При формировании профильного образования важна реализация как Концепции профильного обучения 2002 года, так и Федерального закона №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (часть 4 статьи 66), вступившего в силу 1 сентября 2013 года.
В Нижегородской области программы профильного образования реализуются общеобразовательными организациями 50 муниципальных районов и городских округов, охват старшеклассников профильным обучением составляет 40,3%.
В Княгининском районе и городском округе Сокольском профильное образование не организовано. Наиболее успешно развивается естественно-научный профиль, в то время как динамика количества старшеклассников, изучающих технологический профиль отрицательна.
Профильному образованию предшествует предпрофильная подготовка, предоставляющая учащимся возможность попробовать себя в различных видах деятельности, связанных с будущим профилем образования. В 2012-2013 учебном году предпрофильное образование было организовано в 30,5% восьмых и девятых классов.
В Сеченовском и Тоншаевском районах 100% занятий организованы за счёт обязательной нагрузки, в Спасском - за счёт кружковой работы, в Навашинском и Шарангском - за счёт факультативов.
Выбор профиля образовательными учреждениями должен происходить с учетом потребностей рынка труда. Необходимо создать механизм взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями. К сожалению, потребность работодателей не находит отклика при формировании профильных классов.
Выполнение комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования в 2011-2013 годах позволило направить на развитие материальной базы общего образования более 1 млрд. 100 млн. рублей на учебное оборудование, включая компьютерное, и более полумиллиарда рублей на современные учебно-методические комплексы. Поддержка материально-технического оснащения учебного процесса сопровождалась выполнением указов Президента Российской Федерации, в результате чего заработная плата учителей увеличилась с 13 468 рублей в 2010 году до 25 096 рублей в 2013 году.
В 32-х муниципальных районах и городских округах 100% учителей, преподающих профильные предметы, прошли соответствующую курсовую подготовку.
Выбор модели профильного образования закладывает основу образовательной программы.
72,5% общеобразовательных школ используют внутришкольную модель организации, которая характерна для крупных городских школ, имеющих по несколько старших классов в параллели.
Почти 25% общеобразовательных организаций используют модель внутриклассной дифференциации.
2,6% общеобразовательных школ объединяют материально-технические, финансовые, кадровые возможности соседних школ для предоставления старшеклассникам права на выбор интересующего их профиля через сетевую модель. Опыт организации сетевой модели накоплен в Сосновском, Городецком и Воскресенском районах.
Самым универсальным способом удовлетворить интерес каждого старшеклассника является образовательная программа, построенная на базе индивидуальных учебных планов. В прошедшем учебном году охват старшеклассников обучением по индивидуальным учебным планам составил 11,5%. Наиболее распространена такая модель профильного образования школах Балахнинского, Павловского муниципальных районов, Приокского района города Нижнего Новгорода.
Главным результатом реализации профильных программ, включая программы углублённого изучения отдельных предметов, являются:
Таким образом, в настоящее время в Нижегородской области сложилась сеть общеобразовательных организаций, реализующих программы профильного направления и углубленного изучения на основе изучения интересов и образовательных потребностей обучающихся.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть