12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики — памятную дату, посвященную первому полету человека в космос. Это особенный день — день триумфа науки и всех тех, кто сегодня трудится в космической отрасли. С 2011 года он носит еще одно название — Международный день полёта человека в космос. Сегодня в исследованиях дальнего и ближнего космоса происходит настоящий прорыв. Достаточно упомянуть последнюю Нобелевскую премию по физике (экспериментальное обнаружение гравитационных волн) – в создании детектора гравитационных волн принимали участие наши нижегородские ученые из Института Прикладной Физики РАН. Космический корабль «Новые горизонты» доставил уникальную информацию о далекой малой планете Плутон. Как выяснилось, Плутон зря считался мёртвым куском льда и замёрзших газов. Космические исследования показали, что это не так. Понимать значение таких открытий учит наука астрономия, и замечательно, что она снова стала обязательным предметом в старшей школе. Кафедра естественнонаучного образования ГБОУ ДПО НИРО проводит дистанционные курсы повышения квалификации учителей физики по предмету «Астрономия» (преподаватели А.Ф. Беленов, Л.А Прозоровская, В.В. Новиков). Совместно с Нижегородским планетарием проведены астрономические конференции для учителей и школьников, Гагаринские уроки, на которых были представлены лучшие проекты и исследовательские работы школьников в области астрономии. Но проблемы тоже есть. И одна из главных - «разрыв» между содержанием программ старшей школы по физике и астрономии.
В Федеральный Перечень вошли как традиционный учебник авторов Воронцова-Вельяминова Б.А., Страута Е.К. издательства «Дрофа–Вентана-Граф» (номер в федеральном перечне 2.3.2.4.1.1), так и учебник нового поколения - В.М. Чаругин. Астрономия. 10–11»/ М.: Просвещение, 2017 г. Учебник входит в новый учебно-методический комплекс «Сферы» по астрономии для старшей школы. Издание подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Появились и новые технические средства обучения, такие, как программа STELLARIUM (электронный планетарий с возможностями формулировки практических заданий для школьников); наглядные пособия, например, «Кабинет Астрономии».
Не хотелось бы что-то отвергать или рекомендовать, но учебник
В.М. Чаругина, по мнению доцента кафедры естественнонаучного образования А.Ф. Беленова, выглядит более привлекательно – как по дизайну, так и по содержанию. Хотелось бы еще порекомендовать пособие М.А. Кунаш (изд-во «Дрофа–Вентана-Граф») к учебнику Б.А. Воронцова- Вельяминова. Автор пособия сделала блестящие поурочные разработки, полезные при любом выборе УМК учителем. Но при этом в данных учебниках в первом полугодии изучения предмета даются формулы для углового увеличения телескопа и углового разрешения телескопа. Для понимания этих формул нужны достаточно глубокие знания по геометрической и волновой оптике (2-е полугодие 11 класса), включая малоугловое приближение и теорию дифракции. Иначе – это еще одни знания «на веру», которых у старшеклассников и так – в избытке. Современные ФГОС предполагают, наоборот, снижение объема такого рода знаний, с приоритетом понимания содержания. Что можно порекомендовать учителям астрономии? Прежде всего – не ограничиваться учебниками. Есть достаточно большой арсенал дополнительной учебной литературы по астрономии, из которых можно рекомендовать следующие:
1. В.Г. Сурдин. Звезды. Москва. Физматлит.2008.
2. М.А. Кунаш. Методическое пособие по астрономии. М. Дрофа.2018г.
3. А.Ф. Беленов и др. Астрономия. 10 -11 классы. Дополнительные материалы к школьному курсу. Нижний Новгород. НИРО.2019 г. (по поводу приобретения, просьба написать по адресу balniro@mail.ru).
А вот с технопарком не все так просто. Дело не только в финансировании, но еще и в подготовленности учителя. Самое недорогостоящее решение – это программа STELLARIUM. Она занимает немного места на компьютере, но при этом позволяет с помощью компьютера, мультимедиапроектора и экрана сделать минипланетарий. Тем более, достаточно элементарной компьютерной грамотности учителя.
Да, проблемы есть, но, если учитель не хочет «отучить» учащихся от астрономии, пожелание одно – меньше материала «на веру», больше доказательности (хотя бы на качественном уровне). Заинтересованность учителя – главное условие, при котором уроки астрономии становятся увлекательными, а не проблемными.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть