Почему современная школьная практика нуждается в новых образовательных технологиях? Известно, что сфера образования, как разновидность социальной практики, ощущает влияние культуры, науки, экономики, политики и техники в ходе их развития. Особенно заметно влияние интегральных факторов, которые проявляют себя в виде таких тенденций, как глобализация, открытость, неопределенность
В контексте образования глобализация проявляется в глобальной информатизации общества, в необходимости научить подрастающее поколение приобретать, сохранять и творчески применять в жизни любую информацию. Отсюда обостряется потребность в освоении и применении информационных технологий.
Неопределенность постиндустриального информационного общества требует от современного человека готовности к быстрой смене жизни и деятельности, умения, стремления и желания повышать уровень своего образования и профессионализма. Скорость изменений увеличивается, сложность жизненных и профессиональных задач возрастает в геометрической прогрессии. В этих условиях жизненно важными для каждого человека становятся универсальные навыки, позволяющие человеку быть эффективным в любой сфере деятельности, а именно системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними); навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных отраслях); умение управлять проектами и процессами; клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя; умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми; работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем).
Основы владения вышеперечисленными универсальными навыками должны закладываться уже на этапе школьного обучения, что и предлагают нам ФГОС, определяя в качестве обязательного результата общего образования комплекс универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных.
Наиболее эффективным способом достижения метапредметной и личностной образовательной результативности является встраивание в образовательную деятельность событийных деятельностных образовательных технологий синтезирующего характера. Событийная организация образовательной деятельности связана с созданием таких ситуаций обучения, воспитания и развития, которые становятся поворотными пунктами в биографии ребенка, его мировосприятия и нового взгляда на жизнь. Деятельностный подход в построении образовательного процесса предполагает, что его структурообразующим элементом становится сама деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения, осуществляемая на основе отношений доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения. Синтезирующий характер новых образовательных технологий ФГОС выражается в том, что они направлены на комплексный интегрированный образовательный результат (знание-способ-смысл), достигаемый посредством выполнения комплекса деятельностей: познавательной, исследовательской, проектной, конструкторской, организационной, коммуникативной и т.п.
В качестве такого рода образовательных технологий могут выступать: межпредметные и метапредметные погружения; решение задач «предельного типа», так называемых «ноогеновских задач; детско-взрослые форсайты; образовательные путешествия; межкультурные погружения; классические попперовские «Дебаты»; настольные, имитационные, ролевые образовательные игры, проблемные уроки, «инженерные мастерилки» и др.
Такая сложность профессиональных задач, которые ставят перед педагогами ФГОС, требует от них обладания принципиально новыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими им возможность формировать у своих подопечных в соответствии с их личностными и возрастными особенностями те качества, которые сделают их в последующем востребованными в новом мире. Это связано с формированием принципиально новых профессиональных позиций, составляющих суть нового педагогического профессионализма: модератор решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, разработчик индивидуальных образовательных траекторий, тьютор, навигатор образовательных событий, ментор проектов (исследований), координатор социальных практик, игротехник, антропотехник, консультант развития, эксперт по «образу будущего» ребенка.
Необходимость обеспечения готовности педагога к работе в условиях введения новых государственных стандартов общего образования, профессионального стандарта педагога и т.п. определила актуальность создания кафедрой педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО НИРО новой организационной модели повышения квалификации педагогов в рамках реализации дополнительных профессиональных программ, ориентированных на формирование новых профессиональных позиций (универсальных компетенций) педагогов. Модель представлена в материале «Концепт кафедры педагогики и андрагогики по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, ориентированных на формирование нового профессионализма педагога в условиях ФГОС общего образования на 2016 - 2018 годы».
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть