Скачать документ «Отчет о ходе экспериментальных исследований, осуществляемых кафедрой педагогики и андрагогики совместно с региональными экспериментальными площадками » | in_sk7.doc | 137 Kb |
Государственное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт развития образования»
(ГОУ ДПО НИРО)
Кафедра педагогики и андрагогики
Отчет о ходе экспериментальных исследований,
осуществляемых кафедрой педагогики и андрагогики совместно
с региональными экспериментальными площадками
в соответствии с приказом Министерства образования Нижегородской области (приказ №600 от 22.08.08),
за первое полугодие 2008-2009 учебного года
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2009
Отчет о ходе экспериментальных исследований
в рамках регионального сетевого образовательного проекта
«Нижегородская инновационная школа»
I.
Цель и задачи регионального экспериментального образовательного сетевого проекта
«Нижегородская инновационная школа»
Цель: создание инновационной модели образовательной мета-организации (инновационной инфраструктуры в системе регионального образования), в рамках которой каждый участник сети (образовательное учреждение) занимает определённую профессионально-деятельностную позицию, воплощенную в инновационном профиле школы.
Задачи: Разработка комплекса условий и механизмов позиционного самоопределения субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих построение инновационной школы в системе общего образования Нижегородской области, а именно:
1. разработка и внедрение модели образовательного учреждения, оказывающего образовательные услуги современного качества в соответствии с требованиями реализации приоритетного инновационного проекта Нижегородской области;
2. формирование инфраструктуры инновационной деятельности в региональной системе образования на основе сетевого объединения образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, активно реализующих инновационные образовательные программы;
3. разработка и внедрение региональной модели содержания образования в соответствии с концепцией новых стандартов общего среднего образования второго поколения;
4. определение статуса образовательного учреждения в качестве региональной инновационной площадки как новой формы инновационного развития образовательного комплекса региона;
5. разработка, апробация и внедрение новых образовательных программ и методик профессионального развития субъектов инновационной деятельности, в том числе педагогических, научных, научно-педагогических работников и управленческих кадров сферы инновационного образования Нижегородской области;
6. разработка, апробация и внедрение новых механизмов, форм и методов управления системами инновационного образования разного уровня, в том числе информационных систем дистанционного взаимодействия и принятия управленческих решений в сфере образования Нижегородской области;
7. разработка новых механизмов саморегулирования деятельности образовательных учреждений в рамках сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа».
II.
Основные стратегические направления экспериментальных исследований
в рамках сетевого образовательного проекта «Нижегородская инновационная школа»
Основными стратегическими направлениями образовательной сети «Нижегородская инновационная школа» являются:
Концептуальный сетевой образовательный проект «Нижегородская инновационная школа» - это проект трансформации образовательного учреждения из простого фактора, осуществляющего образовательный процесс и обеспечивающего обучение и воспитание обучающихся, в подлинного субъекта преобразований социума и себя. Это субъект способен порождать новые формы общественной жизни, создавая тем самым условия становления жизнеспособного общества. Проект включает следующие этапы:
1) 2008- 2009 – актуализация и проблематизация профессиональных средств проектирования образовательной программы сетевого сообщества «Нижегородская инновационная школа»;
2) 2009-2010 – концептуализация - выстраивание общей системы ценностей как основания для развития инфраструктуры инновационной деятельности в системе образования Нижегородской области;
3) 2010 – 2011 – оптимизация структуры смысловых и организационно-управленческих связей: моделирование комплекса подпрограмм и проектов, а также операциональное наращивание ресурсов;
4) 2011-2012 - рефлексивное оформление и выход в проектирование новых эталонов средств и предмета инновационной деятельности образовательной сети «Нижегородская инновационная школа».
Главным ожидаемым результатом сетевого проекта должно стать создание сетевого института инноваций в образовании, который отвечает за создание антропопрактик и координацию работ по их диссеминации в региональном образовательном пространстве.
III.
Результативность и эффективность этапа актуализации и проблематизации профессиональных средств проектирования образовательной программы
сетевого сообщества «Нижегородская инновационная школа»
В 2008 – 2009 учебном году педагогические коллективы образовательных учреждений – экспериментальных площадок кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО в рамках образовательной сети «Нижегородская инновационная школа» под руководством В.И. Слободчикова, член-корра РАО, профессора, доктора психолог. наук решали следующие задачи, относящиеся к ближней перспективе реализации стратегии проектного эксперимента:
Оценить результативность и эффективность инновационной деятельности субъектов образовательной сети «Нижегородская инновационная школа» можно на основе следующих показателей:
1). профессиональное самоопределение и ценностно-целевые ориентиры содержания деятельности субъектов сетевого взаимодействия;
2). построение профессиональных общностей как форм деятельностной сетевой кооперации, а также нормирование профессиональной деятельности, обеспечивающее ее кооперацию;
3). легитимизация инновационных продуктов профессиональной деятельности экспериментальных площадок в обществе и в других профессиональных сообществах, а также экспонирование образцов инновационной деятельности;
4). формирование совокупности этических норм (нормы инновационного поведения и самоорганизации деятельности образовательных учреждений в рамках сети), характеризующих работу профессионала;
5). наличие собственной технологии подготовки и переподготовки кадров.
3.1.1. Ценностно-целевые ориентиры и основные смыслы содержания деятельности субъектов сетевого взаимодействия
Содержание программы сетевого проекта |
Содержание деятельности субъектов сетевого взаимодействия |
Формы организации деятельности субъектов сетевого взаимодействия |
Результаты освоения программного материала |
Эффективность деятельности субъектов сетевого взаимодействия |
1. Идеология сетевого образовательного проекта как самообучающейся метаорганизация. 2. Концептуальные основы сетевого образовательного проекта. 3. Сетевые образовательные институты как формы открытого и непрерывного образования взрослых. 4. Управление знанием как новая форма сетевой кооперации субъектов образования. |
1. Построение проблемного поля. Самодиагностика профессиональных оснований участника сети. Выработка позиции. 2. Анализ существующих моделей научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности субъектов сети. 3. Сравнительный анализ моделей научного сопровождения инновационной деятельности субъектов сети. |
1. Рабочее совещание «Презентация образовательного сетевого проекта “Нижегородская инновационная школа”(22.08.08). 2. Осуществлен типологический анализ научно-технологических подходов к разработке моделей сети. 3. Проблемно-проектный семинар по разработке творческо-нормативной модели участников сети (15.09.08) |
1. Представлен сетевой проект в форме презентации и информационного сбор-ника (Приложение 1.) 2. Тезаурус и дидактический портфель участника образовательной сети (Приложение 2) 3. Тематический и организационный план мероприятий на год. (Приложение 3) 4. Создана электронная почта сети (innov-nn@mail.ru) |
Развивающий эффект: 1. Ценностно-смысловое самоопределение в пространстве современного образования. 2. Историко-культурное самоопределение в контексте отечественного образования. 3. Профессионально-деятельностное самоопределение. |
3.1.2. Профессиональное самоопределение субъектов сетевого взаимодействия
Содержание программы сетевого проекта |
Содержание деятельности субъектов сетевого взаимодействия |
Формы организации деятельности субъектов сетевого взаимодействия |
Результаты освоения программного материала |
Эффективность деятельности субъектов сетевого взаимодействия |
1. Комплексная диагностика образовательной ситуации в образовательном учреждении - участника сетевого проекта. 2. Разработка модели образовательного учреждения как участника сети. |
1. Рефлексивное описание собственной ситуации. 2. Формирование блока критериев диагностики. 3. Экспертиза собственной профессиональной позиции. 4. Концептуализация и проблемный анализ. |
Работа проектной команды образовательного учреждения – участника сети, презентация и экспертиза концептуальной модели. |
1. Диагностическая карта для выявления уровня профессионального самоопределения. 2. Модель-схема места образовательного учреждения в стевом проекте. |
Развивающий эффект: Уровень профессионального самоопределения.
|
3.1.3. Построение профессиональных общностей как форм сетевой кооперации
Содержание программы сетевого проекта |
Содержание деятельности субъектов сетевого взаимодействия |
Формы организации деятельности субъектов сетевого взаимодействия |
Результаты освоения программного материала |
Эффективность деятельности субъектов сетевого взаимодействия |
1. Разработка программ образовательного процесса. 2. Освоение технологии ситуационно-позиционного обучения. 3. Разработка новых форм организации образовательного процесса. 4. Проектирование системы научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности школ - участников сети. |
1. Проектная и конструкторская работа по: - составлению программ образовательного процесса. - созданию ситуаций развития субъектов образовательной деятельности. - составлению моделей учебного плана, системы обучения, форм организации обучения и системы аттестации. 2. Разработка комплекса условий эффективного сетевого взаимодействия. |
1. Проектные семинары сети (15.09.08; 19.09.08; 10.10.08; 18.11.08; 19.11.08; 20.11.08; 29.12.08; 12.01.09) 2. Работа проектных групп. 3. Педагогическое консультирование (еженедельно, по методическим дням, составлен график). 4. Внутрисетевая экспертиза образовательных инициатив (Приложение 5). 5. Открытые семинары, включая публичные отчеты ОУ (МОУ Лицей №15 г. Саров; МОУ Лицей №87 г. Нижний Новгород; МОУ СОШ №85 г. Нижний Новгород; МОУ Суворовская СОШ). |
1. Авторские педагогические разработки, их сертификация и публикация. 2. Директ-папка образовательного учреждения нового поколения. 3. Программа научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности школ нового поколения (Приложение 4). |
Развивающий эффект: Овладение деятельностным содержанием профессионального развития субъектов сетевого взаимодействия. |
3.1.4. Наличие собственной технологии подготовки и переподготовки кадров
Разработана система научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности экспериментальных площадок сети, которая была представлена и утверждена на Ученом совете ГОУ ДПО НИРО (сентябрь 2008). Разработана и апробируется программа диссеминации инновационного опыта школ и учителей. Данные по апробации (с 11 января 2008 по 30 декабря 2008) и повышению квалификации в рамках сети представлены в таблице.
№ п/п |
Адресат |
Название темы |
Количество слушателей |
1. |
Администраторы ОУ |
Технология управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении |
95 |
2. |
Педагоги-тьюторы |
1. Диссеминация инновационных моделей школ-победителей ПНПО «Образование» и инновационного педагогического опыта лучших учителей» |
21 |
2. Тьюторское сопровождение инновационной деятельности педагогов ОУ. |
20 |
||
3. |
Администраторы и учителя школ |
Технология изучения, обобщения и диссеминации инновационного педагогического опыта учителя. |
556 |
3.1.5. Экспонирование образцов инновационной деятельности
Мероприятие |
Сроки |
Количество участников |
1. «Презентация модели диссеминации инновационного опыта: публичный отчет школ – победителей национального проекта «Образование» (Приложение 6). 2. Реализация ПНПО: системные эффекты, проблемы, решения. Секция «Нижегородская инновационная школа: стратегическая модель инновационного развития школ. 3. Проектные формы антропопрактики. 4. Гуманитарно-антропологический подход к проектированию инновационной модели сельской школы. 5. Открытый отчет о промежуточных результатах проектного эксперимента сети (Приложение 7). 6. Экспертная деятельность в образования: экспертиза инновационных проектов. 7. Мастер-классы. |
Семинары 15.09.08
Региональная конференция 18.11.08
Проектный семинар 19.11.08 Выездной семинар (МОУ Суворовская СОШ) 20.11.08 29.11.08
12.01.09 21-22.01.09 |
42
87
62
51
64
23 91 |
4. Учебно-методическое обеспечение проектного эксперимента сети
№ |
Содержание деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Разработка УМК по подготовке педагогов и образовательных учреждений к инновационной деятельности |
Подготовлено пособие «Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике» |
Игнатьева Г.А. Тулупова О.В. |
2. |
Разработка программы дистанционной подготовки проектных команд образовательных учреждений в рамках Ассессмент-центра кафедры |
Подготовлена система диагностики готовности к инновационной деятельности (апробирована методика А.В. Растянникова, А.В. Орлова) |
Доронин Д.Ю. |
3. |
Разработана программа подготовки проектных команд и диссеминации опыта школ и педагогов |
декабрь 2008-янв.2009 |
Игнатьева Г.А. Тулупова О.В. Доронин Д.Ю. Медвидь М.В. |
4. |
Разработаны и прошли экспертизу программы и проекты ЭП |
ноябрь – декабрь МОУ СОШ №№ 47,44,50, 187, МОУ СОШ №8 г. Кстово, МОУ СОШ №2 р.п. Пильна |
Тьюторы ЭП сети |
5. |
Разработано положение о РИП |
декабрь 2008 |
Администрация ОУ |
5. Публикации сотрудников кафедры и экспериментальных площадок сети
№ п/п |
Автор, наименование работы |
Жанр |
Выходные данные |
Объем |
1. |
«Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике» |
Подготовлено и сдано впечать пособие |
В печати ГОУ ДПО НИРО |
20 п.л. |
2. |
Проектная идея «Нижегородский образовательный Ассессмент-центр» |
Статья |
Журнал «Психология обучения» №12.- 2008. с.4-16. |
4 п.л. |
3. |
«Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту» |
Статья (отправлена) |
Журнал «Национальный проект «Образование» |
0,7 п.л. |
4. |
«Педагогический опыт в универсуме инновационной культуры» |
Статья |
Сборник по ППО ГОУ ДПО НИРО |
1 п.л. |
5. |
«Информационная карта инновационного педагогического опыта как форма его обобщения и диссеминационный ресурс» |
Статья |
// Педагогическое обозрение, №2-3, 2008. с. 47-56 |
0,6 п.л. |
6. |
Проектирование системы научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности школ |
Альбом-схем (Приложение 8) |
Изд-во «Altex» |
0,8 п.л. |
7. |
Сетевой проект «Нижегородская инновационная школа» |
Инф. бюллетень. Выпуск 1. |
ООО «Поволжье» |
2 п.л. |
8. |
Сборник статей экспериментальных площадок кафедры |
Подготовлено и сдано в сборник 20 статей (Приложение 9) |
ГОУ ДПО НИРО |
3 п.л. |
IV.
Прогностическое обоснование дальнейшего шага развития образовательной сети
«Нижегородская инновационная школа»
Анализ развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений в рамках проекта «Нижегородская инновационная школа» на этапе актуализации и проблематизации профессиональных средств (первое полугодие 2008-2009 г.) позволил выявить следующие приоритетные проблемы:
· отсутствуют четкие управленческие механизмы стимулирования инноваций в образовании как действительно важного и поддерживаемого на всех уровнях управления образованием приоритета научных исследований и проектных разработок;
· отсутствует адресная поддержка потенциально эффективных исследований и разработок в области инновационного образовании;
· не разработаны способы диссеминации инновационных образовательных практик: экспедиции, учебно-исследовательские, творческие проекты, социально-ориентированные проекты, организационно-деятельностные игры, клубная деятельность, мониторинг личностных достижений (портфолио) и т.п.
· не созданы условия для развития независимых форм экспертизы образцов инновационной деятельности участников сетевого проекта;
· недостаточно разработаны эффективные механизмы привлечения и инновационного управления инвестиционно - бюджетными финансовыми потоками для осуществления инновационных проектов в рамках локальных сетей;
· не разработан механизм мониторинга новых образовательных эффектов как способ отслеживания и интерпретации тех новых эффектов, которые непредсказуемо появляются в процессе осуществления проектной деятельности;
· сохраняется разрыв между идеологией антропологического подхода и распространенной в системе образования практикой административного управления.
· не разработаны нормы и формы соизмерения опыта инновационной деятельности различных образовательных учреждений;
Дальнейшее развитие профессиональное сообщество выстраивает в направлении достижения средней и дальней перспектив инновационной инфраструктуры «Нижегородская инновационная школа».
Средняя перспектива:
Дальняя перспектива
В области управления инновационными изменениями цель дальнейших преобразований заключается в реализации стратегии ресурсного (сетевого) управления образовательными инновациями. Ее особенность состоит в том, что взаимодействие и взаимозависимость участников позволяют создать новый продукт и владение этим продуктом осуществляется совместно. Формируется новая собственность (интеллектуальный продукт) и коллективный собственник. В нашем случае, речь идет о создании такого альянса разных образовательных учреждений, в результате которого появляются новые образовательные программы, технологии, структуры, институции.
Дальнейшие преобразования в организационно-управленческой системе мы связываем с развитием антропологического подхода к проектированию содержания практики управления образовательными инновациями как антропопрактики, которая характеризуется:
Окончательная оценка результатов и корректировка действий производится исходя из нового представления о результативности, в основе которого лежит общий принцип, согласно которому совсем не обязательно достигаются «запланированные результаты», а в принципе происходит разворачивание некоторой проектной субъектной деятельности, порождающей новые эффекты и необходимость их теоретического осмысления. Данное представление предполагает рассмотрение результативности в трех аспектах:
- положительные результаты, когда фактические параметры лучше запланированных. В этом случае корректировочные действия направляются на усиление мер, приведших к такому результату;
- отрицательные результаты, когда фактические данные оказались хуже запланированных. Выявленные в процессе анализа факторы, позволяют определить направление мер по исправлению положения;
- нейтральные результаты, когда проект разворачивается в соответствии с планом и никаких корректировочных действий не требуется. Последнее, однако, не означает прекращения процедуры оценки, так как баланс между стандартами и фактическими показателями может быть нарушен в любой момент времени.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть