Министерство образования и науки РФ в рамках проекта по мониторингу использования учебников и учебных пособий в школах планирует в 2013 году создать автоматизированную систему для формирования федеральных списков учебников.
— Сейчас нужно разработать и провести апробацию прототипа такой системы, которая смогла бы обеспечить формирование рейтинга рекомендованных к использованию в школах учебников. Нужно создать не только рейтинг, а целое информационное пространство, отражающее качество и востребованность учебников, — считают в Минобрнауки.
Список федеральных школьных учебников будет формироваться не только с помощью научной экспертизы, проводимой Российской академией наук, педагогической экспертизы, за которую отвечает Российская академия образования, но и благодаря оценке качества учебного материала педагогами и представителями общественности.
Данная инициатива отчасти связана с мнением министра образования Дмитрия Ливанова, который ранее пояснял, что содержание учебников должно определяться общественными интересами, а не редакционной политикой издательств.
— Есть коммерческий интерес издательских домов, которые вносят несущественные поправки и навязывают свои учебники школам. Содержание учебников должно определяться общественными, образовательными интересами. Именно исходя из этого, издательствам следует формировать свою политику, — отмечал ранее министр.
Директор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Ирина Абанкина считает, что рейтинг, в составлении которого непосредственное участие примут педагоги, сейчас действительно необходим.
— Педагоги постоянно погружены в учебный процесс, и поэтому им, в отличие от ученых, проще оценить важность того или иного пособия, — говорит Абанкина. — Сейчас наряду с традиционными программами используются и современные, экспериментальные. Многие преподаватели говорят о том, что «устоявшиеся» варианты обучения и соответствующие учебники проработаны тщательно, до мелочей, с ними удобно работать. Новые методики интересны, но пока еще недостаточно отшлифованы и предназначены скорее для очень талантливых педагогов.
Руководителю Центра образовательных разработок бизнес-школы «Сколково» Андрею Баркину инициатива Минобрнауки видится перспективной.
— Формирование учебного контента — очень непростой вопрос. И в сравнении с тем, что было раньше, например в 1990-е или 2000-е, это шаг вперед, — говорит эксперт. — Система подбора учебников до сегодняшнего дня была субъективной — это был вопрос скорее финансовый и политический. Если в новый процесс вовлекут общественность, мыслящую аналитически, то это станет чем-то новым.
Глава профсоюзов работников образования Андрей Демидов придерживается иного мнения и считает, что данный рейтинг задумывается отнюдь не в интересах преподавателей и учащихся.
— Министерству важно создать некое публичное обоснование планов создания «единого учебника», которые начиная с 2010 года высказываются представителями «Единой России», — говорит глава профсоюзов. — Просто так, директивно, запретить учителям использовать разные в пределах рекомендованного Минобром перечня учебники нельзя. А вот подвести общественное мнение к тому, что учителя сами не хотят использовать разные учебники, вполне возможно.
По словам Демидова, право педагога использовать любой из рекомендованных учебников является важным элементом свободы творчества и рейтинг здесь ничем не поможет. Более того, некоторые педагоги уже обсудили сильные и слабые стороны учебных пособий и составили неформальные рейтинги в соцсетях и онлайн-форумах — самостоятельно, без помощи чиновников.
Интересно, что список учебников, утвержденных Минобрнауки на учебный год 2013/14, насчитывает 2985 книг — еще год назад в перечне было на 375 книг меньше