17 мая 2019 года в ГБОУ ДПО НИРО прошла всероссийская научно-практическая конференция «Предметная область “Искусство” в современной школе: проблемы, поиски, решения», организованная кафедрой словесности и культурологии ГБОУ ДПО НИРО совместно с министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области и ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования».
В работе конференции приняли участие представители администрации общеобразовательных организаций, учителя-предметники, а также специалисты, занимающиеся гуманитарными аспектами школьного образования предметной области «Искусство».
На конференции обсуждались вопросы, связанные со спецификой предметной области «Искусство»: направления развития, инновации, технологии, подходы, а также её роль в формировании национальной идентичности и духовно-нравственных ценностей у обучающихся.
Программа конференции
Место и время проведения конференции:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития
образования»
(Нижний Новгород, ул. Ванеева, 203)
ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
(11.00 –– 11.20, актовый зал НИРО)
Приветственное слово Елены Георгиевны Калинкиной — и.о. ректора ГБОУ ДПО НИРО, кандидата педагогических наук
Приветственное слово Светланы Алексеевны Максимовой —
проректора по
научно-исследовательской и проектной деятельности ГБОУ ДПО НИРО, доктора философских
наук, председателя оргкомитета конференции
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
(11.20 –– 13.00, актовый зал НИРО)
Председатель: Шутан
Мстислав Исаакович — зав. кафедрой словесности
и культурологии ГБОУ ДПО НИРО, доктор педагогических наук
Фортунатова Вера Алексеевна — профессор ННГУ имени Н. И. Лобачевского, доктор филологических наук, Н. Новгород. Формирование когнитивных способностей в преподавании и изучении искусства.
Акишина Екатерина Михайловна — директор ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО», кандидат искусствоведения, Москва. Концепция преподавания предметной области «Искусство»: проблемы и перспективы.
Олесина Елена Петровна — зав. лабораторией интеграции искусств и культурологии имени Б. П. Юсова ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО», кандидат педагогических наук, Москва. Основные направления реализации концепции преподавания предметной области «Искусство».
Медведева Татьяна Юрьевна — зав. кафедрой продюсерства и музыкального образования
НГПУ имени К. Минина, доцент, кандидат
педагогических наук,
Н. Новгород. Сетевое взаимодействие как технология социально-педагогического
партнерства в формировании культурно-образовательного пространства.
Красильникова Марина Станиславовна — ст. науч. сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО», кандидат педагогических наук, Москва. Модернизация музыкального образования школьников: трудности и перспективы.
Севрюкова Надежда Владимировна — ст. науч. сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО», Москва. Межрегиональная Ассоциация учителей предметной области «Искусство» в реализации проекта гранта президента РФ.
Фортунатов Николай Михайлович — профессор ННГУ имени Н. И. Лобачевского, доктор филологических наук, Н. Новгород. Структурный анализ текста как форма самостоятельной работы учащихся.
МАСТЕР-КЛАССЫ
(13.30 –– 14.30)
Сироткина Татьяна Владимировна — учитель музыки ЧОУ РО НЕРПЦ МП «Православная гимназия»; Сироткина Валентина Витальевна — учитель информатики МАОУ СШ № 4, г. Бор, Нижегородская область. Использование интерактивной доски на уроках музыки (ауд. 206).
Сенаторова Ирина Юрьевна — учитель ИЗО МБОУ «Гимназия № 14», г. Выкса, Нижегородская область. Картины шерстью (ауд. 202).
Липова Елена Александровна — учитель ИЗО МБОУ СШ № 12, г. Выкса, Нижегородская область. Силуэтные композиции (ауд. 203).
Шавалеева Венера Фаритовна — учитель ИЗО МАОУ СШ № 22, Н. Новгород. Цветы акварелью (ауд. 105).
РАБОТА СЕКЦИЙ
(13.30 –– 15.30)
Секция учителей мировой
художественной культуры
(кафедра словесности и культурологии)
Руководитель: Медведева Татьяна Юрьевна — зав. кафедрой продюсерства и музы-кального образования НГПУ имени К. Минина, доцент, кандидат педагогических наук
Патунина Елена
Александровна — учитель музыки и МХК; Кондратьева Ольга Владимировна — учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 25 име-
ни А. С. Пушкина», Н. Новгород. Роль предметной области «Искусство» в форми-ровании
художественно-ценностных ориентиров учащихся.
Дзюба Татьяна Александровна — учитель МХК МБОУ СШ № 8 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Кстово, Нижегородская область. Методические инновации в преподавании дисциплин предметной области «Искусство».
Шитова Ольга Константиновна — учитель МХК МАОУ СШ № 10, г. Павлово, Нижегородская область. Типология уроков искусства в системе художественно-педагогической сверхзадачи.
Калачёва Наталия Макаровна — учитель МХК МАОУ «Гимназия № 2», Н. Нов-город. Мультикультурный потенциал пропедевтики в изучении МХК в школе.
Сергеичева
Наталья Юрьевна —
учитель истории МАОУ «Гимназия № 2»,
Н. Новгород. Художественный фильм в школе:
попытка нового осмысления проблемы.
Сурганова Елизавета Сергеевна — зав. отделом научно-просветительской работы НГХМ; Кулагина Светлана Юрьевна — зам. директора по воспитательной работе МКОУ «Школа-интернат для глухих детей», Н. Новгород. На языке искусства.
Ползикова Любовь Владимировна — старший преподаватель ГАУ ДПО «Липецкий институт развития образования», г. Липецк. Роль современного культурного пространства в этнокультурном образовании детей.
Алимская Надежда Сергеевна — учитель МХК, музыки МБОУ «Школа № 20», Н. Новгород. Особенности системы работы учителей предметной области «Искусство» с одаренными детьми.
Секция учителей музыки
(актовый зал НИРО)
Руководитель: Рябчикова Елена Павловна — доцент
кафедры словесности
и культурологии ГБОУ ДПО НИРО, кандидат философских наук
Рябчикова Елена Павловна — доцент кафедры словесности и культурологии ГБОУ ДПО НИРО, кандидат философских наук, Н Новгород. Роль учителя музыки в цифровую эпоху: задачи, проблемы.
Комарова Наталья Валерьевна — учитель музыки МБОУ «Афонинская средняя школа имени Героя Советского Союза Н. С. Талалушкина», Кстовский р-н, Нижегородская область. Развитие эмоционального интеллекта на уроках музыки в условиях начального общего образования.
Буркулакова Лариса Владимировна — учитель музыки МБОУ СШ с.п. Селекционной станции, Кстовский р-н, Нижегородская область. Развитие творческих способностей учащихся средствами инструментального музицирования (школа игры на блок-флейте).
Русанова Людмила Ивановна — учитель музыки МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Балахна, Нижегородская область. Особенности проведения уроков музыки для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Антонова Ольга Викторовна — учитель музыки, ИЗО МБОУ «Ломовская средняя школа», Арзамасский р-н, Нижегородская область. Использование приемов театрализации на уроках и во внеурочной деятельности по музыке.
Чистоткина Марина Владимировна — учитель музыки и МХК МАОУ СШ № 2, г. Бор, Нижегородская область. Развитие коммуникативных способностей младших школьников средствами театрализации.
Бочагова Ирина Вячеславовна — учитель музыки МБОУ
«Гимназия № 17»,
Н. Новгород. Проект как форма промежуточной аттестации на уроках музыки.
Заседателева Анна Геннадьевна — учитель музыки МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 85», Н. Новгород. Развитие образного мышления обучающихся через проектные инсталляции на уроке и внеурочной учебной деятельности в условиях цифровой образовательной среды.
Романенко Ирина Геннадьевна — учитель музыки МБОУ «Школа № 105», Н. Новгород. Повышение уровня предметных УУД на уроке музыки средствами цифровой образовательной платформы «Дневник. ру».
Словиковская Елена Владимировна — учитель музыки МБОУ «Школа № 137», Н. Новгород. Поэзия А. С. Пушкина в музыке (сравнительный анализ романсов русских композиторов-классиков на стихи А. С. Пушкина).
Мельник Татьяна Сергеевна — учитель музыки МБОУ «Школа № 110», Н. Новгород. Музыкальная деятельность как средство развития коммуникативной культуры учащихся.
Ушакова Наталья Петровна — учитель музыки МАОУ «Школа № 172», Н. Новгород. Возможности проблемного метода в формировании УУД и компетенций учащихся на уроках музыки (из опыта работы).
Хлад Маргарита Игоревна — руководитель творческой лаборатории «Свирель
Э. Смеловой» ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО»,
Москва. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на
свирели Э. Смеловой.
Пельченкова Юлия Сергеевна — учитель музыки МБОУ «Школа № 15», Н. Новгород. Музыка — активизатор интеллектуального потенциала человека.
Шнякин Алексей Васильевич — учитель музыки МБОУ «Выездновская СШ», Арзамасский р-н, Нижегородская область. Развитие профессионализма учителя музыки как условие повышения качества образования.
Муравьева Дарья Сергеевна — учитель
музыки МБОУ «Школа № 122»,
Н. Новгород. Формирование российской идентичности в процессе изучения историко-героических опер русских
композиторов.
Носкова Елена Евгеньевна — учитель музыки МАОУ «Школа № 161», Н. Новгород. Домашнее задание — важный компонент уроков музыки для творческого развития учащихся.
Якимова Татьяна Станиславовна — учитель музыки МАОУ «Школа № 22»,
Н. Новгород. Методические инновации в преподавании музыки в школе.
Гусева Елена Константиновна — учитель музыки МБОУ «Школа № 72», Н. Новгород. Творческие задания на развитие образного мышления на уроках музыки
Смирнова Мария Викторовна — учитель музыки МАОУ «Школа № 81», МАОУ «Лицей № 82», Н. Новгород. Развитие творческого потенциала учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности в области музыки.
Секция учителей
изобразительного искусства
(ауд. 205)
Руководитель: Васин Александр Михайлович — старший
преподаватель кафедры
словесности и культурологии ГБОУ ДПО НИРО
Васин Александр Михайлович — старший преподаватель кафедры словесности и культурологии ГБОУ ДПО НИРО, Н. Новгород. Творчество как средство формирования художественно-ценностных ориентаций школьников.
Дёгтев Иван Олегович — учитель ИЗО МБОУ «Лицей № 165 имени 65-летия "ГАЗ"», Н. Новгород. Изобразительная деятельность и сознание человека.
Шевцова Ольга Борисовна — учитель ИЗО МБОУ «Гимназия № 2», г. Саров, Нижегородская область. Формирование способов познания и мышления школьников через приобщение к народной культуре.
Аржанова Наталья Леонидовна — учитель технологии, ИЗО МБОУ «СШ № 11», г. Павлово, Нижегородская область. Организация профориентационной работы обучающихся средствами учебных ситуаций на уроках изобразительного искусства.
Баляева Тамара Александровна — учитель ИЗО МБОУ «Мамлейская основная школа», Сеченовский р-н, Нижегородская область. Приобщение учащихся к духовной жизни общества средствами арт-сферы.
Кувшинова Екатерина
Евгеньевна — учитель ИЗО МБОУ «Школа № 106»,
Н. Новгород. Внедрение в программу предмета «Изобразительное искусство» синтетических
видов искусства и компьютерных технологий: за и против.
Хвалько Елена Васильевна — учитель ИЗО МБОУ «Школа № 110», Н. Новгород. Применение технологии «рисование — линейная графика» для развития тонкой моторики детей.
Крапивина Светлана Вячеславовна — учитель ИЗО и черчения МАОУ «Школа № 128», Н. Новгород. Духовность и патриотизм в художественном воспитании и образовании школьников.
Дажинова Валентина Юрьевна — учитель начальных классов, ИЗО МБОУ «Мухтоловская основная школа», Ардатовский р-н, Нижегородская область. Формирова-ние элементарных навыков изображения человека на уроках изобразительного искусства средствами разных видов деятельности.
Лисова Елена Шемеровна — учитель ИЗО, черчения МБОУ «Средняя школа № 3 имени В. П. Чкалова», г. Арзамас, Нижегородская область. Роль арт-сферы в приобщении учащихся к духовной жизни общества на уроках и во внеурочной деятельности по изобразительному искусству.
ВЫСТАВКА РАБОТ
Петрухин Вячеслав Владимирович — преподаватель живописи, рисунка, искусства шрифта ГБПОУ «Нижегородское художественное училище».
Дёгтев Иван Олегович — учитель ИЗО МБОУ «Лицей № 165 имени 65-летия "ГАЗ"», Н. Новгород.
Смелова Людмила Николаевна — учитель ИЗО, технологии МБОУ «Мотмосская СШ», г. Выкса, Нижегородская область.
КОНЦЕРТНЫЕ НОМЕРА
Ансамбль свирелей МБОУ «Школа № 15», Н. Новгород. Руководитель: Марцинкевич Елизавета Валерьевна.
Хор МБОУ «Школа № 52», Н. Новгород. Руководитель: Широкорад Алла Владимировна.
Хор МАОУ «СОШ № 30 имени Л. Л. Антоновой», Н. Новгород. Руководитель: Толстова Ольга Игоревна.
Заявку на участие в конференции, а также статьи для сборника материалов по итогам конференции просим присылать до 15 апреля 2019 г. на электронную почту repssl@mail.ru.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть