24.08.2009 г. был проведен семинар для руководителей РМО «Анализ результатов ЕГЭ по математике в Нижегородской области в 2008/2009 учебном году»
Для выпускников СОШ экзамен по математике является обязательным, выпускники техникумов и ОУ СПО сдают его по выбору. Кроме того, в экзамене приняли участие выпускники прошлых лет. В таблицах 1 и 2 представлен формат экзамена и общие результаты.
Таблица 1. Данные о контрольно-измерительных материалах 2009 года.
Предмет |
Время |
Общее число заданий |
Число заданий с выбором ответа (А). |
Число заданий с кратким ответом (В). |
Число заданий с развернутым ответом (С). |
Порог (кол. баллов) |
Число оригинальных вариантов КИМ |
Математика |
240 мин. |
26 |
10 |
11 |
5 |
21 |
Более 100 |
Таблица 2. Общая характеристика результатов
Дата экзамена |
Число участников |
Получили «2» |
% «2» |
Получены баллы за часть С |
Получены баллы за часть С, % |
Число апелляций |
|
04.06 |
24245 |
3169 |
13,07 |
3575 |
14,75 |
294 |
|
20067 (МОУ) |
1713 |
8,54 |
3466 |
17,27 |
|
||
20.06 |
1355 |
155 |
11,44 |
3 |
0,22 |
9 |
|
Итог |
24296 |
2019 |
8,31 |
3583 |
14,75 |
303 |
|
|
20118 (МОУ) |
563 |
2,8 |
3474 |
17,27 |
|
|
Дополнительные сроки |
|||||||
10.07 |
399 |
74 |
18,55 |
41 |
10,28 |
2 |
|
17.07 |
6 |
3 |
50 |
1 |
16,67 |
- |
|
Следует отметить, что количество выпускников прошлых лет составило 400 человек. Из них 51 человек (12,75%) не преодолели необходимую планку в 21 балл, а 57 человек (14,25%) получили баллы за часть С.
В таблице 3 представлены итоговые результаты двух основных экзаменов (от 04.06. и 20.06.09). В первой строке даны первичные баллы, во второй результат в стобалльной системе, в третьей – число участников ЕГЭ, получивших данный результат. На рисунках 1 и 2 графически показаны результаты – процент учащихся, получивших данный балл (первичный – рис.1, в стобалльной системе – рис.2).
Таблица 3
первичные баллы |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
стобалльная шкала |
0 |
7 |
13 |
17 |
21 |
24 |
27 |
30 |
32 |
35 |
число участников |
90 |
348 |
678 |
903 |
1541 |
1493 |
1429 |
1541 |
1542 |
1808 |
первичные баллы |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
стобалльная шкала |
38 |
41 |
44 |
47 |
50 |
52 |
55 |
57 |
60 |
62 |
число участников |
1799 |
1726 |
1652 |
1449 |
1204 |
1005 |
731 |
576 |
485 |
411 |
первичные баллы |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
стобалльная шкала |
64 |
66 |
68 |
70 |
73 |
74 |
76 |
77 |
78 |
79 |
число участников |
354 |
316 |
254 |
255 |
208 |
146 |
88 |
55 |
39 |
47 |
первичные баллы |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
|
|
стобалльная шкала |
80 |
81 |
82 |
83 |
84 |
86 |
90 |
100 |
|
|
число участников |
32 |
21 |
20 |
14 |
7 |
8 |
13 |
8 |
|
В таблице выделены четыре колонки: 4, 13, 21, 25 первичных балла. 13 баллов соответствует выполнению первой части экзамена (базовый уровень), 21 балл – это случай, когда выпускник выполнил полностью все тестовые задания (А и В), 25 баллов соответствует выполнению первой и второй части экзамена, т.е. включая задания С1 и С2. Если перейти на школьные оценки, то диапазон с 13 до 21 балла может соответствовать школьной оценке «4», с 21 до 25 – школьной оценке «5».
|
|
Рис. 1. |
Рис. 2 |
Выполнение заданий части А
В таблице 4 представлены результаты выполнения заданий базового уровня сложности (часть А). Указаны также задания этой части из вариантов прошлых лет, аналогичные предложенным в этом году.
Таблица 4.
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Число выполнивших |
21639 |
17631 |
17302 |
17639 |
19218 |
% выполнения |
89,06 |
72,57 |
71,21 |
72,6 |
79,1 |
Вопросы содержания |
Свойство степеней |
Свойство радикалов |
Свойства логарифмов |
Чтение графика функции |
Производная суммы двух функций |
Примерное задание |
Упростите выражение |
Упростите выражение |
Найдите значение
выражения |
см. рис. 3 |
Найдите производную
функции
|
№ задания |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Число выпол нивших |
18424 |
19117 |
16736 |
14803 |
19165 |
% выполнения |
75,83 |
78,68 |
68,88 |
60,93 |
78,88 |
Вопросы содержания |
Множество значений тригонометрической функции |
Чтение графика эмпирической зависимости |
Рациональные неравенства |
Решение тригонометрических уравнений |
Показательные неравенства |
Примерное задание |
Найдите множество значений функции |
см. рис. 4 |
Решите неравенство |
Решите уравнение |
Решите неравенство |
Функция задана графиком. Вопросы могут быть различными.
|
Рис. 3. |
На рисунке представлен график посещения магазина в течение рабочего времени. Вопросы могут быть различными. Какое время число посетителей магазина было не меньше 45 человек? На сколько человек уменьшилось число посетителей в 18 часов по сравнению с 16 часами? |
Рис. 4 |
На рис. 5 показано выполнение заданий части А. |
Рис. 5. |
Таблица 5.
Обозначение задания в работе |
Проверяемые элементы содержания |
Средний процент выполнения, % |
Средний процент выполнения, % |
А1 |
Владение понятием степени с рациональным показателем, умение выполнять тождественные преобразования и находить их значения |
83,1 |
89,06 |
А2 |
Умение выполнять тождественные преобразования с корнями и находить их значение |
72 |
72,57 |
А3 |
Умение выполнять тождественные преобразования логарифмических выражений |
56,6 |
71,21 |
А4* |
Умение читать свойства функций по графику и распознавать графики элементарных функций |
70,1 |
72,6 |
А5 |
Умение находить производную функции |
83,5 |
79,1 |
А6 |
Умение находить множество значений функции |
45,8 |
75,83 |
А7 |
Умение читать график функции |
80,1 |
78,68 |
А8 |
Умение решать рациональные неравенства |
62,6 |
68,88 |
А9 |
Умение решать простейшие тригонометрические уравнения |
53,1 |
60,93 |
А10 |
Умение решать показательные неравенства |
63,9 |
78,88 |
В1 |
Умение выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений |
26.1 |
44,59 |
В2* |
Умение применять геометрический смысл производной функции по графику функции и касательной к нему |
8,5 |
46,42 |
В3 |
Умение применять полученные знания в ситуации, близкой к реальной (геометрическая задача) |
5,9 |
21,09 |
Выполнение заданий части В
В таблице 6 представлены результаты выполнения заданий повышенного уровня сложности (В4-В11) и базового В1-В3. Указаны также характерные задания этой части из вариантов прошлых лет и пробного экзамена., аналогичные предложенным в этом году..
Таблица 6.
№ |
Число выпол-нивших |
% выпол-нения |
Вопросы |
Примерное задание |
1 |
10834 |
44,59 |
Преобразования тригонометрических выражений |
Найдите значение выражения , если |
2 |
11279 |
46,42 |
Иррациональные уравнения |
Решите уравнение |
3 |
5123 |
21,09 |
Площадь боковой и полной поверхностей конуса. Решение практических задач |
Верхняя часть башни имеет форму конуса, окружность основания которого равна 12 м, а образующая 2,6 м. Снаружи его решили обклеить конфетти. На 1м2 поверхности нужно 50 г конфетти. Сколько упаковок придётся купить, если в одной упаковке 150 г конфетти? |
4 |
3411 |
14,04 |
Логарифмическое уравнение |
Решите уравнение
(Если уравнение имеет более одного корня, то в бланке ответов запишите сумму корней) |
5 |
6747 |
27,77 |
Чтение графика производной функции |
см. рис. 6 |
6 |
3475 |
14,3 |
Преобразование тригонометрических выражений и нахождение их значений |
Найдите значение выражения |
7 |
8481 |
34,91 |
Определение значения функционального выражения |
Функция определена на
множестве всех действительных чисел и является периодической с периодом
4. Найдите значение выражения |
8 |
4838 |
19,91 |
Решение неравенств на метод границ |
Найдите все значения х,
при каждом из которых выполняется неравенство |
9 |
3248 |
13,37 |
Основные задачи на проценты или совместную работу |
|
10 |
2397 |
9,87 |
Расстояние между скрещивающимися прямыми |
Радиус основания цилиндра равен 5, а высота равна 6. Отрезки и - диаметры одного из оснований цилиндра, а отрезок - его образующая. Известно, что . Найдите синус угла между прямыми и . |
11 |
3132 |
12,89 |
Параллелограмм, его виды. Площадь параллелограмма |
В параллелограмме АВСD точка М является серединой стороны СD, |
Рис. 6. |
Функция определена на промежутке (-4; 7). На рисунке изображен график её производной. Исследуйте функцию на монотонность и в ответе укажите длину промежутка убывания.
|
На рис. 7 показано выполнение заданий части В.
|
Анализ результатов выполнения заданий базового (В1-3) и повышенного уровня сложности показывает, что основными проблемными разделами математики в заданиях В являются: тригонометрия, сложные логарифмические уравнения, текстовые задачи, и, конечно, геометрия. В таблице 7 представлены июньские данные и апрельские по близким по содержанию заданиям. Средняя разность по 5 заданиям В второй части экзамена почти 6%. Таким образом, выпускники были более подготовлены к выпускному экзамену и более ответственно подошли к выполнению заданий ЕГЭ, чем во время пробного экзамена.
Таблица 7.
Обозначение задания в работе |
Проверяемые элементы содержания |
Средний процент выполнения, % |
Средний процент выполнения, % |
В5 |
Умение исследовать функцию с помощью производной (по графику производной) |
23 |
27,77 |
В7 |
Умение использовать свойство периодичности функции для решения задач |
29,7 |
34,91 |
В9 |
Умение решать текстовую задачу, составляя математическую модель предложенной в ней ситуации |
9,2 |
13,37 |
В10 |
Умение решать стереометрические задачи |
3,1 |
9,87 |
В11 |
Умение решать планиметрические задачи |
5,3 |
12,89 |
Выполнение заданий части С
В таблице 8 представлены результаты выполнения заданий повышенного уровня сложности (С1 и С2) и высокого уровня сложности (С3, С4, С5). На рисунке 8 показано выполнение этих заданий. Согласно критериям оценивания заданий части С принято, что если в заданиях С1 или С2 получен 1 балл, то задание считается выполненным, если в заданиях С3-С5 получено 2 балла и более, то также считаются выполненными. Ниже указаны также характерные задания этой части из вариантов четырёх потоков ЕГЭ. Все варианты, выполняемые экзаменующимися, были одинаковы по уровню сложности.
Таблица 8.
№ |
0 баллов |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла |
|||||
Число |
% |
Число |
% |
Число |
% |
Число |
% |
Число |
% |
|
1 |
21956 |
90,37 |
686 |
2,82 |
1654 |
6,81 |
|
|
|
|
2 |
21525 |
88,59 |
1379 |
5,68 |
1392 |
5,73 |
|
|
|
|
3 |
23676 |
97,45 |
356 |
1,47 |
83 |
0,34 |
58 |
0,24 |
123 |
0,51 |
4 |
23843 |
98,14 |
275 |
1,13 |
61 |
0,25 |
28 |
0,12 |
89 |
0,37 |
5 |
23797 |
97,95 |
314 |
1,29 |
90 |
0,37 |
55 |
0,23 |
40 |
0,16 |
Рис. 8. |
Задания части С в ЕГЭ 2009 | 01391.doc | 68 Kb | |
Рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предмета | 01392.doc | 35 Kb | |
Демонстрационный вариант КИМ для ЕГЭ 2010 года по математике |
Copyright © 2012 ГБОУ ДПО НИРО
Created by Graphit
Копировать | Печать | Закрыть