4 ноября отмечался День народного единства – праздник, установленный в честь важного события в истории России - освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году. 7 ноября – день столетнего юбилея Революции 1917 года. История нашей великой страны наполнена теми примерами, на которых можно и нужно воспитывать подрастающее поколение. Формирование патриотической позиции на основе осмысления школьниками исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок является важнейшей задачей школы. Кафедра истории и обществоведческих дисциплин ГБОУ ДПО НИРО считает актуальным формирование личности учащихся как средствами региональной истории, так и других учебных курсов историко-обществоведческого цикла.
Программы, позволяющие эффективно выполнять задачу формирования проектной компетентности преподавателя:
• Проектирование учебно-планирующей документации на основе требований ФГОС
• Проектно-исследовательская деятельность обучающихся: от учебного ученического проекта до курсового и дипломного проектирования
• Методическое сопровождение проектной (исследовательской) деятельности обучающихся на основе межпредметного содержания учебных дисциплин
• Универсальные компетенции как фактор проектирования профессиональной карьеры обучающихся
• Фандрайзинг – стратегия привлечения ресурсов при проектировании учебных и социальных проектов (на основе технологии стартап)
• Дистанционные курсы:
Проектирование учебного занятия на основе требований ФГОС
Учебный ученический проект как технология развития творческих возможностей обучающихся.
Реализация содержания программ основана на компетентностном подходе и предполагает формирование и развитие проектной компетентности слушателей в ходе деятельности с использованием технологии электронного дидактического конструктора, разрабатываемого на основе итеративного подхода. Практические и теоретические материалы разбиваются на несколько итераций, в ходе каждой из них выполняются практически все типы работ, а в результате создается реально работающая система с постоянно совершенствующимися функциональными возможностями и умениями слушателей. В процессе проектирования всегда появляются дополнительные требования слушателей или изменяются сформированные ими ранее требования. Также появляются новые ограничения, связанные с принятыми техническими решениями, или, наоборот, новые технологические возможности решения проектировочных задач. В наиболее полной мере их удается учесть именно в итерационной разработке, поскольку при таком подходе преподаватели учебного курса в полной мере готовы к изменениям, что позволяет достигать эффективных результатов.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «08» сентября 2015 г. № 608н утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», устанавливающий требования, которые применяются работодателями при формировании кадровой политики в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций. Проектная компетентность преподавателя в профессиональном стандарте рассматривается как профессионально значимая характеристика личности и деятельности педагога, способствующая его индивидуальному росту, созданию результативного профессионального опыта.
Квалификационные требования к преподавателю предполагают разработку нового содержания программ подготовки (переподготовки) преподавателей, мастеров производственного обучения в условиях дополнительного профессионального образования. Сотрудниками кафедры ТиМПО проектная компетентность рассматривается как интегративное профессионально-личностное качество, основанное на проектных знаниях, личностном опыте проектной деятельности, ценностных ориентациях преподавателя.
В качестве основных компонентов проектной компетентности преподавателя нами выделены следующие: структурный и функционально–процессуальный, обеспечивающие соответствие целям и содержанию обучения в ходе реализации программ повышения квалификации. В состав структурного компонента проектной компетентности входят: когнитивный, культурологический, технологический, коммуникативный и рефлексивный элементы.
Когнитивный элемент отражает умение слушателей анализировать и интерпретировать представленную теоретическую информацию.
Культурологический элемент способствует выбору условий, определяющих важные ценностные ориентации, вызывает потребность в развитии нравственной системы ценностей в ходе проектной деятельности, вырабатывает культуру проектной деятельности.
Технологический элемент отражает понимание структуры процесса проектирования, создание собственного продукта, как результата проектной деятельности, или презентацию итогов исследования.
Коммуникативный элемент включает комплекс умений, определяющих понимание, умение общаться, позволяющий использовать разнообразные формы и способы контактов в творческой группе слушателей, имеющих одну цель, объединённых в решении поставленной проблемы.
Рефлексивный элемент определяет осознание собственного уровня саморегуляции личности, собственных достижений, приобретённых при выполнении проекта, опираясь на свой субъективный опыт. Это размышление, направленное на осмысление своих действий, самооценка по ходу выполнения проектов.
Функционально-процессуальный компонент проектной компетентности представлен личностным, мотивационным, интерактивным, нормативным и оценочным элементами.
Реализация содержания программ повышения квалификации преподавателей СПО основана на компетентностном подходе и предполагает формирование и развитие проектной компетентности слушателей в ходе деятельности с использованием технологии электронного дидактического конструктора, разрабатываемого на основе итеративного подхода. Практические и теоретические материалы разбиваются на несколько итераций, в ходе каждой из них выполняются практически все типы работ, а в результате создается реально работающая система с постоянно совершенствующимися функциональными возможностями и умениями слушателей. В процессе проектирования всегда появляются дополнительные требования слушателей или изменяются сформированные ими ранее требования. Также появляются новые ограничения, связанные с принятыми техническими решениями, или, наоборот, новые технологические возможности решения проектировочных задач. В наиболее полной мере их удается учесть именно в итерационной разработке, поскольку при таком подходе преподаватели учебного курса в полной мере готовы к изменениям, что позволяет достигать эффективных результатов.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть