Несколько замечаний
по поводу организационно-содержательного обеспечения учебного предмета
«Физическая культура» в связи с реализацией ФГОС.
- Учебный предмет «физическая культура» в соответствии с
ФГОС включен в обязательный список учебных предметов. Кроме того, в
соответствии с приказом №889 от 30.08.2010 г. МО РФ «О внесении изменений в
федеральный базисный учебный план… для образовательных учреждений, реализующих
программы общего образования» для учебного предмета «физическая культура» с 1
по 11 классы вводится дополнительно
третий час в неделю за счет регионального (регионально-национального)
компонента. По этому поводу есть разное отношение субъектов образовательной
деятельности к необходимости таких действий - как положительное, так и отрицательное.
- Кафедра
теории и методики ФВ и ОБЖ НИРО,
естественно, относиться к данным
действиям положительно. Для этого есть объективные (как и субъективные)
причины. Объективно то, что физическая культура, как деятельность, относится к
т.н. «родовым», которые характеризуются своими, присущими только им социальными
функциями. Реализовать функции физической культуры другими видами деятельности
невозможно. Значит, обеспечить разностороннее базовое общее образование без
формирования физической культуры личности невозможно.
- Исторически сложилось так, что понимание такой
необходимости в РФ (со стороны управленцев образовательной деятельности,
педагогов других учебных предметов, родителей) не сформировано по разным
причинам. В случае ориентации на «выбор» учебного предмета «физическая
культура» и наличия непонимания необходимости включения его в содержание
учебного процесса, можно прогнозировать отсутствие (в большинстве случаев)
этого выбора. Данное обстоятельство
чревато негативными последствиями в достижении, например, социально задаваемого
уровня здоровья и ЗОЖ.
- В подтверждение отмеченного факта можно сослаться
на «опыт» организации физического воспитания во Франции. В течение нескольких
лет учебный предмет «физическая культура» в общеобразовательных учреждениях там
был по выбору. Мониторинг состояния здоровья в это время показал снижение его
показателей. Причем, весьма существенно. В последние годы учебный предмет
«физическая культура» во Франции был введен как обязательный. Положение дел,
судя по результатам мониторинга, выправляется.
- Очень важным моментом понимания сущности учебного
предмета «физическая культура» является выделение (из числа других) двух
характеризующих его социально важных задач. Первая задача связана с обучающей деятельностью – формирование
базовых физкультурных знаний, формирование базовых способов двигательной
деятельности (культуры движений), формирование базовой методической грамотности
в связи с использованием средств физической культуры. Вторая задача связана с обеспечением двигательной активности,
развитием двигательных качеств. Решение этой задачи имеет принципиальное
значение для формирования здоровья и ЗОЖ.
- В условиях недопонимания этого значения, государство (в
лице управляющих содержанием общего образования государственных учреждений)
вынуждено применять «насильственные», но объективно необходимые меры в
определении ресурса времени на учебный предмет
«физическая культура». Предложенный ресурс времени, выделяемый на учебный
предмет «физическая культура» (три часа в неделю) является оптимально
необходимым (с точки зрения создания объема двигательной активности как необходимого условия формирования и
поддержания здоровья учащихся) в современных условиях общеобразовательной
деятельности.
- Введение учебного предмета «физическая культура» в состав обязательных и
определение для него недельного ресурса учебного времени в объеме три часа,
являются важными шагами в решении задач физкультурной
социализации и обеспечения здоровья молодого поколения. Однако немаловажное
значение имеют следующие шаги – необходимое материально-техническое и кадровое
обеспечение; качество реализации системы физкультурного общего образования.