Дмитриева Наталья Евгеньевна (МБОУ Сосновская СОШ №2 Тамбовская область)
Переход на ФГОС предполагает иные, отличные от традиционных, требования к результатам освоения образовательных программ. Особое внимание обращается на метапредметные результаты образовательной деятельности. На мой взгляд, использование сервисов Web2.0 в учебном процессе, внедрение электронных учебников позволяет решать проблему развития у учащихся метапредметных компетенций. Web2.0 - второе поколение Web-сервисов, ориентированных на коллективное создание и использование ресурсов. Причем коллектив участников является открытым и неограничен практически никакими рамками. Использование Web2.0 является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся, осовременивают урок.
Предлагаю убедиться в эффективности использования электронных ресурсов на примере изучения жизни и творчества И.А. Крылова.
С помощью сервиса Mindomo можно создавать карты знаний на любые темы. Информацию можно представить в виде яркой схемы, которую возможно изменять, устанавливая связи между элементами, маркируя их значками, можно добавлять ссылки на Интернет-ресурсы, звук, видео и изображения, а также заметки. Карта знаний «Этапы жизни и творчества И.А. Крылова» поможет выстроить выступление последовательно, логично, с акцентом на основные этапы жизненного и творческого пути великого баснописца.
Playcast сервис для создания «открыток нашего времени». С его помощью можно соединить в единое творение текст, изображение и звук и создать свой маленький «шедевр». Конечно, сами по себе слова без музыки и музыка без слов могут существовать, но в единстве они сильнее. Музыка и живопись эмоционально настраивают учащихся на восприятие изучаемой темы и помогают задеть те струны души ребёнка, которые мы не смогли задеть словом. Так как в плейкасте соединяются слово, звук и изображение, то происходит воздействие сразу на несколько уровней восприятия учащимися учебного материала (слух, зрение, чувства). Такая подача учебного материала способствует активизации деятельности учащихся на уроке, повышает их учебную мотивацию. Плейкаст можно использовать как фон во время чтения басни наизусть.
Сервис JigsawPlanet – online-сервис для создания пазлов из исходных графических изображений (фотографий). Сервис позволяет создавать и собирать пазлы в интерактивном режиме. Пример использования сервиса JigsawPlanet при изучении басни «Свинья под дубом» - игра «Литературный вернисаж». Задание: сложить иллюстрацию, назвать басню. Подобрать к иллюстрации строчки из басни «Свинья под дубом».
Хочется представить несколько сервисов, предназначенных для хранения текстовых материалов и презентаций: SlideBoom, SlideShare, Calameo, DocMe. Сервисы позволяют бесплатно загружать файлы основных форматов, конвертировать их в цифровые публикации.
Calameo позволяет продемонстрировать презентацию в новой форме, использовать публикации в качестве учебника, который виден всей аудитории, организовать интегрированные уроки, формировать базу дидактических материалов. На уроке можно использовать биографическую презентацию, сделанную в этом сервисе, а также презентацию «Игра-викторина по басням Крылова» в сервисе SlideBoom.
Сервис LearningApps.org, позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Меня поразила широта возможностей, удобство навигации, простота в использовании. При желании любой учитель, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс – небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля. И сделать это на достаточно качественном уровне!
Стремительное развитие высоких технологий, расширение информационного пространства средствами Интернета изменили наши взгляды на педагогический труд в целом и на урок в частности. Современный учитель должен быть интересен ученикам. В компьютерную эпоху нельзя жить докомпьютерными представлениями, мыслить и работать по-старому. |