Цель психологического обеспечения в системе постдипломного образования - повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса. При этом оно не может ограничиваться лишь рамками задач, которые ставятся перед Психологической Службой в образовании и связаны с преодолением трудностей в обучении учащихся. Система повышения квалификации и постдипломного образования должна включать не только меры по развитию профессиональной компетенции, но и по сохранению и укреплению физического и психического здоровья педагогов, профилактику синдромов эмоционального и профессионального выгорания, профилактику асоциального поведения, меры по созданию психологической безопасности образовательной среды. Кафедрой психологии ГБОУ ДПО НИРО разработана система психологического обеспечения повышения квалификации и переподготовки постдипломного образования, основой которой является психопрофилактическая деятельность.
Психопрофилактика как вид деятельности в системе психологического обеспечения постдипломного образования должна быть ведущей. Психопрофилактическая деятельность требует создания ряда условий, которые помогли бы педагогам не только успешно обучаться, но и в конечном итоге самим ее осуществлять. Обучившись современным техникам и технологиям, специалисты могут выступать в качестве тьюторов в образовательных учреждениях или трудовых коллективах по проведению профилактических мероприятий. Система психологического обеспечения повышения квалификации и переподготовки постдипломного образования может быть рассмотрена как система мероприятий и психопрофилактических средств, оказывающих непосредственное воздействие на развитие профессиональной компетентности, психологической культуры и личностных ресурсов специалистов. Необходимо помнить, что лишь одни психологические знания являются фактором декларации, а не компетенции. Основ¬ной задачей психопрофилактики, в данном понимании, является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности в сложных жизненных ситуациях, отказ от ис¬пользования психологического насилия и его форм во взаимодействии, адекватное принятие решений и ответственность за них. Основная деятельность при психологическом обеспечении постдипломного образования должна быть направлена на профилактику и устранение факторов негативного воздействия образовательной среды, в том числе психологического насилия по отношению к воспитанникам, профилактику асоциального поведения. Особое место должно быть уделено психологической готовности к психологическому сопровождению всех субъектов к ЕГЭ и ГИА, реализации ФГОС, инноваций. Несмотря на то, что общепризнанным является принятие мер по обеспечению и развитию психологической культуры субъектов образовательного пространства в рамках повышения квалификации практических психологов образования и других педагогических кадров, следует признать, что уровень профессиональной и психологической компетентности и культуры у специалистов в целом недостаточен. Это отчасти объясняется болезнями «роста» психологической службы, структура которой ещё далека от своего окончательного оформления. На наш взгляд, профилактика социально-психологических проблем в рамках постдипломного образования является перспективным направлением не только с позиции научно-исследовательской деятельности в современной психологии, но и создает условия для личностного роста и развития, как одного из способов изменения отношения человека прежде всего к себе самому и к проблеме ответственного поведения в трудных жизненных ситуациях. Это и является главными компетенциями, которые необходимо формировать у специалистов. Психологическое сопровождение и обеспечение взрослых людей предусматривает выполнение важных психолого-педагогических принципов: ответственность за принятие решения, приоритет интересов сопровождаемо¬го, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность. Проблема по разработке психопрофилактических мер по сохранению психологического здоровья не только для детей и подростков, но и всех субъектов образовательного пространства (учителей, родителей, администрации), является как никогда актуальной, так как психолого-педагогические и социальные проблемы последних прямо и косвенно влияют на всех субъектов образования. В связи с этим, организация повышения квалификации педагогов-психологов и учителей-предметников, классных руководителей, социальных педагогов должна быть свободной от излишней теоретизированности. Специалисты, с одной стороны, должны изучать современные технологии и приемы работы с детьми, которые в свою очередь могут иметь в большей степени профилактическую и психогигиеническую направленность, то есть полностью отвечать современным требованиям, предъявляемым к компетентностям специалистов. С другой стороны, все специалисты должны овладеть приемами и технологиями саморегуляции, осознанием личностных ресурсов, проходить психотерапию и консультирование по личным и профессиональным проблемам и затруднениям, которые являются мерами психопрофилактической направленности. Современная концепция первичного, раннего предупреждения асоциального поведения детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение. Она касалась чаще всего лишь одного субъекта - детей и подростков, и в меньшей степени – психологов, учителей, администраторов, родителей. К этому необходимо добавить, что и психолог, и учитель сами нуждаются в психотерапевтической поддержке, если осуществляют свою дея¬тельность в деструктивной среде межличностного общения - не зря термин «синдром эмоционального выгорания» закреплен, в первую очередь, за учительской профессией.
Разработанное кафедрой психологии модульное построение образовательных программ с применением накопительной системы оценивания образовательных достижений предусматривает создание условий по осуществлению психопрофилактической деятельности в отношении обучающихся специалистов. Все модули имеют дидактическое сопровождение в виде компьютерных презентаций, рабочих тетрадей с различными заданиями, тестов, кейс-стади по решению психолого-педагогических ситуаций, видеоматериалы. Предлагаемое кафедрой психопрофилактическое содержание образовательных программ постдипломного обучения, связано с одной из главных целей воспитания - воспитание ответственности, изменение отношения общества к социально и психологически значимым проблемам от безразличного до ответственного. На первый план выходит проблема осознанного выбора человека и ответственности за свои дела, поступки, которые и определяют, по мнению специалистов кафедры, его профессиональную компетентность.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть