ОТЧЕТ
22 января 2010 в г. Нижний Новгород прошли IV Нижегородские Рождественские образовательные чтения «Духовно-нравственное воспитание: опыт становления гражданина»
IV Нижегородские Рождественские образовательные чтения «Духовно-нравственное воспитание: опыт становления гражданина» проводились в городе Нижнем Новгороде 22 января 2010 года по инициативе Нижегородского института развития образования при поддержке Министерства образования Нижегородской области и Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата).
В работе Рождественских образовательных чтений приняли участие Министр образования Нижегородской области С.В.Наумов, Управляющий Нижегородской епархией Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Георгий, Архиепископ Нижегородский и Арзамасский, более 300 ученых, преподавателей, представителей учреждений образования, руководителей и специалистов органов, осуществляющих руководство в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, работников муниципальных методических служб, священнослужителей.
Главная цель состоявшегося мероприятия заключалась в отражении и обобщении опыта, накопленного в образовательных учреждениях и муниципальных образовательных комплексах по реализации основных направлений региональной Концепции гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы в части формирования региональной системы гражданского становления личности, духовно-нравственной культуры и разработки содержательных параметров взаимодействия с конфессиональными организациями в лице Русской Православной Церкви (Московского Птариархата).
В ходе работы двух пленарных заседаний, 8 педагогических мастерских, 5 диалог-клубов, 2 научно-практических семинаров и круглого стола, организованных в рамках Рождественских образовательных чтений, выступили более 80 представителей учреждений системы образования, Русской Православной Церкви, научных организаций.
В докладах и выступлениях участники чтений поднимали вопросы правового регулирования, методологии, теории, организации и обеспечения многоплановой работы по формированию пространства духовно-нравственной культуры в образовательных учреждениях области.
В рамках педагогических мастерских был представлен опыт становления муниципальных систем гражданского образования и духовно-нравственного воспитания в Уренском, Сергачском, Арзамасском, Воскресенском, Лукояновском, Балахнинском, Кулебакском, муниципальных районах, городе Дзержинске, которые по праву можно считать ресурсными центрами ДНК в Нижегородской области.
В ходе работы диалог-клубов участники чтений дали положительную оценку проведенной в образовательной сфере работы по разработке содержания, методик и организации изучения православной культуры в базовом социально-гуманитарном образовании и воспитании школьников, межконфессионального сотрудничества, обеспечения законных интересов граждан на свободное и добровольное приобщение детей к духовно-нравственным отечественным традициям в светской школе, защиты права на воспитание детей в процессе получения ими общего образования, сохранение культурной идентичности, недопущение навязывания атеистических взглядов под видом научного знания, вопросы подготовки учителей православной культуры и др.
Организованные в рамках Рождественских образовательных чтений научно-практические семинары стали площадками обобщения практического опыта использования нового содержания образования в процессе реализации задач, определенных региональной Концепцией гражданского образования, разработки методов реализации этого содержания и системы подготовки учителя, способного реализовать новое содержание адекватными методами обучения и воспитания, в целях развития творческого потенциала детей, обеспечивающего их социализацию в интересах государства, общества и самой личности.
Особое внимание участников вызвали вопросы, которые были поставлены в центр обсуждения в ходе работы круглого стола, организованного для руководителей образования, муниципальных методических служб, благочинных Нижегородской епархии, помощников благочинных по вопросам образования.
Тематика круглого стола отражала проблемы проектирования условий и механизмов взаимодействия школы и Церкви в современных условиях.
Участники круглого стола высоко оценили итоги деятельности Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Нижегородской области и Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в области духовно-нравственного воспитания и образования, положительно был оценен опыт сотрудничества Нижегородского института развития образования и епархиальных образовательных структур сложившийся в ходе совместной разработки содержания образования, подготовки региональных учебно-методических комплексов, формирования региональной системы повышения квалификации педагогических кадров, православного педагогического просвещения и др.
По итогам состоявшихся обсуждений определены актуальные задачи для педагогического сообщества Нижегородской области, государственных, муниципальных и епархиальных образовательных структур на 2010 год.
РЕЗОЛЮЦИЯ
IV Нижегородских Рождественских образовательных чтений
«Духовно-нравственное воспитание: опыт становления гражданина»
г. Нижний Новгород 22 января 2010 года
IV Нижегородские Рождественские образовательные чтения «Духовно-нравственное воспитание: опыт становления гражданина» проводились в городе Нижнем Новгороде 22 января 2010 года по инициативе Нижегородского института развития образования при поддержке Министерства образования Нижегородской области и Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата).
В работе Рождественских образовательных чтений приняли участие Министр образования Нижегородской области С.В.Наумов, Управляющий Нижегородской епархией Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Георгий, Архиепископ Нижегородский и Арзамасский, более 400 ученых, преподавателей, представителей учреждений образования, руководителей и специалистов органов, осуществляющих руководство в сфере образования муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, работников муниципальных методических служб, священнослужителей.
Главная цель состоявшегося мероприятия заключалась в отражении и обобщении опыта, накопленного в образовательных учреждениях и муниципальных образовательных комплексах по реализации основных направлений региональной Концепции гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы в части формирования региональной системы гражданского становления личности, духовно-нравственной культуры и разработки содержательных параметров взаимодействия с конфессиональными организациями в лице Русской Православной Церкви (Московского Птариархата).
В ходе работы двух пленарных заседаний, 7 педагогических мастерских, 5 диалог-клубов, 2 научно-практических семинаров и круглого стола, организованных в рамках Рождественских образовательных чтений, выступили более 80 представителей учреждений системы образования, Русской Православной Церкви, научных организаций.
В докладах и выступлениях участники чтений поднимали вопросы правового регулирования, методологии, теории, организации и обеспечения многоплановой работы по формированию пространства духовно-нравственной культуры в образовательных учреждениях области.
В рамках педагогических мастерских был представлен опыт становления муниципальных систем гражданского образования и духовно-нравственного воспитания в Уренском, Сергачском, Арзамасском, Воскресенском, Лукояновском, Балахнинском, Кулебакском, муниципальных районах, городе Дзержинске, которые по праву можно считать ресурсными центрами ДНК в Нижегородской области.
В ходе работы диалог-клубов участники чтений дали положительную оценку проведенной в образовательной сфере работы по разработке содержания, методик и организации изучения православной культуры в базовом социально-гуманитарном образовании и воспитании школьников, межконфессионального сотрудничества, обеспечения законных интересов граждан на свободное и добровольное приобщение детей к духовно-нравственным отечественным традициям в светской школе, защиты права на воспитание детей в процессе получения ими общего образования, сохранение культурной идентичности, недопущение навязывания атеистических взглядов под видом научного знания, вопросы подготовки учителей православной культуры и др.
Организованные в рамках Рождественских образовательных чтений научно-практические семинары стали площадками обобщения практического опыта использования нового содержания образования в процессе реализации задач, определенных региональной Концепцией гражданского образования, разработки методов реализации этого содержания и системы подготовки учителя, способного реализовать новое содержание адекватными методами обучения и воспитания, в целях развития творческого потенциала детей, обеспечивающего их социализацию в интересах государства, общества и самой личности.
Особое внимание участников вызвали вопросы, которые были поставлены в центр обсуждения в ходе работы круглого стола, организованного для руководителей образования, муниципальных методических служб, благочинных Нижегородской епархии, помощников благочинных по вопросам образования.
Тематика круглого стола отражала проблемы проектирования условий и механизмов взаимодействия школы и Церкви в современных условиях.
Участники круглого стола высоко оценили итоги деятельности Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Нижегородской области и Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в области духовно-нравственного воспитания и образования, положительно был оценен опыт сотрудничества Нижегородского института развития образования и епархиальных образовательных структур сложившийся в ходе совместной разработки содержания образования, подготовки региональных учебно-методических комплексов, формирования региональной системы повышения квалификации педагогических кадров, православного педагогического просвещения и др.
По итогам состоявшихся обсуждений определены актуальные задачи для педагогического сообщества Нижегородской области, государственных, муниципальных и епархиальных образовательных структур на 2010 год:
1. Продолжить сотрудничество Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и Министерства образования Нижегородской области, Нижегородского института развития образования с участием других региональных научных и образовательных центров (Нижегородского Государственного университета им. Н.И.Лобачевского, Нижегородского лингвистического университета, педагогических вузов Нижегородской области, Нижегородской духовной семинарии и др.) в целях:
развития учебно-методической базы преподавания региональных учебных курсов, отражающих тематику гражданского становления личности и духовно-нравственной культуры, обновления и подготовки новых учебных пособий, учебно-методических комплектов (УМК) по всем годам обучения в школе, прежде всего для основной и старшей ступеней общего образования;
формирования эффективной региональной системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников в области гражданского становления личности и духовно-нравственной культуры, в том числе педагогов епархиальных образовательных учреждений на бюджетной основе;
привлечения специалистов Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) экспертизе учебников, пособий, образовательных материалов в области духовно-нравственной культуры для средней школы;
2. Активизировать процессы взаимодействия региональных органов государственной власти и местного самоуправления с епархиальными структурами в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, а также развития гражданских структур, деятельности общественных педагогических и родительских объединений, выражающих интересы православного сообщества как коллективного участника образовательного процесса в государственной школе и заказчика образовательных услуг, информирования родителей обучающихся о возможности изучения их детьми отечественной православной культуры, способах ее реализации;
3. Разработать и направить в образовательные структуры муниципальных районов и городских округов Нижегородской области информационно-методические материалы по вопросам организации преподавания в государственных и муниципальных школах религиозно-культурологических, философско-религиоведческих и иных мировоззренческих учебных курсов с едиными правилами организации преподавания таких курсов, направленных на гражданское и духовно-нравственное становление личности ребенка, формирование его мировоззренческой, этнокультурной и этноконфессиональной идентичности;
4. Обеспечить информационную поддержку процессам формирования системы гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях, просветительской деятельности, в целях:
изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, внедрения эффективных инновационных практик духовно-нравственного воспитания в сфере образования на основе взаимодействия заинтересованных сторон;
противодействия лицам и объединениям, чьи действия, публичные выступления по вопросам гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания в российской школе противоречат действующему законодательству или возбуждают в обществе вражду;
предотвращения распространению ложных сведений в отношении Русской Православной Церкви, священнослужителей, православного сообщества;
организации разъяснительной работы среди должностных лиц, допускающих неисполнение или превышение служебных полномочий (препятствование введению преподавания курсов православной культуры при наличии образовательного запроса, навязывание обществу юридически или фактически необоснованных мнений о том, что следует, а что не следует изучать в российской школе о религиях т.п.);
формирования православной позиции в отношении представителей религиозных конфессий, общественных объединений, выступающих с заявлениями, которые можно трактовать как пропаганду дискриминации граждан России православного христианского вероисповедания, ущемление их прав на свободу вероисповедания, в частности на свободное и добровольное приобщение своих детей к православным христианским духовным ценностям и нравственным традициям в общедоступной российской государственной школе.
Для реализации поставленных задач, участники IV Нижегородских Рождественских образовательных чтений считают необходимым рекомендовать:
Министерству образования Нижегородской области:
а) рассмотреть на Координационном Совете по взаимодействию Министерства образования Нижегородской области и Нижегородской епархии вопросы поддержки епархиальных образовательных учреждений в части их интеграции в единое образовательное пространство Нижегородской области;
б) издать материалы IV Нижегородских Рождественских чтений «Духовно-нравственное воспитание: опыт становления гражданина» отдельным сборником для их распространения среди педагогической общественности;
Нижегородскому институт развития образования:
а) продолжить конструктивное сотрудничество с традиционными религиозными организациями в целях подготовки педагогических кадров, повышения квалификации работников образования, учебно-методического обеспечения, проведения мониторинговых исследований по учету запроса граждан на изучение курсов гражданской, духовно-нравственной направленности, православной культуры и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия народов России, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
б) продолжить работу по формированию региональной ресурсной базы гражданского образования и духовно-нравственного воспитания, разработать типологию образовательных учреждений – ресурсных центров ГСЛ и ДНК;
Органам власти, осуществляющим руководство в сфере образовательной деятельности муниципальных и городских округов Нижегородской области совместно с представителями Нижегородской епархии:
а) обеспечить полноценную реализацию разработанного Министерством образования и науки Российской Федерации «Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации - епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»;
б) провести работу по сравнению действующих соглашений о сотрудничестве Нижегородской епархии и муниципальных органов власти в сфере образования с «Примерным соглашением», при необходимости обновить соглашения для полноценной реализации возможностей всех направлений сотрудничества;
в) определить муниципальных координаторов по организации взаимодействия муниципального органа образования с образовательными структурами и учреждениями Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат);
г) при содействии Министерства образования Нижегородской области провести в марте-апреле 2010 года совещание координаторов по обсуждению вопросов реализации алгоритмов взаимодействия епархиальных, государственных и муниципальных образовательных структур по реализации задач, определенных в региональной Концепции гражданского образования на 2009-2013 годы.
Участники IV Нижегородских Рождественских образовательных чтений считают необходимым направить настоящую резолюцию в адрес региональных и муниципальных законодательных и исполнительных органов власти, органов, осуществляющих управление в сфере образовательной деятельности муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, епархиального управления Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и разместить на сайтах заинтересованных организаций для информирования педагогического сообщества и учета в работе мнения, высказанного педагогической общественностью в ходе настоящего мероприятия.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть