Основной темой очередного Всероссийского совещания руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, стала программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях».
В октябре 2015 года она была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации.
Реализация Программы позволит создать 6,6 миллионов новых мест, в том числе, 4,6 миллионов мест для обучения детей в одну смену, 2 миллиона мест для обучающихся, которые перейдут из зданий школ с высокой степенью износа в новые школы.
Строительство новых школ поддержал и Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года.
«С каждым годом у нас увеличивается число школьников – в течение ближайших десяти лет их будет на 3,5 миллиона больше, – сказал Глава государства. – Это здорово, но важно, чтобы этот рост не сказался на качестве образования и условиях обучения, и уровень образования продолжал повышаться. В школах требуются дополнительные места. По моему поручению правительство подготовило конкретный план действий на этот счет».
Программа будет реализована в два этапа. На первом этапе (2016–2020 годы) планируется ликвидировать третью смену обучения, перевести учащихся 1–4-х классов и 10–11-х (12-х) классов на обучение в одну смену.
На втором этапе (2021–2025 годы) планируется перевести учащихся 5–9-х классов на обучение в одну смену, обеспечить перевод 100% обучающихся из зданий с износом 50% и выше в новые здания.
Строительство новых школ будет проходить с использованием типовых проектов, соответствующих современным требованиям к организации образовательного процесса, с возможностью трансформации помещений под разные виды обучения.
Конкретные меры по реализации программы глава Минобрнауки России Дмитрий Ливанов обсудил с региональными министрами.
«Мы рекомендуем строить большие школы с учетом требований новых образовательных стандартов и территориальных особенностей каждого региона», – сказал Министр. По его словам, субъекты Российской Федерации будут получать субсидию на выкуп уже построенных зданий. При этом новые школы должны быть типовыми: их будут сооружать согласно проектам, включенным в реестр типовой проектной документации зданий общеобразовательных учреждений Минстроя России.
Функциональные требования к зданиям и помещениям школ на основе лучшего отечественного и мирового опыта сформированы Минобрнауки России совместно с Минстроем России. Разработка самих проектов ведется непосредственно в российских регионах и в Московском государственном строительном университете.
На данный момент в Реестр уже внесены 170 объектов разного назначения, включая 16 школ вместимостью от 30 до 1224 мест. До конца года Нормативно-технический совет при Минстрое России рассмотрит еще 50 проектов из 23 регионов.
Дмитрий Ливанов в своем выступлении отметил, что реализация программы должна проходить в максимально прозрачном режиме, под надзором общественного контроля.
Он также сообщил о необходимости стандартизации требований к школьным оборудованию и технике.
«Это не предписание обращаться к одному производителю, это требования к единообразию образовательного пространства», – подчеркнул Министр.
Вместе с тем он пообещал содействие в снятии нормативных ограничений, которые препятствуют созданию современных условий обучения.
Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Николай Булаев сообщил, что депутатский и сенаторский корпус будут также проводить мониторинг реализации программы и содействовать разрешению возникающих проблем.
В свою очередь директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Андрей Белюченко рассказал о механизме включения в Реестр типовой проектной документации. Он заверил, что ведомство будет способствовать максимальному сокращению всех необходимых процедур.
Ректор Московского государственного строительного университета Андрей Волков доложил о работе над проектами типовых школ, которая ведется вузом. В частности, по его словам, при проектировании зданий используется комплексный подход: учитываются национальные, социальные, территориальные и природно-климатические особенности российских регионов. Также каждая школа должна включать в себя ряд базовых и общешкольных модулей: модуль начальной школы, старшей школы, спортивный, столовой, арт-модуль, административный модуль и другие. Разработана также структура открытого пространства внутри и снаружи школы, принципы компоновки зданий.
Общая тенденция проектирования, по словам Андрея Волкова, заключается в том, что вся школа должна представлять собой единое взаимодополняющее образовательное пространство, где большинство помещений обладают потенциалом для различных видов обучения.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть