Календарный Год экологии в России завершен. Расставлены акценты, определены приоритеты, но не закончились проблемы и работа продолжается. Формирование компонентов экологической культуры школьников и экологической компетентности выпускника школы по-прежнему остается государственно важной задачей. В основной и старшей школе экологические знания большей частью формируются за счет экологизации предметов естественнонаучного цикла — биологии, химии, физики. В качестве регионального компонента в учебные планы школ Нижегородского региона включены учебные предметы «Биологическое краеведение» и «Географическое краеведение», рабочая программа и тематическое планирование к которым подготовлены кафедрой естественнонаучного образования ГБОУ ДПО НИРО. Сегодня актуальны также такие формы экологического образования, как областная междисциплинарная биолого-экологическая дистанционная олимпиада школьников и очно-заочная областная научно-практическая конференция по экологии для обучающихся общеобразовательных организаций, которые кафедра проводит уже восемь лет.
Экологическое мышление является неотъемлемой частью экологической культуры каждого человека, под которой подразумевается способность пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. И школьному образованию отводится особая роль в развитии экологического сознания подрастающего поколения.
Экологические знания и умения являются основой для формирования экологической культуры и носят не только когнитивный, но и воспитательный характер. Это стало необходимо в связи с достижением учащимися ряда предметных результатов, заявленных в образовательном стандарте, заключающихся в сформированости:
представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем;
умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
умения оценивать информацию о физических объектах и процессах с позиций научности, экологической безопасности;
собственной позиции по отношению к глобальным экологическим проблемам и путям их решения, убежденности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.
Процессы обучения и воспитания неразрывны и в плане формирования экологического стиля мышления. Все большую популярность в учебном процессе приобретают уроки-размышления экологической направленности, тематика которых ставит школьников в ситуацию оценки и выбора, нравственной дилеммы: «Ввоз отработанного ядерного топлива в Россию: аргументы “за” и “против”», «ГМО и экологическая безопасность». Именно на этих занятиях учителя-предметники должны формировать у обучающихся представления о ноосфере как о «сфера разумности», коэволюции человека и природы, рассматривать пути решения экологических проблем с позиции центризма.
Творческо-деятельностный и поведенческий компоненты экологической культуры, которые включают в себя опыт созидательной, проективной, экологически оправданной деятельности, сотрудничество в отношениях с природой в основном реализуются во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования. Учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, классные руководители должны самостоятельно разрабатывать учебно-методические комплексы для экологических занятий, создавать эколого-развивающую среду и условия для развития программ экологического воспитания и проведения экологических акций и конкурсов различной направленности и тематики.
В этом направлении ведется продуктивная работа по созданию и реализации дополнительных общеобразовательных программ. Учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования за последнее время разработаны программы: экологического объединения «Синяя птица» (Л. А. Родионова), эколого-биологической направленности «На лесной тропе» (Д. В. Соколова, О. С. Соколова), «Юный эколог». Все они получили экспертные заключения НМЭС ГБОУ ДПО НИРО и реализуются в образовательном пространстве региона.
Важную роль в экологическом воспитании подрастающего поколения играют экологических акции и мероприятия, такие, как традиционная акция «Марш парков», экологические олимпиады, конкурсы проектных и исследовательских работ по экологии.
Конкурсы педагогического мастерства — одна из форм экологического образования. Примером такого конкурса стал областной конкурс учительских работ «Экология для будущего». Целью проводимого мероприятия является обобщение и распространение опыта работы педагогов в области экологического образования и просвещения на территории Нижегородского региона. Круг учителей-предметников, участвующих каждый год в экологическом конкурсе, заметно расширяется. Это не только учителя, ведущие предметы естественнонаучного цикла, но и преподаватели ОБЖ, физической культуры, гуманитарных дисциплин, начальной школы. Пример совместного творчества учителей — экологический проект «Перспективы устойчивого развития природы и общества»
(Н. Н. Себельдина — учитель биологии и О. Г. Воротникова — учитель литературы, МБОУ школа № 7 Нижнего Новгорода).
Конкурс «Экология для будущего» для учителей и школьников проводится при поддержке Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в нескольких номинациях:
Одной их современных форм экологического образования, в которой реализуются все направления формирования экологической культуры, является областная междисциплинарная биолого-экологическая дистанционная олимпиада для обучающихся 5—11-х классов, которая стала ежегодной и проводилась в 2018 году уже в восьмой раз. С каждым годом расширяется возрастной диапазон участников и увеличивается их количество. Организаторами олимпиады выступили кафедра естественнонаучного образования ГБОУ ДПО НИРО и группа учителей биологии в рамках работы инновационной площадки «Достижения метапредметных результатов на основе проектной деятельности для основной и старшей школы в рамках внедрения ФГОС».
В этой форме экологического образования школьников органично сочетаются инновационные модели организации олимпиадного движения в виде дистанционного обучения и традиционная модель проведения предметной олимпиады. Олимпиады такого уровня имеют большую педагогическую, методическую и содержательную ценность как для участников, так и для организаторов.
Для реализации дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования нужны квалифицированные педагогические кадры, обладающие экологической компетентностью. Необходимость включения экологического материала в общий цикл лекций на курсах повышения квалификации педагогических кадров различного уровня обусловлена актуальностью формирования у педагогов, а через них и у учащихся, всех компонентов экологической культуры.
В рамках квалификационных курсов для учителей естественнонаучного цикла отдельно присутствует экологический блок, в котором представлена общая система минимальных экологических знаний и содержательные аспекты экологии, реализуемые в предметах образовательной области «Естественные науки». Популяризация современных педагогических методик и технологий в деятельности образовательных учреждений в экологическом направлении, расширение и углубление знаний, приобретение умений и навыков по экологии, методам защиты природы будет способствовать экологическому образованию, расширению и развитию профессиональных навыков в данной области .
Экологическое образование школьников должно стать непрерывным и целенаправленным процессом и реализовываться в различных формах по образовательным программам, обеспечивающим преемственность содержания, как между ступенями общего образования, так и между общим и дополнительным образованием. Безусловно, формированию экологической культуры особое место уделяется при изучении предметов естественнонаучного цикла – физики, химии, биологии, экологии, естествознания. Но достижение обучающимися личностных результатов освоения ООП реализуется через содержание всех учебных предметов. Аксиологический, нормативный и поведенческий компоненты экологической культуры, формирование чувства здоровой тревожности за состояние планеты через создание эмоционально-экспрессивных ситуаций должны быть реализованы на уроках предметов гуманитарного цикла – истории и литературы, основ безопасности жизнедеятельности. Только совместная деятельность всех педагогов-предметников, интегративный подход в изложении предметного содержания позволит достичь личностных результатов в области формирования экологического сознания каждого выпускника школы.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть