Аннотированная библиография учебных изданий
«Товарищества Д.И. Сытина» из ценного фонда библиотеки НИРО
Сборник чтений с волшебным фонарем в школе и дома: Труды комиссии по устройству чтений для учащихся / Педагогическое общество, состоящее при Императорском Московском университете.- М.: Типография Т-ва И.Д.Сытина, Валовая улица, свой дом, 1904. - [277с.]. : ил.
В 1901-1902 годах Педагогическим сообществом, состоящим при Московском университете, были составлены сборники текстов различной тематики, которые сопровождали демонстрацию световых картин «волшебного фонаря». Эти сборники были очень популярны и использовались в учебной работе гимназий, воскресных школ и т.д.
Кюрзен, М.Б. Систематический курс арифметики для средних учебных заведений, мужских и женских. - изд. 6-е, испр. - М.: Типография Т-ва И.Д.Сытина, Пятницкая улица, свой дом, 1915. – [412 с.]. : ил.
В предисловии к курсу указано, что он составлен в объеме программ арифметики для средних учебных заведений, а дополнительные сведения курса арифметики высшего класса гимназий и реальных училищ помещены в «Приложении», т.е. налицо присутствие уровневой дифференциации в изложении материала.
Приступая к первому изданию, историческая комиссия предполагала со временем выпустить особую серию листов, посвященных «культурной» истории России, поэтому содержание первой серии составила в основном политическая история России. В пособии рассказывается об образовании русского государства, деятельности первых русских князей, принятии христианства, Татарском нашествии, об Александре Невском, Новгороде Великом, возвышении Москвы, Смутном времени, о Петре Великом и его преемниках, Екатерине II, Александре I, Николае I и Александре II.
Литературный материал Хрестоматии распределен по тематическому принципу: «Детство», «Времена года», «Сказки. Басни Пословицы, поговорки, загадки», «Из прошлого нашей Родины», и дополнен репродукциями картин известных художников, среди которых : Айвазовский, Куинджи, Васнецов, Шишкин, Мясоедов и др. Вопросы и задачи к литературным отрывкам или картинам развивают мышление и помогают сформулировать связный рассказ–рассуждение на заданную тему.
Цель очерков, как пишется в предисловии, «познакомить читателей из среды учащихся и стремящихся к самообразованию с итогами русской жизни XVIII века и тем самым подготовить их к пониманию последующей и ближайшей к нам эпохи». Основная идея, призванная объединить очерки, заключается в признании «органической связи в явлениях русской жизни».
Учебник включает главы из истории России: «Иван Грозный», «Смутное время», Царь Михаил Федорович», «Царь Алексей Михайлович», «Общественный строй в Московском государстве XVII века», «Управление в Московском государстве XVII века», Иноземное влияние при царе Алексее Михайловиче», «Царь Федор Алексеевич», «Петр Великий», «Преемники Петра Великого».
Пособие для развития письменной речи учащихся начальной школы.
В книге, богато иллюстрированной гравюрами с картин известных художников, старинными рисунками и снимками с «собственноручных» документов Петра Великого, представлена широкая историческая картина жизни и деяний царя Петра I, начиная с «Детства и юности». Материал излагается в соответствии с основными направлениями деятельности царя: «Флот Петра Великого», «Финансовая реформа», «Учреждение Святейшего Правительствующего Синода», - и отображает изменения, происходящие во всех сферах жизни России того времени: «Солдаты Петра Великого», «Сенат Времен Петра», «Коллегии», Областные учреждения Петра Великого», «Промышленность и торговля при Петре Великом», «Старообрядчество во времена Петра Великого», «Дело царевича Алексея Петровича», «Петербург при Петре Великом» и др.
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть