Скачать документ «МОУ Суворовская СОШ, 607325, Нижегородская обл., Дивеевский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71а » | 01728.doc | 66 Kb |
Составляющие образования: дополнительное образование
Характеристики инновационного опыта: организационные формы
Информационное представление опыта: этно-экологический центр района, этно-экологическое проектирование, педагогическая актуализация традиционно-культурного знания, районная этно-экологическая сеть.
Составляющие образования: обучение
Характеристики инновационного опыта: содержание образования
Информационное представление опыта: этно-экологический центр района, этно-экологическое проектирование, педагогическая актуализация традиционно-культурного знания, районная этно-экологическая сеть.
Составляющие образования: воспитание
Характеристики инновационного опыта: методы
Информационное представление опыта: этно-экологический центр района, этно-экологическое проектирование, педагогическая актуализация традиционно-культурного знания, районная этно-экологическая сеть.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА Приоритетного национального проекта «Образования» |
|||
|
|||
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
Сысойкина Любовь Ивановна
|
МОУ Суворовская СОШ: 607325 Нижегородская обл., Дивеевский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71а |
директор школы |
20 лет |
Чернецова Татьяна Павловна
|
МОУ Суворовская СОШ: 607325 Нижегородская обл., Дивеевский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71а |
заместитель директора по УВР |
20 лет |
Скотникова Елена Викторовна |
МОУ Суворовская СОШ: 607325 Нижегородская обл., Дивеевский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71а |
учитель русского языка и литературы |
20 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
|
Тема инновационного педагогического опыта |
Проектирование «Школы этно-экологического центра района» |
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
Основная идея инновационных изменений определяется противоречием, сложившемся в социально-педагогическом пространстве Дивеевского района и типичным для культуры и социума современного села: необходимость интеграции традиционно-культурного знания в современный социо-культурный контекст села при неразработанности технологий интеграции и педагогической актуализации традиционно-культурного знания. Новыми условиями образовательной деятельности являются внедрение этно-экологического проектирования на всех ступенях и видах школьного образования; модели сетевой кооперации субъектов педагогической актуализации традиционных культур в рамках муниципальной системы района. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта осуществляется также в контексте проектного эксперимента, проводимого МОУ Суворовской СОШ совместно с кафедрой педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО. |
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информа-ционных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) |
Сущность ИПО заключается в разработке условий и функционально-деятельной структуры педагогической актуализации традиционно-культурного знания, которая понимается как педагогическая деятельность в форме проектно-исследовательского комплекса направленная на грамотное изучение и преподавание всякого фольклора и различных этнографических объектов с обязательным условием географической конкретности изучаемой локальной традиционной культуры. Позитивный эффект данной педагогической деятельности воплощается в раскрытии инновационного потенциала и систематической интеграции (через повторное открытие и осознание) традиционно-культурных представлений и технологий в социально-природный контекст и проблемное поле конкретной территории. |
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Концепция изменений предполагает диссеминацию инновационной модели школьной этно-экологической сети проектных коллективов в пространство сетевого проектного сотрудничества муниципального района (концептуальный принцип развития районной этно-экологической сети), осуществляемой в русле этно-экологического и проектного подходов на основании комплекса концептуальных идей: экологичности традиционных культур, сопряженности природного и традиционно-культурного ландшафта, современности традиционных культур и актуальности фольклора, параллели культурного и экологического разнообразия и пр. Применение этно-экологического подхода определено тем, что данный подход позволяет выявлять и анализировать деятельностный, технологический аспект традиционного знания, брать это знание не в статике простого информационного перечня, а в функциональной динамике, картографируя и сопоставляя специфику традиционно-культурных представлений и технологий разных сёл и деревень. Ограничения ИПО связаны с необходимостью научно-сервисного (психолого-педагогического и этно-экологического) сопровождения внедрения данной модели; специального обучения проектных команд-участников сетевого взаимодействия, педагогическая актуализация традиционных культур строго в контексте этно-экологического подхода (Нижегородская школа). Трудоемкость ИПО заключается в создании, поддержании устойчивости и динамичном развитии этно-экологической сети. Риски ИПО объясняются экспериментальным статусом направления инновационного развития школы, что определяет зону «нормативно-правового риска» при тиражировании данной модели. |
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Условия реализации изменений: социально экономические, обеспечивающие наличие инфраструктуры интеграции данного ИПО в муниципальное и региональное социокультурное пространство; возрастно- психологические, определяющие характер социальной ситуации развития и возможность проектирования норм развития; содержательно-деятельностные, выражающиеся в синтезе традиционно-культурного и научно-академического знания при разработке программ гуманитарного и естественно-научного цикла в рамках национально-регионального компонента БУП, организационно-управленческие, определяемые внедрением модели сетевой кооперации субъектов этно-экологического проектирования и организационно-методические, означающие наличие программы научно-сервисного сопровождения в рамках освоения разработок Нижегородской этно-экологической школы и концептуальных положений психологии экологического сознания. Исследования локальных традиционных культур, формирование районной этно-экологической сети на базе МОУ Суворовской СОШ начато в 1995 году, в 2006 году утверждено на районном уровне «Положение о Суворовском этно-экологическом центре». |
Результат изменений |
|
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
1) Сысойкина Л.И., Чернецова Т.П., Скотникова Е.В. Школа – этно-экологический центр района // Нижегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту: сб. статей и научно-методических материалов / науч. редактор Г.А. Игнатьева – Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2007, - С.167-176. 2) Кирюхина Л.И., Видяева Н.В. Традиции почитания леса и воды в этно-экологической культуре села Суворово Дивеевского района Нижегородской области // Сборник тезисов докладов участников XXI Всероссийской открытой конференции обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» - М.-Непецино, 2006. – С.172-173. 3) Видяева Н.В. Лядова Е.Ю. Микротопонимы в говоре села Суворово Дивеевского района Нижегородской области // XXII Всероссийская открытая конференция обучающихся «Национальное достояние России»: сборник тезисов докладов - М.-Непецино: изд-во Н.Ф. Бочкарёвой, 2007. – С.206-207. |
IV. Экспертное заключение |
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений |
Данный ИПО отличается логичностью построения и структурно-содержательной целостностью. Важность и необходимость заявленных преобразований закономерно следует из достижений предыдущего этапа развития МОУ Суворовской СОШ. Следует отметить высокий научный потенциал ИПО, определяемый опорой на разработки Нижегородской этно-экологической школы и концептуальные положения психологии экологического сознания (В.А. Ясвин). Создание школы такого инновационного профиля – первый прецедент в России. Заявленная модель возможна к тиражированию в любом регионе России в контексте концепции системной модернизации сельской школы. |
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
Доронин Дмитрий Юрьевич, старший преподаватель кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО. 603 122 г. Н.Новгород ул. Ванеева, д. 203. 8-903-657-17-85 demetra2@mail.ru |
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть