В этом году было рекомендовано «обеспечить реализацию основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, и дистанционных образовательных технологий с 30 марта 2020 г.» [2] с целью предупреждения распространения коронавирусной инфекции.
Для этой цели в нашей школе использовали образовательную платформу «Дневник.ру». Поскольку Богородский район на ней работает уже несколько лет, с возможностями платформы для организации дистанционного обучения школьников, в основном, были знакомы:
• образование: расписание уроков, электронные дневник ученика и журнал учителя, а также домашние задания;
• общение: личные страницы учеников, учителей и родителей, личные сообщения, тематические группы и организовано хранение и обмен файлами;
• управление: организован удобный ввод и импорт данных, выставляются различные типы оценок и отчётных периодов, размещаются школьные объявления
• доступность: учащимся предоставлен доступ с любого компьютера 24 часа в сутки, 7 дней в неделю для выбора удобного времени и сроков работы над предложенным к изучению материалом.
Вся информация по уроку находится на «Странице урока». В описании прописан весь ход занятия, всё что нужно выполнить ученику по данной теме. Кроме того, можно размещать ссылки на ресурсы цифровых платформ или прикреплять файлы различных форматов: текст, презентация, видео и др.. При выдачи домашнего задания, можно настроить «требуется файл с результатом», что делает проверку более удобной. Хорошим инструментом для проверки уровня знаний учащихся является приложение «Тесты». Оно позволяет выявить, сколько попыток предпринял ребёнок, какое количество баллов поучил, дату и затраченное время работы с тестом.
Учителями информатики нашей школы были приобретены на http://videouroki.net комплекты уроков для 8 и 9 классов, содержащие готовые видеоуроки, презентации по каждому уроку учебной программы, а также тесты для проверки знаний школьников. Они стали основным дидактическим материалом для дистанционного обучения информатики 8-9 кл..
Отличным помощником в реализации дистанционного обучения на уроках информатики является Российская электронная школа (РЭШ) – информационно-образовательная среда, объединяющая учителя, ученика и родителя. Но интерактивные уроки по информатике в ней только с 7 по 11 класс. Каждый интерактивный урок включает в себя:
• актуализацию опорных знаний;
• новый материал – обычно это видеоролик с лекцией;
• размещены задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков;
• упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз, а проверочные напротив, не дают повторных попыток; система сама отслеживает результаты и формирует успеваемость ученика;
• упражнения и проверочные задания в уроках подобраны в соответствии с экзаменационными тестами, поэтому их можно использовать для подготовки к ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ;
• к каждому уроку есть конспект.
Учитель приглашает учеников в РЭШ и формирует группы, как правило, по классам. Затем выкладывает задание, а результат просматривает в дневнике учащегося. Родители тоже могут прикрепиться к учётной записи учителя. Таким образом, ученик в любое время может повторить урок, а родители будут в курсе учебной программы своего ребёнка.
Цифровой образовательный ресурс ЯКласс тоже пользуется большим успехом в реализации дистанционного обучения на уроках информатики. При использовании данного ресурса в полном объёме – он платный. Но бесплатно можно подобрать готовый материал по классам, как для контроля, так и для изучения теории.
Конечно, ученики лучше воспринимают информацию при очном обучении, когда «вживую» учитель объясняет новую тему. Сразу можно задать вопрос, вернуться к недопонятым моментам, прибегнуть к помощи учителя при составлении программы в среде программирования в 8-11 классах или, если исполнитель в КуМире не выполнил поставленной задачи у 6-7-классников. Поэтому при изучении сложных тем, когда без учителя никак, чаще всего использовали Skype, привычный для общения сервис.
В настоящее время семимильными шагами набирает популярность сервис ZOOM. К преимуществам использования ZOOM можно отнести: возможность работать с презентацией во время конференции, демонстрация видео, возможность записать и сохранить материал конференции (урока), наличие режима «белой доски». Но, наверное, главное – получение совместного доступа к одному экрану. И уроки организованные в ZOOMе пользуются большой популярностью и у учеников и у преподавателей.
Режим конференции целесообразно использовать в дистанционном обучении на уроках информатики при работе в КуМир, при изучении тем программирования, а также при проведении консультаций, в том числе по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Для контроля знаний учащихся 5-11 классов по информатике можно использовать интерактивную рабочую тетрадь Skysmart - это сайт с интерактивными заданиями. Хотя задания ориентированы на УМК “Просвещение”, но можно подобрать по темам и для других УМК. Правильность выполнения работы оценивается автоматически и сразу, что является положительным моментом при дистанционном обучении.
Ещё одна из «молодых» платформ, которые можно использовать для реализации дистанционного обучения на уроках информатики – это EXAMER. Возможности этого сервиса можно использовать для подготовки к ГИА, для повторения тем курса информатики. Учитель формирует задание, выдаёт ученикам. Проверка правильности решения производит сама система с последующим анализом – какие задания выполнены верно, а какие нет и какой процент выполнения работы. Преподавателю доступна информация о том как справился с работой каждый ученик.
К сожалению, пока последние два сайта имеют небольшой набор задач, и использовать их часто нецелесообразно.
Таким образом, реализация дистанционного обучения на уроках информатики хорошо реализуется на образовательной платформе Дневник.ру, равно как и в системе Moodle. Для достижения высокого качества обучения, чтобы сформировать УУД, как при очном обучении, так и при дистанционном обучении необходимо использовать множество ресурсов, в том числе и цифровых, таких как: РЭШ, EXAMER, Skysmart, ЯКласс, ZOOM.
Работа в данном направлении актуальна и востребована. При правильном подходе обеспечивает высокие результаты. |