3
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Областной форум Современные приоритеты в региональной системе воспитания: новые возможности и управление изменениями
Новости

07.06.2013Владимир Путин провёл совещание по вопросам школьного образования

6 июня 2013 года Президент России Владимир Путин провёл совещание, посвящённое итогам прошедшего учебного года, а также ходу реализации региональных программ по модернизации общего образования. Обсуждались, в частности, меры, направленные на повышение качества школьного образования, улучшение материально-технической базы школ, повышение квалификации и оплаты труда учителей, вопросы формирования новых образовательных программ.

Стенограмма совещания 6 июня 2013 года:

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги, находящиеся здесь, в Кремле, и в регионах Российской Федерации.

Сегодня подведём итоги минувшего учебного года и обсудим, как продвигаются региональные проекты по модернизации общего образования.

Главная цель, которую мы ставили в рамках таких проектов, – это, прежде всего, рост качества школьного образования. Решению именно этой задачи подчинена работа по обновлению материальной и учебной базы школ, по повышению профессиональной квалификации, престижа учительского труда, в том числе через его справедливую, заслуженную оплату.

Вы знаете, что за три года только из федерального бюджета на региональные проекты выделено 120 миллиардов рублей, в том числе в федеральном бюджете текущего года предусмотрено ещё 40 миллиардов рублей.

За два с лишним года почти 190 тысяч учителей и руководителей школ повысили свою квалификацию. В школьные библиотеки поступило 63 миллиона учебников. Отремонтированы помещения 34 тысяч школ по всей стране. Около 20 тысяч школ оснастили учебные классы новым оборудованием.

В то же время общая картина с оснащением и благоустройством многих школ пока ещё не изменилась или изменилась очень слабо. Родители, ученики, сами учителя об этом справедливо говорят и на это справедливо указывают.

Понятно, что накопилось много проблем. Тысячи школ ещё с советских времён не имели элементарных удобств. Но мы с вами выделяем серьёзные деньги и из федерального, как я уже сказал, и из региональных бюджетов. Убеждён, результат мог бы быть более весомым и более заметным.

Просил бы прокомментировать ситуацию и Министра, и коллег из регионов Российской Федерации, которые с нами сегодня вместе работают, что необходимо сделать, чтобы повысить эффективность работы по укреплению материальной базы школ. Вот об этом давайте тоже поговорим.

Теперь несколько слов о доходах учителей. Я обещал, что буду внимательно следить за этим процессом, – так и происходит. Что хотел бы отметить: по итогам прошлого года средняя заработная плата учителей сравнялась или превысила среднюю заработную плату по экономике только в 13 субъектах Российской Федерации, ещё в 34 субъектах она лишь немного уступила средней по экономике, однако в подавляющем большинстве субъектов целевые показатели достигнуты не были.

Напоминаю, мы специально взяли на федеральный уровень неотложные расходы по обновлению материальной базы школ, чтобы регионы смогли направить освободившиеся средства на повышение зарплат учителей. Подчеркну, в текущем году вопрос по зарплатам учителей во всех регионах страны должен быть закрыт окончательно.

И вот что, уважаемые коллеги, и здесь находящиеся, и в регионах, мы с вами много-много раз на этот счёт говорили: можно сколько угодно ссылаться на то, что возникает якобы какой-то дисбаланс, что представители таких-то профессий где-то начинают получать поменьше, чем учителя. Вы знаете, что я хочу сказать: вы спросите у представителей этих профессий, хотят ли они, чтобы их дети получили достойное образование и имели солидную путёвку в жизнь, хотят ли на шахтах, на металлургических предприятиях, на авиационных заводах, на автомобильных заводах люди, которые там работают, прежде всего люди рабочих профессий, чтобы у их детей появился шанс в жизни? Уверен, что подавляющее большинство родителей этого хочет. И это приоритет государства – образование. От этого зависит и будущее конкретного человека, конкретной семьи, и будущее всей страны. Поэтому это выбор –  понимаете, это выбор приоритета. Здесь нет ничего страшного, и дисбаланса здесь никакого нет.

Конечно, и я сейчас об этом скажу, и по уровню квалификации люди отличаются друг от друга, и должны по зарплатам отличаться. Конечно, и по профессиям должны быть какие-то различия. Но нечего стесняться, когда у нас педагоги в средней школе получают среднюю по экономике [зарплату]. Стесняться здесь нечего. Надо стремиться к этому, и нужно эту задачу решить, тем более что деньги-то подавляющее большинство регионов из федерального бюджета получили в рамках той программы, о которой я сказал, по модернизации образования.

В дальнейшем, после достижения этих уровней, о которых мы договорились (средний по экономике), – повышение дохода учителей из года в год должно стать обязательным. Людям важно чувствовать стабильность, что доходы учителей не будут больше отставать от доходов тех, кто занят в экономике региона. Естественно, рост зарплаты должен быть тесно привязан к повышению квалификации, повышению качества работы.

Ещё один вопрос – это разрыв по уровню оплаты труда учителей, причём даже в сопоставимых по возможностям регионах. Зачастую это прямой результат различных подходов к начислению заработной платы. Напомню, что с 2013 года должна заработать новая методика, призванная обеспечить единый подход к вопросу повышения зарплаты педагогических работников. И прошу Министра образования сегодня доложить, как идёт эта работа.

Далее. Регионы подготовили «дорожные карты» по повышению эффективности образования и науки. Для их реализации они запрашивают дополнительные финансовые ресурсы, прежде всего на увеличение зарплат педагогов.

Прошу Правительство совместно с полномочными представителями Президента в федеральных округах внимательно проанализировать эти цифры и в целом дать объективную оценку «дорожным картам».

Министерство финансов в состоянии это сделать. В Минфине есть все данные для того, чтобы внимательно проанализировать и сделать соответствующие выводы. Все расходы в Минфине имеются, на что тратятся деньги, понятно. Нужно как следует вместе с коллегами в регионах поработать.

Уважаемые друзья, отдельная важная тема – это повышение квалификации учителей. Хотел бы услышать сегодня, как идёт разработка новых профессиональных стандартов преподавателей математики и русского языка. Изначально договаривались, что эта работа должна быть завершена к марту текущего года. Но затем срок был продлён до 5 ноября, чтобы исключить ненужную торопливость и формальный подход к этому важному вопросу. Все вы с этим согласились.

Профстандарты должны стать системным механизмом, обеспечивающим профессиональный и карьерный рост учителя, чтобы через повышение квалификации преподавателей улучшалось качество образования детей. В этом весь смысл работы.

Граждане, профессиональное сообщество должно иметь исчерпывающую информацию о разработке профстандартов. Также нужно обеспечить необходимый переходный период, чтобы все учителя ознакомились с новыми требованиями, прошли необходимую переподготовку, но и имели возможность её пройти. Им должна быть предоставлена такая возможность, потому что просто требовать переподготовки и не создавать условия для этой работы – это просто бессмысленное дело.

Теперь что касается формирования новых образовательных программ. Сегодня и родителям, и ученикам, и учителям зачастую непонятно, что именно войдёт в тот или иной предмет, какова методика его преподавания. Федеральные органы попросту иногда замалчивают, просто молчат по этому вопросу. Прошу Минобрнауки вместе с учителями-предметниками вплотную заняться содержанием примерных школьных программ. Также важно найти верный баланс между обязательными предметами и предметами по выбору.

Напоминаю, что введение в пилотном режиме нового образовательного стандарта старшей школы (с профильными классами) запланировано уже на будущий учебный год – подчеркну, в тех школах, которые к этому, разумеется, будут готовы.

У ученика должен быть выбор, какие профильные предметы ему углубленно изучать – в зависимости от способностей, жизненных планов человека. Но и государство, конечно, должно проводить осознанную образовательную политику, исходя из интересов национального развития, исходя из интересов и потребностей рынка труда на сегодня и с прогнозом хотя бы на среднесрочную перспективу.

Поэтому совершено правильно, если особое внимание мы уделим продвижению профильного образования, связанного с точными науками. Разумеется, это совсем не значит, что мы на второй план куда-то отодвигаем гуманитарную составляющую. Такого быть не может. В то же время мы прекрасно понимаем, основы инженерного и технического образования – а именно такие специалисты сегодня, да и в ближайшем будущем будут остро нужны стране – закладываются именно в школе.

И в заключение ещё пару вопросов. Сейчас выпускники школ сдают Единый государственный экзамен. Считаю, что, пока идут экзамены, было бы некорректно обсуждать эту тему. Но в дальнейшем, когда сдача ЕГЭ завершится, я прошу Министерство образования вновь вернуться к этому вопросу, мы вчера с Министром на этот счёт говорили. Серьёзно проанализировать нужно выявляющиеся проблемы и предложить пути их решения.

И второе. И в мой адрес, и в Правительство, я знаю, поступают регулярно жалобы от граждан на взимание платы за учебники и прочие якобы добровольные сборы в школах. Ещё раз подчеркну: все основные предметы, входящие в школьную программу, должны преподаваться за счёт государства, и взимание платы недопустимо.

<…>

Источник

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph