На заседании обсуждались вопросы реализации Национальной
образовательной инициативы "Наша новая школа".
Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги.
Сегодня на заседании президиума
Совета мы рассмотрим основной вопрос -
это нацпроект в сфере образования.
Мы проводим заседание президиума в
Тюменской области. Этот регион был в числе первых, кто разработал, а главное -
внедрил на практике новые подходы к управлению образованием.
Вы знаете, что Президент России
Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил национальную инициативу "Наша новая
школа".
По сути, мы продолжаем начатое в
рамках нацпроекта "Образование". Собственно говоря, приоритетные
национальные проекты и приобретенные там навыки, знания, опыт и их
использование - все это задумывалось как основа для запуска системных
преобразований.
С 2007 года в 31 регионе Российской
Федерации шла отработка комплексных программ модернизации школьного обучения. В
той или иной степени они охватили порядка 20 тысяч школ, в которых обучается 5
млн. детей.
Сегодня я хотел бы услышать от
докладчика и других выступающих оценку достигнутых результатов. В первую
очередь - с точки зрения качественных изменений в системе общего образования.
Это важно, так как теперь - в рамках
инициативы "Наша новая школа" - полученные наработки должны поэтапно
распространиться на всю страну.
И мы должны быть уверены, что они
будут работать на достижение основной цели - на то, чтобы обеспечить
кардинальный рост качества школьного образования.
Наши дети должны получать знания и
навыки, необходимые для активной жизни в современном обществе и успешной
профессиональной карьеры в условиях инновационной экономики.
Школа должна активно поддерживать
лучших учеников и лучших педагогов. И одновременно быть чуткой и
доброжелательной к каждому ребенку, включая детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Что для этого, на мой взгляд,
предстоит сделать. Во-первых, уже с 1 сентября 2011 года все первоклассники
начнут заниматься по новым образовательным стандартам. Нужно обеспечить, чтобы
внедрение этих, более современных стандартов не превратилось в пустую
формальность, а реально изменило к лучшему и содержание обучения, и условия
пребывания детей в школах.
Кстати говоря, хотел бы обратить
внимание министра образования на то, что эти стандарты должны подвергаться
критическому анализу с привлечением ведущих специалистов страны,
соответствовать современным требованиям. Надо посмотреть, как они будут
работать. Особую ответственность здесь несут органы власти субъектов федерации
и муниципалитетов.
Во-вторых, мы должны предметно
заниматься повышением результативности и престижа учительского труда. Приведу
один пример. В субъектах Федерации, внедривших новые системы оплаты труда,
заработная плата педагогов растет намного быстрее, чем там, где этого делать пока не спешат.
В 20 регионах-лидерах зарплата
учителей сравнялась или даже превысила среднюю заработную плату в экономике
региона.
Причем в первую очередь поощряется
творческий труд, желание и умение добиваться отличных результатов.
В 20 регионах-участниках комплексных
проектов модернизации образования средняя зарплата учителей достигла средней
зарплаты по субъекту Федерации, как я сказал. Причем в семи из них средняя
зарплата учителей превысила среднюю зарплату по субъекту Федерации более чем на
20%. Могу привести в качестве положительного примера такие субъекты Российской
Федерации, как Калининградская, Саратовская области, Алтайский край, Еврейская
автономная область, Республика Бурятия, Томская область, Республика Алтай.
Кроме достойной оплаты труда
учителей, российские учителя получат и возможность
постоянно повышать свою квалификацию, овладевать новыми технологиями
преподавания. Для этого Министерство образования создает специальные новые
программы переподготовки. Они в свою очередь лягут в основу. Да и
соответствующее правительственное постановление с планом работы мною подписано.
Это же даст возможность провести необходимую переаттестацию.
Хочу вас проинформировать о том, что
после длительных консультаций с профсоюзами механизм переаттестации согласован.
Мы должны привлечь в классы новое поколение молодых и перспективных педагогов.
Третье: необходимо продолжить
формирование единой общероссийской системы оценки качества образования.
Учащиеся и их родители должны иметь возможность влиять на качество и уровень
преподавания.
Критически важной для успеха
преобразований является их поддержка со стороны граждан: родительских
комитетов, объединений педагогов и так далее.
Образовательные учреждения должны
стать более открытыми, в том числе регулярно публиковать отчеты о своей
деятельности, содержащие полную и объективную информацию. А создаваемые в
школах общественные управляющие советы - об одном из таких я упомянул - должны
обладать реальными возможностями влиять на решения по ключевым вопросам в
жизнедеятельности школы.
И последнее. Эффективная работа школ
невозможна без предоставления им широкой самостоятельности в финансовых
вопросах и вопросах хозяйственной жизни.
Нужно добиться, чтобы новые модели
нормативного подушевого финансирования реально
использовались в практике образовательных учреждений, служили стимулом для их
развития, а связь между качеством работы школы и объёмами её финансирования
была очевидной и для педагогического коллектива.
Напомню: Правительство внесло в
Государственную Думу законопроект об уточнении правового статуса
государственных и муниципальных учреждений. Он создает необходимые правовые
рамки и стимулы для внедрения новых моделей управления в социальной сфере.
Их применение позволит более
эффективно использовать бюджетные средства и главное - повысить качество
образовательных услуг, услуг в сфере здравоохранения, других важнейших услуг,
предоставляемых государством.
Законопроект уже принят в первом
чтении. Подчеркну: его ключевые положения меняться не будут.
И поэтому я прошу руководителей
регионов, не дожидаясь вступления закона в силу, начинать подготовительную
работу по его реализации и отнестись к этой работе максимально ответственно.
Необходимые модельные планы и
примерные перечни подзаконных нормативных актов нами подготовлены.
Также хочу привлечь ваше внимание к
проблемам негосударственных школ. Еще один вопрос. Многие из них дают
качественное, хорошее образование, а главное - позволяют учитывать особые нужды
тех детей, которым по различным причинам непросто адаптироваться в обычных
муниципальных школах.
Считаю, что субъекты Российской
Федерации могли бы более активно поддержать успешные негосударственные учебные
заведения, в том числе финансировать их на основе государственного задания по
установленным в регионах нормативам.
Выступление Минобрнауки
РФ Андрея Фурсенко:
- Для всех регионов сегодня поставлены четкие реалистические сроки для
завершения перехода на нормативно-подушевое
финансирование - три года. Нрматив должен устанавливаться не только для учреждения, но
и для каждого конкретного ребенка, с учетом его особых потребностей, в
частности, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Норматив для них
должен следовать, даже если этот ребенок захочет учиться не в
специализированном учреждении, а в обычной школе.
Андрей Фурсенко также отметил, что средства
должны доходить до школ в полном объеме, практика перераспределения средств
между сильными и слабыми школами должна быть ликвидирована.
"Высвобождающиеся неэффективные расходы мы рекомендуем регионам оставлять
в системе, перенаправляя их на повышение норматива
для всех школ, на поддержку лидеров, программы развития", - сказал Фурсенко.
По его мнению, успешный переход на нормативно-подушевое
финансирование не возможен без полноценной финансово-хозяйственной
самостоятельности школ.
Министр считает, что школа должна сама распоряжаться поступающими средствами с
привлечением школьных советов. "В этом случае важно, чтобы бухгалтер
подчинялся не учредителю, не муниципалитету, а директору школы", - отметил
глава Минобрнауки.
Он сообщил, что министерство на федеральном уровне отменило все типовые штатные
расписания для школ.
"Мы считаем, что то
же самое должно быть сделано в каждом регионе и муниципалитете. Типовые штатные
расписания противоречат как законодательству, так и задаче расширения
самостоятельности школ", - подчеркнул Фурсенко. По
его словам, школа сама должна решать, какое штатное расписание для нее
оптимально. "А спрашивать мы должны со школы за результат", - добавил
он.
Следующим шагом станет введение в действие закона о совершенствовании правового
положения государственных муниципальных учреждений, сообщил министр.
"Школа сможет получать финансирование без разбивки по статьям расходов, а следовательно, использовать их более гибко и эффективно",
- сказал Фурсенко.
Министр
здравоохранения и соцразвития РФ Татьяна Голикова,
выступая на заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации
нацпроектов и демографической политике, сообщила:
"Абсолютно здоровыми (так называемая первая группа
здоровья) являются 21,4% учащихся, вторая группа здоровья, то есть это дети,
которые нуждаются в амбулаторном лечении - 58% и третья-пятая группы, где уже
нужно стационарное лечение, - 20,6%" Согласно данным научного
исследования, проведенного институтами Санкт-Петербурга, рациональный режим
сегодня соблюдают 19,4% школьников, активно и регулярно занимаются спортом
10,9% учащихся, не имеют никаких физических нагрузок, кроме школьных, 13,2%
школьников, страдают проблемой выраженной гиподинамии - 29,7%, поздно ложатся
спать - 26,8% школьников.
Для школьников со второй группой здоровья раньше разрабатывались специальные физические нагрузки, особые правила занятия физкультурой в школе.
Раньше, когда это применялось, дети очень часто переходили из второй в первую группу, то есть это давало определенный эффект. Сегодня лишь 20-30% учащихся посещают специальные уроки физкультуры.
Министр предложила в связи с этим провести Всероссийский конкурс среди школ, который будет направлен на развитие и подъем физкультуры среди учащихся.
Она также напомнила, что в 2010 году в России откроется 193 детских центров здоровья.
"Наверное, нам с Андреем Александровичем (Фурсенко) нужно подписать соглашение по поводу того, чтобы школы взаимодействовали с этими центрами здоровья", - сказала Голикова, обращаясь к министру образования и науки.
По ее словам, это поможет проводить диспансеризацию школьников и вовремя давать рекомендации, как сохранить здоровье детей.
Заключительное слово В.В.Путина:
Уважаемые коллеги!
Я не буду говорить развернутых
заключительных слов. В ходе сегодняшних выступлений практически все аспекты
рассматриваемой проблемы нами затронуты. Хочу сказать о том, что, безусловно,
самым главным для нас является обеспечение равного доступа граждан к
бесплатному общему образованию, вне зависимости от организационно-правовой
формы и формы собственности образовательной организации. И при этом нужно
обеспечить качество этих образовательных услуг. Нами подготовлен развернутый
документ - протокольное решение. Мы, безусловно, его дополним сформулированными
вами предложениями.
А в заключение хотел бы сказать вот
что. Мы на образование в Российской Федерации тратим гораздо больше, чем,
скажем, на такую важнейшую функцию, как обеспечение обороноспособности страны.
В 2010 году на обеспечение обороноспособности мы с Вами истратим 2,9% от ВВП, а
на образование - из всех источников, из консолидированного бюджета - 4,4%. Эта
разница, поверьте мне, очень большая. Задача в том, чтобы эти деньги были истрачены
рационально и пошли на пользу гражданам Российской Федерации. Пожелаем друг
другу успехов в решении этой непростой задачи.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть