О том, как сегодня проходят экзамены в школах, какие изменения ждут образовательную систему в плане аттестации выпускников, и о личном отношении к экзаменам как форме контроля в интервью исполняющего обязанности министра образования Нижегородской области Сергея Наумова.
Сергей Васильевич, в содержании экзаменов — и ГИА, и ЕГЭ — что-то меняется с каждым годом. Как сегодня обеспечивается объективность результатов и соблюдение прав участников экзаменов? Есть ли нововведения?
Безусловно, задача повышения независимости и объективности проведения экзаменов является для нас приоритетной. Еще в 2009 году для контроля за ходом проведения ЕГЭ появилась система общественного наблюдения. Так, в текущем году министерством образования Нижегородской области в качестве общественных наблюдателей было аккредитовано более 1800 человек: родителей учащихся, представителей общественных организаций, средств массовой информации и т. д. Процедура сдачи экзаменов является открытой, поэтому наблюдатели никого не удивляют. С другой стороны, чем меньше людей присутствует на самом экзамене, тем спокойнее и увереннее чувствует себя подросток, ведь лишнее волнение отвлекает и мешает настроиться на рабочий лад.
Из нововведений этого года, также направленных на повышение объективности экзаменов, можно назвать пропускной режим участников ЕГЭ на входе в пункты проведения экзаменов (ППЭ) с использованием металлодетекторов. Цель одна: обнаружение мобильных телефонов, которые нельзя проносить на экзамен. Пресечь использование мобильных устройств, а также возможность списывания призвано видеонаблюдение, которое также обеспечивается с этого года на всех этапах проведения ЕГЭ. Как мы видим, условия становятся все жестче, что, безусловно, создает дополнительный стресс для ребят. При всей необходимости соблюдения норм и обеспечения равных прав для всех выпускников нельзя забывать о конкретном школьнике и его комфорте. При дополнительном волнении он может написать экзамен не совсем так, как ему хотелось бы, как бы он мог, был способен.
Каковы перспективы ЕГЭ? Сегодня много говорится о реформе экзамена, его модернизации.
Все это означает то, о чем я говорил еще восемь лет назад: учитель будет вынужден идти навстречу ученикам, а это значит, что он будет «натаскивать» на ЕГЭ по тому предмету, который он преподает, хотим мы этого или не хотим. В результате страдает сам учебный процесс, подача знаний как таковых. Если же те изменения, которые сейчас намечаются, будут проведены, то это частично может изменить подход и к ГИА, и к ЕГЭ. Так, со следующего года планируется, что при поступлении в вузы будет учитываться средний балл аттестата. Если это будет так, то и ребенок, и учитель будут заинтересованы в том, чтобы по каждому предмету была достойная оценка. И это только первый шаг, он половинчатый, но очень положительный. В этой ситуации школьник будет стараться осваивать не только те четыре предмета, экзамены по которым он планирует сдавать, но и другие предметы школьной программы. Это очень важно еще и потому, что далеко не всегда старшеклассник к завершению обучения в школе может четко определиться с вузом и будущей профессией, а вынужденная нацеленность на ограниченное число предметов лишает ребят выбора, альтернативы поступления, возможности попробовать себя в других сферах деятельности.
Можно сказать, что у ЕГЭ есть две стороны. Первая решила проблему поступления в вузы, однако вторая привела к сужению знаний учащихся, ограничению их подготовки только по необходимым им для поступления предметам в ущерб всей остальной школьной программе. Что происходит в последние два-три года учебы современного российского школьника? Он учит только несколько предметов, и получается, что мы сами себя загоняем в угол. Мы, конечно, опомнимся и постепенно начнем менять эту ситуацию, но будет уже поздно. Существует опасность потери классической подачи знаний, а допустить этого никак нельзя. В нашей стране поколениями создавалась система, которая давала человеку возможность при попадании в сложную ситуацию переориентироваться, найти выход, реализовать все свои навыки.
Сейчас работает целая группа по разработке проекта введения со следующего года сочинения в качестве обязательного экзаменационного испытания. Это поручение дано президентом, механизм разработан, и со следующего года выпускники, скорее всего, начнут сдавать сочинение: в декабре — 1‑й поток, в феврале — 2‑й.
Экзамены по выбору — что сегодня наиболее востребовано выпускниками? Можно ли говорить о каких-то тенденциях? Что выбирают чаще всего?
Самое большое число выпускников нашего региона выбирает обществознание и физику. Это тенденция нескольких последних лет. Меньше всего сдают немецкий или французский языки, английский язык стабильно занимает высокий уровень в рейтинге востребованности. В этом отношении меня очень радует интерес к физике, который сегодня есть у наших школьников. В нашем городе и регионе в целом специалисты со знанием физики, радиофизики, радиоэлектроники очень востребованы. Другое дело, я повторю еще раз, что зачастую к 11‑му классу школьник еще не может решить, чем ему заниматься, кем он хочет быть. Дело еще в том, что при выборе того или иного предмета зачастую решающую роль играет то, какие предметы востребованы сегодня вузами. Мы сдаем то, чего от нас хотят. И когда вуз неожиданно меняет один предмет на другой, выпускник оказывается заложником ситуации, потому что несколько лет усиленно учил, например, химию, а вуз решил в самый последний момент учитывать результат ЕГЭ по биологии.
Как сегодня обстоит ситуация с переходом из девятого в десятый класс? Все ли школьники продолжают обучение в старших классах?
Я думаю, что со следующего года ситуация может немного поменяться. С этого года те, кто собирается поступать в вузы после техникумов, сдают не ЕГЭ, а экзамены в классической форме. Поэтому в этом году мы наблюдаем большой приток в техникумы после девятого класса по сравнению с прошлым годом. Это введено впервые с целью, на мой взгляд, осознанного получения высшего образования, более качественной подготовки специалистов. После техникума человек идет в вуз целенаправленно и берет то, что ему нужно.
Если вернуться к вопросу защиты от списывания на экзамене — сегодня это одна из самых обсуждаемых тем…
Все это — лишь следствие общей болезни механизации самой формы экзамена. Поэтому все попытки пресечь списывание — это попытка лечить следствие, а не причину. Раньше была другая проблема — предвзятое отношение учителя к экзаменуемому. Существовали разнообразные способы решения этой проблемы, и самое главное — в этой ситуации вероятность подмены твоих знаний гораздо меньше. В случае прямого списывания с ЕГЭ никто не задействован, никто никому ничего не должен, и в этом весь ужас ситуации. Возникает вполне закономерный вопрос: «Зачем учиться, если нужно просто уметь списывать?» Ситуация же сдачи экзамена один на один дает понять истинный уровень знаний, и тогда приходится учиться по-настоящему. Поэтому я могу сказать, что камеры, всевозможное ужесточение мер — это не может радовать, однако в сегодняшней ситуации без этого, наверное, нельзя.
Повторю еще раз, самое страшное — это деградация учебного процесса в школе. Все остальное можно еще пережить, скорректировать. Последние годы наша область пишет ЕГЭ на достаточно хорошем уровне, мы стоим в числе лучших регионов. Из 13 предметов у нас по одиннадцати показатель выше, чем средний по России. Но это не потому, что мы такие умные, а потому что мы самые последние приняли форму ЕГЭ. У нас еще работают учителя старой закваски, дающие систему знаний, глубокий классический подход подачи материала по всем предметам. Придет время, и мы будет писать так же, как и все, если ничего не изменится.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть