1842. – М . : Книга, 1988. -162с.
Репринтное издание «Истории государства Российского», выпущенного в трех книгах с приложением «Ключа» П. М. Строева, было подготовлено под наблюдением академика Д. С. Лихачева и доктора исторических наук С. О. Шмидта, оформлением занимался художник Б. В. Трофимов.
В предисловии, помещенном в первой книге издания, Д. С. Лихачев, отмечая общую монархическую концепцию «Истории», указывает на монументальность мышления автора и утверждает, что Н. М. Карамзин рассматривал свой труд, прежде всего, как литературный, желая создать занимательное чтение по русской истории.
Предисловие самого автора «Истории государства Российского» отмечено эмоциональностью и прекрасным художественным слогом: «Правители, законодатели действуют по указаниям Истории, и смотрят на ее листы как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна…. гражданин должен читать Историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, … она питает нравственное чувство, и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».
В первой книге «Истории» скрупулезно перечислены все письменные источники его труда до XVII века, среди которых: Летописи Нестора и «безыменные»; Степенная Книга, Хронографы; Жития Святых; Родословная книга и даже древние монеты, медали, грамоты и пр.
Книга первая включает в себя 4 тома и охватывает период истории России с первых упоминаний в греческих и римских повествованиях (Путешествие Аргонавтов) до княжения великого князя Дмитрия Константиновича (1359-1369 гг.) с примечаниями.
Карамзин, Н. М. История государства Российского. - Репринтное воспроизведение издания 1842-1844 гг. В трех книгах : Книга вторая. Т. V, VI, VII, VIII – СПб . : Типография Эдуарда Праца,1842. – М . : Книга, 1988. - 82с.
Вторая книга включает тома V-VIII и повествует о событиях истории с княжения Дмитрия Донского (1363-1389 гг.) до «государствования» Иоанна IV (1559-1562гг.) и подробные примечания к каждому тому.
Карамзин, Н. М. История государства Российского. - Репринтное воспроизведение издания 1842-1844 гг. В трех книгах: Книга третья. Т. IX, X, XI, XII – СПб . : Типография Эдуарда Праца,1843. – М . : Книга, 1989. - 147с.
Третья книга издания включает тома IX-XII и охватывает события истории России с Царствования Иоанна Грозного (1560-1564) по период «Междуцарствия»(1611-1612 гг.).
Кроме этого, в книге размещены приложения к XII тому : «Перечень происшествий, собственноручно выписанных Историографом из главнейших материалов, коими он пользовался для сочинения XII тома» и «О Древней и Новой России в ее политическом и гражданском отношениях (отрывок из рукописи Историографа)».
Последнее приложение взято издателем из статьи Н.М. Карамзина, сочиненной им для императора Александра по совету Великой княгини Екатерины Павловны и было частично опубликовано в «Современнике» А. С. Пушкина в 1837 году.
Как пишет издатель, Н. М. Карамзин желал в заключение окинуть взглядом последующие времена истории Российской до современных ему дней, но не успел. Статья написана им еще в 1811 году.
Карамзин, Н. М. История государства Российского. - Репринтное воспроизведение издания 1842-1844 гг. В трех книгах: Книга четвертая: Ключ, или Алфавитный указатель, составленный П. М. Строевым. – СПб . : Типография Эдуарда Праца,1844. – М . : Книга, 1988. - 147с.
Четвертая книга содержит «Ключ к истории государства Российского», состоящий из трех указателей. Первый – указатель имен личных: пятнадцать родословных росписей (Князей всех уделов). Второй - названия географические. Третий – предметы «примечательные».
Кроме этого, в книгу вошли сопроводительные статьи к репринтному воспроизведению издания пятого «Истории государства Российского» : «Колумб русской истории» Ю.М. Лотмана, «Н. М. Карамзин - историк» В. П. Козлова, «История государства Российского» в культуре дореволюционной России» С. О. Шмидта, «Издатель И. Ф. Эйнерлинг (Биографическая справка)» А. П. Толстякова.
Карамзин, Н. М. История государства Российского. В 3-х кн. / Н. М. Карамзин; [текст печатается по изданию : Н. М. Карамзин. История государства Российского : в 3 кн. 5-е изд. СПб. : Издание Н. Эйнерлинга,1842]. – СПб. : «Кристалл»; «Респекс», 1998. - (Библиотека мировой литературы). – 20 000 экз.
Кн.1.: Тома I, II, III, IV. – 703c. – В прил. : статья от редакции об истории написания труда и его особенностях; Автобиография Н. М. Карамзина.
Кн. 2. : Тома V, VI, VII, VIII. – 749с.
Кн. 3. : Тома IX, X, XI, XII. – 781с.
Карамзин, Н. М. История государства Российского: в 6 книгах : [в 12 авторских томах Н. М. Карамзина, по 2 тома в одной книге; вступит. ст. В. Г. Перельмутера; оформление А. А. Волошина] / Н. М. Карамзин. - М. : Изд-во «Книжный сад», 1993. – На пер. только авт. - 100 000 экз.
Н.М. Карамзин об истории государства Российского / сост. А. И. Уткин; отв. ред., автор очерка о Н. М. Карамзине и примеч. С. О. Шмидт. – М . : Просвещение, 1990. – 384 с. – (Биб-ка учителя истории, основ Сов. государства и права, обществоведения).
Книга составлена из выбранных в соответствии со школьной программой отрывков из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (1766-1826). Издание преследует цель ознакомить учителей с научным наследием известного русского писателя и историка, предоставляет им возможность использовать данные материалы на уроке.
«Влияние Карамзина на литературу можно сравнить
с влиянием Екатерины на общество:
он сделал литературу гуманною»
(А. И. Герцен)
«Ты берешься за перо и хочешь быть автором:
спроси же у самого себя, наедине, …искренно: каков я?
Ибо ты хочешь писать портрет души и сердца своего…»
«Я плачу, следовательно, я человек» (Н. М. Карамзин)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ
А.С. ПУШКИНА
Обзор редких изданий из фонда библиотеки НИРО
Среди ценных книг, хранящихся в фонде редкой книги библиотеки института, можно обнаружить не только педагогическую, учебную и психологическую литературу, которая свидетельствует о непреходящем значении истории развития образования. Представлены здесь и великолепные издания, посвященные истории искусств, русской и зарубежной культуры. Педагогам–культурологам, учителям истории и изобразительного искусства наверняка интересно будет познакомиться с двумя чудесными изданиями, рассказывающими об известнейшем Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, который совсем недавно отметил свой 100-летний юбилей.Первое издание – альбом с 20 репродукциями, приложением подробного описания истории создания музея и экспонатов на русском и английском языках.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.- М.: Государственное издательство «ИСКУССТВО»,1939.
Сопроводительный текст на английском языке оформлен в виде респектабельной брошюры альбомного формата и содержит 21 страницу подробного описания истории музея и иллюстрируемых экспонатов.
Благодаря этому материалу, можно узнать, что идея создания музея западного искусства в Москве в виде коллекции слепков с памятников мировой скульптуры зародилась еще в начале XIX века. В 60-х годах XIX столетия благодаря усилиям ряда московских профессоров при Университете был организован Кабинет изящных искусств, служивший наглядным пособием для студентов, изучавших историю искусства. Этот Кабинет был предшественником музея. Постройка специального здания для музея по проекту архитектора Р. И. Клейна была закончена в 1912 году, но вплоть до 1917 года музей существовал как подсобный учебно-педагогический музей слепков при Московском университете.
В дальнейшем музей превратился в самостоятельное художественное учреждение. Открылись новые отделы. Первоклассные подлинники западноевропейского и античного искусства влились в состав коллекций музея.
В 1937 году по постановлению советского правительства в связи со 100-летней годовщиной со дня смерти А. С. Пушкина музею было присвоено имя великого русского поэта.
В настоящее время Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина состоит из отделов: искусства Древнего Востока, искусства Античности, искусства Западной Европы, Гравюрного кабинета, научной библиотеки, нумизматического кабинета, отдела реставрации и консервации и политико-просветительного отдела.
Назовем только несколько жемчужин музея, представленных в описываемом издании.
Печать царя Артаксеркса. Залцедон. Выс. 2,8. Диаметр 1,5. 465/4 — 425 гг. до н. э.
В отделе Древнего Востока наиболее ценным экспонатом считается цилиндрическая печать персидского царя Артаксеркса I, шедевр глиптики эпохи Ахеменидов, которую можно увидеть в коллекции альбома.Собрание памятников Древнего Египта охватывает все эпохи египетской истории, начиная с архаики и кончая временем распространения христианства (коптская культура).
Коптская ткань с изображением бога Нила. Лея и шерсть. 31 X 30. Эллинистическая эпоха III в. н. э.
Голова Афины. Мрамор. Выс.54. Начало III в. до н.э.
Гордостью музея является мраморная голова Афины из Александрии, начала III века до н. э. — один из лучших оригиналов александрийской скульптуры.
Рембрандт представлен шестью полотнами, среди которых - знаменитая «Эсфирь».
Рембрандт Харменс Ван Рейн. 1606—1669.«Ассур и Аман на пиру у Эсфири». (1660 г.) Холст. Масло. 71,5X95.
В коллекции испанской школы следует особенно отметить редкие и ценные картины Фортуни («Заклинатели змей», «Любители гравюр», «Домик в горах»).
Фортуни Мариано. 1838—1874. «Заклинатели змей». (1870 г.) Дерево. Масло. 59 X 133. Подписана и датирована.
Гордостью картинной галереи являются произведения художников барбизонской школы, подобранные с такой большой полнотой, которая редко встречается за пределами Франции (14 картин Коро, 8 — Курбэ, 10 — Добиньи).
Курбе Густав. 1819—1877. «Море у берегов Бретани». Холст. Масло. 103 X 126.
Второе издание, посвященное коллекциям Государственного Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, - это книга А. Стрелкова «Фаюмский портрет».
Стрелков, А. Фаюмский портрет: Исследования и описания памятников / под общ. ред. А.Н. Тихонова.- М.: ACADEMIA, 1936.
Как сказано в предисловии, предлагаемое издание является первой полной публикацией фаюмских портретов, находящихся в российских собраниях (главным образом, в собраниях Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа).
В данном труде автор ставил своей задачей не только дать описание представляемых памятников, но и стремился выяснить вопросы их датировки и стиля, а также счел необходимым указать место живописи греко-римского Египта в истории искусства эллинистического Востока. Поэтому первый большой иллюстрированный раздел издания так и называется: «Фаюмский портрет и живопись эллинистического Востока». Желая особенно заострить внимание читателя на вопросах исторических и стилистических, автор вынес в примечания весь вспомогательный материал, а также выделил в виде особого очерка анализ живописной техники фаюмского портрета. Данный раздел книги автор в основном посвятил изложению своих наблюдений над технической стороной обследованных им памятников.
Далее следует непосредственно «Описание памятников Государственного музея изобразительных искусств», в котором подробно и обстоятельно характеризуется каждый из 26 фаюмских портретов собрания.
Вот, например, как представлен один из лучших памятников среди известных фаюмских портретов.
Портрет пожилого мужчины. Изображение погрудное.
Тело передано желто-розовым цветом, сквозь который просвечивает приглушенный румянец щек……. Мастер везде пользовался системой добавочных тонов. ….Внимательное рассмотрение мазков показывает, что мастер был хорошо знаком с анатомией и располагал мазки, имея в виду систему мускульного покрова….».
В заключение формулируются предположения о социальной принадлежности портретируемого, датировании работы, а также отнесении изображения к какой-то живописной традиции.
«Портрет писан, несомненно, с натуры, при жизни портретируемого. В памятнике наличествует исключительно удачное сочетание натуралистической трактовки модели с глубоким художественным реализмом. Портрет принадлежит, бесспорно, к той группе изображений, в которых одни хотели видеть проявление античного импрессионизма, другие – так называемого иллюзионизма.
Портретируемый принадлежал, по-видимому, к римской части населения. Время возникновения – вторая половина I века н.э. или первая четверть II века н. э.».
Последняя часть книги представляет собой «Описание памятников Государственного Эрмитажа» - фаюмские портреты, содержащиеся в коллекции собрания Санкт-Петербургского музея.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть