16 января в Нижегородском институте развития образования (НИРО) прошли Нижегородские Рождественские педагогические чтения. Они стали одним из основных мероприятий IX Рождественских образовательных чтений Нижегородской митрополии. Организаторами мероприятия выступили министерство образования Нижегородской области, НИРО и отдел образования и катехизации Нижегородской епархии.
В НИРО собрались представители духовенства и педагогического сообщества. Участие в чтениях приняли митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и министр образования региона Сергей Наумов.
«От цивилизационного выбора Руси – к формированию социокультурной самобытности России» – так была обозначена главная тема чтений.
Открывая встречу, глава Нижегородской митрополии отметил, что мы живем в то время, когда стране вновь приходится делать цивилизационный выбор. Причем это происходит в условиях жесткой информационной войны, развернутой противниками России. Существуют технологии, позволяющие без оружейных залпов порабощать целые страны и народы.
«Если мы сейчас не объединимся, не воспитаем своих детей в системе ценностей, основанной на православных традициях, мы не сможем сохранить свою идентичность как великая нация, как независимая страна», – подчеркнул архипастырь.
Сергей Наумов, выступая перед собравшимися, выразил благодарность педагогам за то, что они не только учат детей наукам, но и воспитывают, врачуют души, закладывая в них духовно-нравственную основу. В завершение своего выступления министр прочитал стихотворение «Слава Богу за всё» собственного сочинения.
В рамках пленарного заседания чтений развернулась дискуссия вокруг основных подходов, содержания и методов духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения. Ключевой идеей мероприятия явилась актуализация проблемы социокультурной самобытности России, генетически связанной с принятием Русью христианства, определившего в значительной степени вектор развития русской культуры и ее содержательное наполнение. Поэтому особое внимание собравшихся было уделено личности, сыгравшей в истории нашей страны огромную роль. Речь шла о святом равноапостольном князе Владимире – крестителе Руси, человеке, начавшем формирование православной цивилизации на территории, населенной восточно-славянскими племенами. Участниками просветительской дискуссии на тему «Князь Владимир как личность и государственный деятель: внешне- и внутриполитические причины принятия христианства. Взгляд историка и богослова» стали клирик Антониевского храма города Дзержинска иерей Вячеслав Лопатко и доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и обществоведческих дисциплин НИРО Вячеслав Романовский.
Творческие презентации на темы «Славянская азбука: отзвуки духовного наследия» и «Русский национальный характер: общественно-политический взгляд» подготовила для участников встречи кандидат филологических наук, профессор Международной славянской академии, доцент кафедры истории русского языка и сравнительного славянского языкознания Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского Елизавета Колтунова.
В рамках чтений также состоялись презентации социальных проектов молодежных организаций. В частности, о своей работе рассказали ребята из добровольческого движения «Дыхание» города Балахны и молодые прихожане Никольского собора в Автозаводском благочинии. Нижегородцы представили проект «Память» по благоустройству Гнилицкого кладбища.
Перед собравшимися выступили творческие коллективы: хор Нижегородского педагогического колледжа (художественный руководитель Ольга Подольская) и ансамбль бального танца «Экспромт» (художественный руководитель Владимир Степанов).
От нижегородского педагогического сообщества митрополиту Георгию был преподнесен подарок – книга «Живое слово» (текст дореволюционной методики преподавания русского языка), принадлежавшая когда-то священномученику протоиерею Николаю (Виноградову), с пометками владельца.
В завершение пленарного заседания участникам чтений были вручены архиерейские грамоты и благодарственные письма министерства образования области. Среди награжденных оказался ректор НИРО Николай Бармин.
Затем работа продолжилась по секциям. Одна из них была посвящена русской языковой ментальности, вторая – политкультурному образованию школьников, тема третьей – «Педагог как воспитатель: нравственный выбор в современных социокультурных условиях».
.
Нижегородская митрополия