4 ноября отмечался День народного единства – праздник, установленный в честь важного события в истории России - освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году. 7 ноября – день столетнего юбилея Революции 1917 года. История нашей великой страны наполнена теми примерами, на которых можно и нужно воспитывать подрастающее поколение. Формирование патриотической позиции на основе осмысления школьниками исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок является важнейшей задачей школы. Кафедра истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО считает актуальным формирование личности учащихся как средствами региональной истории, так и других учебных курсов историко-обществоведческого цикла.
Региональная история, обращенная к познанию истории и культуры родного края, создает благоприятные условия для формирования базовых национальных ценностей, для осознания нашими учениками своей причастности к трудовым и ратным свершениям земляков. Уроки по новому учебному курсу «История Нижегородского края», разработанному кафедрой истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО, при умелом руководстве педагога могут прямо или косвенно оказывать благотворное влияние на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, политико-правовое воспитание учащихся[1] Региональная история обладает колоссальным воспитательным потенциалом. Известный писатель Леонид Леонов в свое время справедливо заметил, что «большой патриотизм начинается с любви к малому – к месту, где ты живешь». Региональная история, обращенная к познанию истории и культуры родного края, создает благоприятные условия для складывания региональной идентичности учащихся (осознание своей причастности к поколениям земляков, к их трудовым и ратными свершениям), что в свою очередь вместе с изучением истории Отечества способствует формированию российской гражданской идентичности (осознание себя гражданином России). Вовлечение учащихся в историческое прошлое родного края, их знакомство с культурным и духовным наследием предшествующих поколений способствует формированию базовых национальных ценностей, важных граней личности обучающихся. Уроки с использованием историко-краеведческих материалов региональной и локальной (местной) истории при умелом руководстве педагога могут прямо или косвенно оказывать благотворное влияние на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, политико-правовое воспитание учащихся[3].
Согласно Концепции нового УМК по отечественной истории, учебный курс российской истории должен сочетать историю Российского государства, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села)[6].Такой многоуровневый методологический подход в изучении истории определяет региональную и локальную историю в качестве составной и обязательной части современного школьного исторического образования.
В нижегородских школах с 1 сентября 2016 года осуществляется введение нового учебного курса «История Нижегородского края» (на основе предварительного решения о его включении в школьную образовательную программу). Учебно-методический комплект (УМК) «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней». Он разработан авторским коллективом: д.и.н. В.К.Романовский, д.и.н. Ф.А.Селезнев, к.и.н. Б.Л.Гинзбург и ст. научный сотрудник Э.С.Иткин). В 2015-2016 учебном году УМК был апробирован в 16 нижегородских школах, а по окончании апробации Областной экспертный совет в июне 2016 года рекомендовал его для использования в общеобразовательных организациях Нижегородской области. В учебно-методический комплект «История Нижегородского края» входят:
Учебно-методический комплект по региональной истории подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС и Концепцией нового УМК по отечественной истории, базируется на методологии деятельностного подхода в обучении, структурно и содержательно синхронизирован с программой федерального курса «История России». На страницах учебных пособий учащиеся найдут много интересных фактов о родном крае, познакомятся с повседневной жизнью нижегородцев, трудовыми и ратными подвигами, культурными и духовными достижениями великих земляков. Князь Юрий Всеволодович, Кузьма Минин, Иван Кулибин, епископ Дамаскин, Петр Нестеров, Александр Бусыгин, Борис Королев, Ростислав Алексеев – выдающиеся личности земли Нижегородской, деятельность которых может служить гражданским и нравственным ориентиром для юных нижегородцев. В помощь учителю предлагается методическое пособие с темами учебных проектов по всему курсу, методическими советами по использованию разных методик и технологий, сценариями проведения экскурсий, игр и конкурсов. У школьников есть возможность заниматься под руководством учителя проектной, поисково-исследовательской, историко-краеведческой деятельностью, открывать для себя историю своей «малой родины» и развиваться познавательно и духовно, приобщаясь к национальным ценностям, традициям и наследию предков.
Благородный гражданский и нравственный опыт лучших людей прошлого и современности побуждает школьников следовать их примеру, формирует потребность в нравственном самосовершенствовании. Для реализации поставленных целей могут использоваться разнообразные виды и формы уроков: интегрированные, проблемные, театрализованные, уроки-дискуссии, уроки-конференции и т.п., позволяющие сформировать у учащихся активное отношение к изучаемым событиям, умение анализировать и определять их значение в судьбе Отечества.
Кафедрой истории и обществоведческих дисциплин НИРО разработаны «Методические рекомендации «О преподавании региональной истории (Истории Нижегородского края) в общеобразовательных организациях Нижегородской области» с рекомендуемыми вариантами преподавании учебного курса «История Нижегородского края»[7]. Заказать УМК можно, подав Заявку (с указанием реквизитов школы) на имя ректора НИРО, которая направляется в Издательский центр учебной и учебно-методической литературы ГБОУ ДПО НИРО по электронному адресу izdat.niro@yandex.ru(т. (831) 417-54-67)
[1]См.Романовский В.К. Школьный курс региональной истории в контексте требований ФГОС // Нижегородское образование. 2015. № 2, с.56-61.
[2]Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2011;Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждения//http://s1.vesely.ro.fcior.edu.ru/deiatelnost/vospit_rab/pr_vosp.pdf
[3]См.Романовский В.К. Школьный курс региональной истории в контексте требований ФГОС // Нижегородское образование. 2015. № 2, с.56-61.
[4]Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 3-е изд. М.: Просвещение, 2014. 48 с.
[5]Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2011. С.11-17
[6]Концепция нового учебно –методического комплекса по отечественной истории
[7]Методические рекомендации «О преподавании региональной истории (Истории Нижегородского края) в общеобразовательных организациях Нижегородской области»// Сайт НИРО, кафедра истории, Учебная работа)
[8] См. Предметная область "Обществознание": состояние и перспективы развития в условиях введения ФГОС Доклады и сообщения межрегиональной дистанционной конференции. Нижний Новгород. 29 апреля 2013 года//Сайт НИРО, кафедра истории, научно-исследовательская работа
[9]Электронный сборник методических разработок уроков и внеклассных мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов // Сайт НИРО, кафедра истории, научно-исследовательская работа
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть