Нижегородский институт развития образования

Подразделения

Профилактика суицидального поведения

Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза. Самый распространенный случай самоубийства – повешение. Ранее считавшийся наиболее опасный для суицида возраст – около 30 лет – стал уменьшаться, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель «помолодевшего суицида»: самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей. В связи с этим повсеместно проводятся меры профилактики, в целях предупреждения суицидальных наклонностей.

Словарь терминов

Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни.

Суицидальная попытка – это целенаправленное действия по лишению себя жизни, не закончившиеся смертью.

Суицидальные замыслы – активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент - человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

Причины суицидального поведения, характерные для подростков.
На первом месте из причин, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями, на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола. Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколением. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи и ее благополучность. Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями, администрацией или классом. Эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийства, но они приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды. Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает обычно в качестве компенсации плохих отношений в семье, из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ
(по предупреждению суицидальных попыток среди подростков)

Сигналы суицидального риска


Ситуационные сигналы:


-Смерть любимого человека;
-Вынужденная социальная изоляция, от семьи или друзей (переезд на новое место жительства);
-Сексуальное насилие;
-Нежелательная беременность;
-«Потеря лица» (позор, унижения).


Поведенческие сигналы:


-Наркотическая и алкогольная зависимость;
-Уход из дома;
-Самоизоляция от других людей и жизни;
-Резкое снижение поведенческой активности;
-Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
-Предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
-Частное прослушивание траурной или печальной музыки;
-«Приведение дел в порядок» (раздаривание личных вещей, письма к родственникам и друзьям, урегулирование конфликтов).


Эмоциональные сигналы:


-Поиск пути к смерти и желание жить одновременно;
-Депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе; подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
-Переживание горя.

Коммуникативные сигналы:

-Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное). Шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщения.

Ресурсы


Внутренние ресурсы:


-
Инстинкт самосохранения;
-Интеллект;
-Социальный опыт;
-Коммуникативный потенциал (общительность);
-Позитивный опыт решения проблем.

Внешние ресурсы:


-Поддержка семьи и друзей;
-Стабильная работа;
-Религиозность;
-Устойчивое материальное положение;
-Медицинская помощь;
- Индивидуальная психотерапевтическая помощь.


Помощь при потенциальном суициде

Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь.
Выслушивайте. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте возможность высказаться.
Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована (табу – запрет). Поэтому важно задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы.
Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Скажите, что вы принимаете их всерьез.
Выработайте совместные решения о дальнейших действиях. Постарайтесь вместе искать альтернативные варианты решения.
Проявляйте интерес, но не оценивайте, не обсуждайте и не пытайтесь переубедить собеседника.

Развеем мифы


МИФ 1. Люди, говорящие о самоубийстве, никогда не осуществляли его на деле.
Это не так. На самом деле 4 из 5 суицидентов не раз подавали сигнал о своих намерениях.

МИФ 2. Человек в суицидальном состоянии твердо решил покончить жизнь самоубийством.
Это не так. Большинство самоубийц не пришли к однозначному решению жить или умереть. Они «играют со смертью», предоставляя окружающим спасать их.

МИФ 3. Самоубийство происходит внезапно, без всякого предупреждения.
Это не так. Суициду предшествует ряд сигналов, выражающих внутреннюю борьбу человека между жизнью и смертью.

МИФ 4. Суициденты постоянно думают о смерти.
Это не так. Позывы к смерти кратковременны. Если в такой момент помочь человеку преодолеть стресс, его намерения могут измениться.

МИФ 5. Улучшение, наступающее после суицидального кризиса, означает, что угроза самоубийства прошла.
Это не так. Большинство самоубийств происходит в течение примерно 3 месяцев после начала
« улучшения», когда у человека появляется энергия для воплощения своих мыслей и чувств к жизни.

МИФ 6. Суицид, чаще всего, совершают молодые люди.
Это не так. Суицид примерно в равной мере проявляется среди всех возрастных категорий.

МИФ 7. Самоубийства, происходят гораздо чаще в среде богатых или, наоборот, исключительно среди бедных.
Это не так. Уровень самоубийства одинаков во всех слоях общества.

МИФ 8. Суицид – это наследственная «болезнь».
Это не так. Добровольная смерть одного из членов семьи может усилить суицидальный кризис у других лишь в том случае, когда они сами подвержены мысли о смерти.

МИФ 9. Все самоубийцы – душевнобольные или умственно неполноценные люди.
Это не так. Уходят из жизни глубоко несчастные люди.

МИФ 10. Женщины угрожают самоубийством, а мужчины осуществляют его. Это не так. Мужчины в 3 раза больше женщин заканчивают жизнь самоубийством, а женщины в 3 раза чаще мужчин предпринимают попытки суицида. Женщины используют средства с большими шансами на спасение: таблетки, яды, газ и т.д. мужчины предпочитают огнестрельное оружие или веревку, где шансы на спасение минимальны.

Памятка родителям от детей

Всем родителям полезно прочитать стихотворение «Выслушай меня».

Выслушай меня

Когда я прошу, чтобы ты меня выслушал (а),

Ты, начиная давать советы,

Не делаешь то, о чем я прошу тебя.

Когда я прошу, чтобы ты меня выслушал (а),

Ты, отвечая, что я не должен этого чувствовать,

Вытаптываешь ростки моих чувств.

Когда я прошу, чтобы ты меня выслушал (а),

Ты, чувствуя своим долгом решить мою проблему,

Подводишь меня – пусть это звучит странно.

Слушай же! Все, что мне нужно –

Только выслушать меня,

Не разговаривая и не делая что-то для меня.

Просто выслушать меня,

Я и сам могу себе помочь, я не беспомощен,

Может быть, я обескуражен и запинаюсь,

Но я не беспомощен.

Когда ты делаешь что-нибудь за меня,

То, что я могу и должен делать сам,

Ты содействуешь моему страху и нерешительности.

Когда ты поймешь, что эти чувства – мои,

Даже если они непонятные,

Тогда я перестану тебя убеждать

И смогу начать разбираться,

Отчего у меня такие непонятные чувства.

И когда мне станет ясно,

Откуда эти чувства произошли,

Мне не нужно будет ничьих советов.

Непонятные чувства приобретают смысл,

Когда мы проникаем в их происхождение,

Наверное, поэтому молитва нам иногда помогает.

Бог безмолвен, и он не дает советов

И не старается исправить нашу ситуацию.

Он слушает и дает нам возможность

Самим решать свои проблемы,

Так, пожалуйста, выслушай меня!

И если ты тоже хочешь высказаться,

Подожди своей очереди, и я выслушаю тебя.

(Записано со слов психотерапевта из США Лизы Гастинг, адаптировано К.С. Лисецким).

Список литературы
1. Алиев И.А. Актуальные проблемы суицидологии. - Баку –1987г.,289c.
2. Арефьева Т. Социологический этюд. М., 1998. 205с.
3. Горин К. Самоубийство…Убийство? // Газета "Аргументы и факты" - 1996- № 17
4. Сакович Н.А. Диалоги на Аидом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. – М.: Генезис, 2012. – 288с. – (Сказкотерапия: теория и практика).

5.Типовая модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся.

Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit

Копировать | Печать | Закрыть