Нижегородский институт развития образования

Новости

23.04.2009Отчет о проведении VI областного семинара «Рухи Мирас»

23 апреля 2009 года в ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» прошел VI областной семинар «Рухи Мирас»  (Духовное наследие) «Интеграционная роль образовательного учреждения в поликультурной среде», организованный совместно Духовным управлением мусульман Нижегородской области (ДУМНО) и Региональной национально-культурной автономией татар Нижегородской области.

В процессе работы были обсуждены следующие вопросы:

Поликультурное содержание дошкольного образования: традиции, опыт, перспективы.

- Аспекты поликультурного образования младших школьников.

- Воспитание школьников в поликультурной среде: опыт, проблемы,  перспективы.

- Качество изучения русского языка и татарского языка  как интегративный показатель культуры личности.

- Интеграционная роль предметной области «Обществознание» в современной поликультурной образовательной среде.

Участников семинара поприветствовали: Гаяз Салихович Закиров – председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) и Николай Юрьевич Бармин – ректор ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

Гаяз Салихович Закиров поздравил НИРО и ДУМНО с установлением партнерских отношений. В своём выступлении он также поднимал проблемы окончательной социализации мусульман России и интеграции их в российское общество. Гаяз Салихович Закиров также подчеркнул, что «…духовное наследие – самое драгоценное, что есть в каждом народе».

На пленарном заседании с докладами выступили:

- Раис Фалихович Шахейлисламов, ректор Института развития образования Республики Татарстан, доктор экономических наук, профессор

Раис Фалихович Шахейлисламов он отметил, что уровень поднимаемых научных проблем характеризует  уровень учебного заведения, и проведение семинара «Рухи мирас» в НИРО говорит о высоком духовном и интеллектуальном уровне развития его коллектива. Затем Р.Ф. Шахейлисламов  представил участникам семинара свой доклад, тема которого звучала как «Поликультурное образование как средство обеспечения конкурентоспособности молодёжи».

- Дамир Ваисович Мухетдинов – ректор Нижегородского Исламского Института имени Хусаина Фаизханова, доцент кафедры международных отношений ФМО ННГУ им. Лобачевского, кандидат политических  наук, выступил с докладом на тему «Система образования российских мусульман: сочетание светской и духовной составляющих».

Тема доклада Резеды Фаилевны . Мухаметшиной звучала как «Формирование человека культуры в контексте школьного литературного образования». По мнению профессора Мухаметшиной, человек иной культуры может восприниматься в контексте одной из двух антиномий – или «СВОЙ-ДРУГОЙ» или «СВОЙ-ЧУЖОЙ». Для человека культуры приемлем только первый вариант, основанный на уважении людей разных культур. 

- Вячеслав Константинович Романовский - заведующий кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», доктор исторических наук, доцент

Доклад В.К. Романовского назывался «Интеграционная роль предметной области «Обществознание» в современной поликультурной образовательной среде». В.К. Романовский отметил, что в условиях возрастающей агрессивности молодёжи преподавателям необходимо каждый день формировать поликультурную среду. «От того, как мы воспитываем ребёнка, который сидит за партой сегодня, зависит, в каком мире мы будем жить завтра», - подчеркнул он. История, по утверждению В.К. Романовского, играет мировоззренческую роль, а обществознание при разделении его на федеральный и региональный компоненты имеет большой интеграционный потенциал. По мнению В.К Романовского, эти предметы нужно преподавать так, чтобы у людей нового поколения национальная идентичность не противоречила идентичности этнорегиональной.

- Людмила Васильевна Шамрей – заведующая кафедрой словесности и культурологии ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», доктор педагогических наук, профессор.

Л.В. Шамрей в докладе «Качество изучения русского и татарского языков как интегративный показатель культуры личности». Она сравнила народы, проживающие на территории России, с детьми в семье, которые могут быть абсолютно разными. Профессор Шамрей полагает, что в современном мире и при современном темпе жизни люди особенно должны ценить национальный компонент своей личности,  - ведь ритм родной речи и уклад жизни предков расслабляют и успокаивают. То, что многие национальные меньшинства утрачивают свою национальную идентичность, стало мировой проблемой.

- Джаннат Сергей Маркус – журналист, культуролог, г. Москва

Культуролог и журналист из г. Москвы Д.С. Маркус подарил ректору НИРО Н.Ю. Бармину книги, изданные в Москве, Казани и Тегеране.  Д.С. Маркус назвал своё выступление «приветствием-медитацией», его тема звучала как «Евразийская сложность российской культуры: источник сепаратизма и ксенофобии или уникальный ресурс созидания?».

Формат семинара предусматривал работу 5 секций. Все секции состоялись, выступления были с интересом восприняты участниками.

В работе семинара приняли участие специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования, руководители и специалисты  муниципальных методических служб, директора школ, заведующие муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, педагоги, сотрудники НИРО – всего 153 человека.

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть