Современные
образовательные технологии в реализации ФГОС
Современное развитие образования
характеризуется сменой парадигм, переходом от парадигмы обучения к парадигме
учения. Поэтому в настоящее время в условиях современной школы методика
обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования,
разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового
поколения, построенного на компетентностном подходе. Все
эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики
преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и
воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс
современных образовательных и информационных технологий.
Предлагаемый библиографический материал
представляет книги и публикации, посвященные современным образовательным и
информационным технологиям, которые
призваны помочь педагогам в проектировании собственных педагогических технологий для внедрения в практику работы школы новых стандартов образования
(ФГОС). Приведенные частично аннотированные материалы относятся в основном к
2009-2012 гг.
- Аксёнова, В.В. "Смешанная"
форма получения образования / В.В. Аксёнов // Директор
школы.-2011.-№8.-С.76-81.
- Бабушкина, О.В. Использование
открытых образовательных технологий в рамках реализации программы "Одаренные
дети": [Тьюторство]/ О.В. Бабушкина //
Управление современной школой. Завуч.-2010.-№8.-С.11-16.
- Балашова, А.И. К вопросу
о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына: [Исследовательская технология обучения] //
Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2009.-№5.-С.69-73.
- Безверхая, Е.А. Использование
технологий обучения для реализации стандартов третьего поколения: [Знаково-контекстная
технология обучения] / Е.А. Безверхая //
Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.-№1.-С.27-29.
- Белякова, В.Н. Повышение
мотивации и развитие когнитивных способностей учащихся посредством современных
образовательных технологий на уроках математики / В.Н. Белякова // Управление
качеством образования.-2010.-№7.-С.66-91.
- Бершадская, Е. Комплекс
образовательных технологий / Е. Бершадская //
Директор школы.-2009.-№2.-С.65-69.
- Бершадский, М.Е. Технологический
концепт эффективного обучения / М.Е. Бершадский // Народное образование (электронная версия).-2010.-№7.-С.110-117.
- Бирулина, А.Ф. Решение
проблем в обучении детей-мигрантов через применение современных образовательных
технологий / А.Ф. Бирулина, И.И. Гончарова: [Когнитивная
технология обучения М.Е. Бершадского, информационно-коммуникационные
технологии] // Управление качеством образования.-2010.-№6.-С.16-25.
- Борисова, Т.Г. Технология
проектного обучения / Т.Г. Борисова // Образование в современной
школе.-2011.-№5.-С.24-29.
- Борисовских, Т.А. Технология Case
Stady для решения практико-ориентированнных
задач по химии / Т.А. Борисовских // Профильная
школа.-2011.-№1.-С.21-28.
- Бояркина, В. От "почемучек" к "потомучкам", или Уроки с применением ТРИЗ / В.
Бояркина // Директор школы.-2010.-№7.-С.47-50.
- Будько, С.В. Использование современных образовательных
технологий в преподавании обществоведческих дисциплин / С.В. Будько //
Управление качеством образования.-2010.-№3.-С.67-77.
- Вербицкий, А.А. Контекстное обучение: понятие и содержание
/ А.А. Вербицкий // Эксперимент и инновации в школе.-2009.-№4.-С.8-13.
- Вершинин, С. "Сопротивляющаяся реальность"
образовательных технологий / С. Вершинин // Директор
школы.-2011.-№6.-С.47-53.
- Гериш, В.А. Современные инновационные технологии как
основа улучшения качества образовательного процесса / В.А. Гериш
// Стандарты и мониторинг в образовании.-2009.-№6.-С.26-30.
- Голубовская, Е.В. Формирование ключевых компетенций учащихся
на основе современных образовательных технологий / Е.В. Голубовская
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2010.-№5.-С.23-29.
- Громыко, Г. Обучение в парах - и просто, и сложно / Г.
Громыко // Директор школы.-2010.-№3.-С.67-70.
- Гузеев, В. Освоение образовательных технологий
педагогическим коллективом / В. Гузеев // Школьное
планирование.-2011.-№4.-С.30-37.
- Дешки, Г.Н. Из опыта использования современных
педагогических технологий при изучении иностранного языка/ Г.Н. Дешки // Биб-ка журнала
"Методист".-2010.-№1.-С.18-21.
- Дидактические возможности использования
информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе при
обучении английскому языку / сост. С.Н. Исакова.- Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования,2009.
- Елизова, Е.А. Семантика урока как педагогического текста:
[Герменевтический метод анализа урока как педагогического текста, необходимого
для рождения «понимающего» урока] / Е.А. Елизова // Человек и
образование.-2010.-№2.-С.82-86.
- Жиленкова, Л.С. Использование социальных сетей Интернета
при обучении школьников / Л.С. Жиленкова // Образование
в современной школе.-2011.-№4.-С.29-33.
- Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке:
пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И.
Заир-Бек, И.В. Муштавинская.- М.: Просвещение,2011.
- Иванова, О.А. Использование кейс-метода в образовательном
процессе /О.А. Иванова, Н.В. Цегельная, О.М. Дементьева:
[Метод конкретных ситуаций] // Школа и производство.-2011.-№8.-С.3-7.
- Истомин, А.В. Инновационная педагогическая технология -
"Развитие критического мышления через чтение и письмо"(RWCT) / А.В.
Истомин // Эксперимент и инновации в школе.-2009.-№6.-С.76-78.
- Карпович, Д. WiKi -
технологии в коллективной работе с текстами: [Создание гипертекста, избегая
трудностей работы с бумажным вариантом] / Д. Карпович
// Школьное планирование.-2010.-№6.-С.94-107.
- Карпов, А.О. Исследовательское образование как
педагогическая парадигма современной культуры знаний / А.О. Карпов // Народное
образование.-2011.-№7.-С.149-160.
- Козырев, Ю.В. Модель проведения уроков на основе технологии
решения проектных задач / Ю.В. Козырев, Л.Р. Окова,
Н.Ю. Сидорова // Управление качеством образования.-2011.-№6.-С.60-68.
- Колесников, А.К. Современные образовательные технологии для
будущего учителя / А.К. Колесников, А.И. Санникова, К.Э. Безукладников: [Современные
образовательные технологии в свете требований ФГОС ВПО] // Alma
mater.-2012.-№1.-С.34-38.
- Кособок, М. Технологии обучения на уроке : Чего не знают или не хотят знать учителя : [Круглый стол «Технология обучения в практике урока : результаты и перспективы» в Санкт-Петербургской академии потсдипломного педагогического образования] /М. Кособок //
Управление школой: методическая газета для школьной администрации.-2011.-№8.-С.37-40.
- Кузьминов, Я.И. Российская школа: альтернатива
модернизации сверху: [Гуманитарная модернизация образования – возможности
использования стратегии в российском образовании] / Я.И. Кузьминов, И.Д.
Фрумин, А.Б. Захаров // Вопросы образования.-2011.-№3.-С.5-53.
- Лузина, Н.А. Интеграция современных технологий:
эффективное средство личностно ориентированного развивающего образования в
начальной школе / Н.А. Лузина // Начальная школа плюс до и после.-2010.-№10.-С.58-62.
- Лучик, Т.С. Образовательная технология
"Дебаты" в учебном процессе / Т.С. Лучик // Иностранные языки в школе.-2010.-№2.-С.21-26.
- Макаров, Ю. Как учителю обойтись без объяснения нового:
[Технология индивидуализированного обучения] / Ю.Макаров // Директор
школы.-2010.-№8.-С.64-67.
- Малыгина, О.А. Совершенствование учебного процесса на
основе интеграции технологий обучения / О.А. Малыгина // Среднее профессионального
образования.-2011.-№6.-С.51-54.
- Маляшок, Ю.А. Интеграция образовательных технологий в практике
развивающего обучения дошкольников / Ю.А. Маляшок //
Методист.-2011.-№2.-С.63-68.
- Матяш, Н.В. Инновационные педагогические
технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Матяш.- М.: ИЦ "Академия"
,2011.
- Мурзина, Н.П. Компетентностный
подход к проектированию образовательной технологии преподавателя педагогического
вуза (на примере изучения дисциплины "Педагогическая технология") /
Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс до и
после.-2010.-№5.-С.10-15.
- Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования: учебное пособие для студентов вузов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.
Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат.- М.: ИЦ
«Академия»,2009.
- Образовательные технологии:
[Образовательная технология «Достижение прогнозируемых результатов»]: сб.
статей // Библиотечка журнала "Вестник
образования России".-2009.-№3.
- Орлов, В.И. Метод и педагогическая технология / В.И.
Орлов // Педагогика.-2010.-№8.-С.30-38.
- Плесовских, А.Н. Новые педагогические технологии как
средство повышения качества и эффективности обучения /
В.И. Плесовских // Мастер-класс: приложение к журналу
"Методист".-2011.-№5.-С.21-24.
- Плигин, А. Проектирование образовательной технологии
учителем / А. Плигин // Школьное
планирование.-2010.-№3.-С.43-55.
- Полянина, М.М. Использование технологии веб-квестов в образовательном процессе [Проблемные задания
с элементами ролевой игры с использованием информационной сети Интернет] / М.М.
Полянина // Управление качеством образования.-2011.-№6.-С.69-79.
- Потопахин, В. Есть ли смысл в педагогической технологии?:
[Личность учителя – составная часть любой теории и любой технологии] / В. Потопахин // Директор школы.-2010.-№4.-С.70-76.
- Прутченков, А.С. Технология "кейс-стади"
в воспитании школьников / А.С. Прутченков // Школьные
технологии.-2009.-№1.-С.55-67.
- Сапегин, К.В. Образовательная технология " портфолио" / К.В. Сапегин //
Директор сельской школы.-2010.-№3.-С.40-59.
- Селеменев, С.В. Школьная инфографика:
[Средство для передачи концептуальной информации]/ С.В. Селеменев
// Образование в современной школе.-2010.-№2.-С.34-42.
- Сергеев, С.Ф. Дискурсивное обучение: принципы и пример
методики проведения урока [Форма интенсивного обучающего общения,
опосредованная продуктами коммуникации] / С.Ф. Сергеев // Образовательные
технологии.-2009.-№3.-С.13-17.
- Сергеев, С.Ф. Кансей педагогика:
базовые понятия и перспективы развития: [Шаги по стандартизации воспитательной
компоненты образования] / С.Ф. Сергеев // Образовательные
технологии.-2009.-№4.-С.8-12.
- Сивак, С.О. Повышение качества образования через
использование инновационных технологий: [Использование интерактивной доски на
уроках математики] / С.О. Сивак // Управление качеством
образования.-2012.-№1.-С.55-59.
- Сидоренко, И. Тьюторство в
массовой школе / И. Сидоренко // Директор школы.-2010.-№5.-С.84-89.
- Современные образовательные
технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской : [Специфика
образовательных технологий, принципы и методы проектирования, анализ
применения].- 2-е изд., стер. – М.:
КНОРУС,2011.-432с.
- Соколова, Т.А. Образовательная технология «педагогическая
мозаика» - путь формирования метамышления / Т.А.
Соколова // Методист.-2011.-№8.-С.18-20.
- Соколова, Т.А. Педагогическая образовательная технология «Педагогический
театр» [Метатехнология, решающая проблемы культуры
общения, социализации личности, самопознания и т.д.] / Т.А. Соколова //
Методист.-2010.-№7.-С.62-66.
- Стародубцев, В.А. Интеграция информационных и педагогических
технологий. Работа в POWERPOINT 2007/ В.А. Стародубцева // Образовательные
технологии.-2011.-№2.-С.94-117.
- Строкова, Т. А. Подготовка и проведение мониторинга
педагогических нововведений / Т.А. Строкова // Педагогическая
диагностика.-2010.-№3.-С.64-83.
- Тронева, Л.Ф. Использование современных технологий на
уроках ОБЖ / Л.Ф. Тронева // ОБЖ. Основы безопасности
жизни.-2009.-№10.-С.25-35.
- Туранина, Н.А. Становление языковой личности педагога на
основе современных педагогических технологий/ Н.А. Туранина
// Среднее профессиональное образование.-2011.-№3.-С.30-34.
- Челнокова, Т.А. Синергетический эффект педагогического проектирования:
[Самоорганизующее развитие образования] / Т.А. Челнокова // Человек и образование.-2010.-№2.-С.36-39.
- Чошанов, М.А. Инженерия обучающих технологий: [Инструментарий
дидактической инженерии в конструировании проблемно-модульной обучающей
технологии] / М.А. Чошанов.- М.: Издательство БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2011.
- Шевченко, Н.И. Педагогические технологии: социализация
школьников на уроках обществознания / Н.И. Шевченко.- М.: Русское слово,2009.
- Шишарина, Н.В. Модель управления и соуправления
качеством лицейского образования на основе внедрения технологии обогащающего
обучения / Н.В. Шишарина // Управление современной
школой. Завуч.-2010.-№7.-С.89-107.
- Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология в работе
современного классного руководителя / Н.Е. Щуркова
// Классный руководитель.-2009.-№8.-С.111-119.
Составитель:
библиограф Е.В. Шадрина