ОТЧЕТ
22 января 2010 в г. Нижний Новгород прошли IV Нижегородские
Рождественские образовательные чтения «Духовно-нравственное воспитание: опыт
становления гражданина»
IV Нижегородские
Рождественские образовательные чтения «Духовно-нравственное воспитание: опыт
становления гражданина» проводились в городе Нижнем Новгороде 22 января 2010
года по инициативе Нижегородского института развития образования при поддержке
Министерства образования Нижегородской области и Нижегородской епархии Русской
Православной Церкви (Московского Патриархата).
В
работе Рождественских образовательных чтений приняли участие Министр
образования Нижегородской области С.В.Наумов, Управляющий Нижегородской
епархией Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Его Высокопреосвященство
Высокопреосвященнейший Георгий, Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский, более 300 ученых,
преподавателей, представителей учреждений образования, руководителей и
специалистов органов, осуществляющих руководство в сфере образования
муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, работников
муниципальных методических служб, священнослужителей.
Главная
цель состоявшегося мероприятия заключалась в отражении и обобщении опыта,
накопленного в образовательных учреждениях и муниципальных образовательных
комплексах по реализации основных направлений региональной Концепции
гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы в части
формирования региональной системы гражданского становления личности,
духовно-нравственной культуры и разработки содержательных параметров
взаимодействия с конфессиональными организациями в лице Русской Православной
Церкви (Московского Птариархата).
В ходе работы двух
пленарных заседаний, 8 педагогических мастерских, 5 диалог-клубов, 2 научно-практических семинаров и
круглого стола, организованных в рамках Рождественских образовательных чтений,
выступили более 80 представителей учреждений системы образования, Русской
Православной Церкви, научных организаций.
В докладах и выступлениях
участники чтений поднимали вопросы правового регулирования, методологии,
теории, организации и обеспечения многоплановой работы по формированию
пространства духовно-нравственной культуры в образовательных учреждениях
области.
В рамках педагогических
мастерских был представлен опыт становления муниципальных систем гражданского
образования и духовно-нравственного воспитания в Уренском,
Сергачском, Арзамасском,
Воскресенском, Лукояновском, Балахнинском,
Кулебакском, муниципальных районах, городе
Дзержинске, которые по праву можно считать ресурсными центрами ДНК в
Нижегородской области.
В ходе
работы диалог-клубов участники чтений дали
положительную оценку проведенной в образовательной сфере работы по разработке
содержания, методик и организации изучения православной культуры в базовом
социально-гуманитарном образовании и воспитании школьников,
межконфессионального сотрудничества, обеспечения законных интересов граждан на
свободное и добровольное приобщение детей к духовно-нравственным отечественным
традициям в светской школе, защиты права на воспитание детей в процессе
получения ими общего образования, сохранение культурной идентичности, недопущение навязывания
атеистических взглядов под видом научного знания, вопросы подготовки учителей православной культуры и
др.
Организованные
в рамках Рождественских образовательных чтений научно-практические семинары
стали площадками обобщения практического опыта использования нового содержания
образования в процессе реализации задач, определенных региональной Концепцией
гражданского образования, разработки методов реализации этого содержания и
системы подготовки учителя, способного реализовать новое содержание адекватными
методами обучения и воспитания, в целях развития творческого потенциала детей,
обеспечивающего их социализацию в интересах государства, общества и самой
личности.
Особое внимание
участников вызвали вопросы, которые были поставлены в центр обсуждения в ходе
работы круглого стола, организованного для руководителей образования,
муниципальных методических служб, благочинных Нижегородской епархии, помощников
благочинных по вопросам образования.
Тематика круглого стола
отражала проблемы проектирования условий и механизмов взаимодействия школы и
Церкви в современных условиях.
Участники
круглого стола высоко оценили итоги деятельности Координационного совета по
взаимодействию Министерства образования Нижегородской области и Нижегородской
епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в области
духовно-нравственного воспитания и образования, положительно был оценен опыт сотрудничества
Нижегородского института развития образования и епархиальных образовательных
структур сложившийся в ходе совместной разработки содержания образования,
подготовки региональных учебно-методических комплексов, формирования
региональной системы повышения квалификации педагогических кадров, православного педагогического
просвещения и др.
По итогам состоявшихся
обсуждений определены актуальные задачи для педагогического сообщества
Нижегородской области, государственных, муниципальных и епархиальных образовательных структур на 2010 год.
РЕЗОЛЮЦИЯ
IV Нижегородских
Рождественских образовательных чтений
«Духовно-нравственное воспитание: опыт становления гражданина»
г. Нижний Новгород 22 января 2010 года
IV Нижегородские
Рождественские образовательные чтения «Духовно-нравственное воспитание: опыт
становления гражданина» проводились в городе Нижнем Новгороде 22 января 2010
года по инициативе Нижегородского института развития образования при поддержке
Министерства образования Нижегородской области и Нижегородской епархии Русской
Православной Церкви (Московского Патриархата).
В
работе Рождественских образовательных чтений приняли участие Министр
образования Нижегородской области С.В.Наумов, Управляющий Нижегородской
епархией Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Его
Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Георгий,
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский, более 400
ученых, преподавателей, представителей учреждений образования, руководителей и
специалистов органов, осуществляющих руководство в сфере образования
муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, работников
муниципальных методических служб, священнослужителей.
Главная
цель состоявшегося мероприятия заключалась в отражении и обобщении опыта,
накопленного в образовательных учреждениях и муниципальных образовательных
комплексах по реализации основных направлений региональной Концепции
гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 годы в части
формирования региональной системы гражданского становления личности,
духовно-нравственной культуры и разработки содержательных параметров
взаимодействия с конфессиональными организациями в лице Русской Православной
Церкви (Московского Птариархата).
В ходе работы двух
пленарных заседаний, 7 педагогических мастерских, 5 диалог-клубов, 2 научно-практических семинаров и
круглого стола, организованных в рамках Рождественских образовательных чтений,
выступили более 80 представителей учреждений системы образования, Русской
Православной Церкви, научных организаций.
В докладах и выступлениях
участники чтений поднимали вопросы правового регулирования, методологии,
теории, организации и обеспечения многоплановой работы по формированию
пространства духовно-нравственной культуры в образовательных учреждениях
области.
В рамках педагогических
мастерских был представлен опыт становления муниципальных систем гражданского
образования и духовно-нравственного воспитания в Уренском,
Сергачском, Арзамасском, Воскресенском,
Лукояновском, Балахнинском,
Кулебакском, муниципальных районах, городе
Дзержинске, которые по праву можно считать ресурсными центрами ДНК в
Нижегородской области.
В ходе
работы диалог-клубов участники чтений дали
положительную оценку проведенной в образовательной сфере работы по разработке
содержания, методик и организации изучения православной культуры в базовом
социально-гуманитарном образовании и воспитании школьников,
межконфессионального сотрудничества, обеспечения законных интересов граждан на
свободное и добровольное приобщение детей к духовно-нравственным отечественным
традициям в светской школе, защиты права на воспитание детей в процессе
получения ими общего образования, сохранение культурной идентичности, недопущение навязывания
атеистических взглядов под видом научного знания, вопросы подготовки учителей православной культуры и
др.
Организованные
в рамках Рождественских образовательных чтений научно-практические семинары
стали площадками обобщения практического опыта использования нового содержания
образования в процессе реализации задач, определенных региональной Концепцией
гражданского образования, разработки методов реализации этого содержания и
системы подготовки учителя, способного реализовать новое содержание адекватными
методами обучения и воспитания, в целях развития творческого потенциала детей,
обеспечивающего их социализацию в интересах государства, общества и самой
личности.
Особое внимание
участников вызвали вопросы, которые были поставлены в центр обсуждения в ходе
работы круглого стола, организованного для руководителей образования,
муниципальных методических служб, благочинных Нижегородской епархии, помощников
благочинных по вопросам образования.
Тематика круглого стола
отражала проблемы проектирования условий и механизмов взаимодействия школы и
Церкви в современных условиях.
Участники
круглого стола высоко оценили итоги деятельности Координационного совета по
взаимодействию Министерства образования Нижегородской области и Нижегородской
епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в области
духовно-нравственного воспитания и образования, положительно был оценен опыт
сотрудничества Нижегородского института развития образования и епархиальных
образовательных структур сложившийся в ходе совместной разработки содержания
образования, подготовки региональных учебно-методических комплексов,
формирования региональной системы повышения квалификации педагогических кадров, православного педагогического
просвещения и др.
По итогам состоявшихся
обсуждений определены актуальные задачи для педагогического сообщества
Нижегородской области, государственных, муниципальных и епархиальных образовательных структур на 2010 год:
1. Продолжить
сотрудничество Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московский
Патриархат) и Министерства образования Нижегородской области, Нижегородского
института развития образования с участием других региональных научных и
образовательных центров (Нижегородского Государственного университета им.
Н.И.Лобачевского, Нижегородского лингвистического университета, педагогических
вузов Нижегородской области, Нижегородской духовной семинарии и др.) в целях:
развития
учебно-методической базы преподавания региональных учебных курсов, отражающих
тематику гражданского становления личности и духовно-нравственной культуры,
обновления и подготовки новых учебных пособий, учебно-методических комплектов (УМК) по всем годам обучения в школе, прежде всего для
основной и старшей ступеней общего образования;
формирования эффективной
региональной системы подготовки и повышения квалификации педагогических
работников в области гражданского становления личности и духовно-нравственной
культуры, в том числе педагогов епархиальных образовательных учреждений на
бюджетной основе;
привлечения специалистов
Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
экспертизе учебников, пособий, образовательных материалов в области духовно-нравственной
культуры для средней школы;
2. Активизировать
процессы взаимодействия региональных органов государственной власти и местного
самоуправления с епархиальными структурами в сфере образования и воспитания
подрастающего поколения, а также развития гражданских структур, деятельности
общественных педагогических и родительских объединений, выражающих интересы
православного сообщества как коллективного участника образовательного процесса
в государственной школе и заказчика образовательных услуг, информирования родителей
обучающихся о возможности изучения их детьми отечественной православной
культуры, способах ее реализации;
3. Разработать
и направить в образовательные структуры муниципальных районов и городских округов
Нижегородской области информационно-методические материалы по вопросам
организации преподавания в государственных и муниципальных школах
религиозно-культурологических, философско-религиоведческих и иных
мировоззренческих учебных курсов с едиными правилами организации преподавания
таких курсов, направленных на гражданское и духовно-нравственное становление
личности ребенка, формирование его мировоззренческой, этнокультурной и этноконфессиональной идентичности;
4. Обеспечить информационную
поддержку процессам формирования системы гражданского становления личности и
духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях,
просветительской деятельности, в целях:
изучения, обобщения и
распространения передового педагогического опыта, внедрения эффективных
инновационных практик духовно-нравственного воспитания в сфере образования на
основе взаимодействия заинтересованных сторон;
противодействия лицам и
объединениям, чьи действия, публичные выступления по вопросам гражданского
становления личности и духовно-нравственного воспитания в российской школе
противоречат действующему законодательству или возбуждают в обществе вражду;
предотвращения
распространению ложных сведений в отношении Русской Православной Церкви, священнослужителей,
православного сообщества;
организации
разъяснительной работы среди должностных лиц, допускающих неисполнение или
превышение служебных полномочий (препятствование введению преподавания курсов
православной культуры при наличии образовательного запроса, навязывание
обществу юридически или фактически необоснованных мнений о том, что следует, а
что не следует изучать в российской школе о религиях т.п.);
формирования
православной позиции в отношении представителей религиозных конфессий,
общественных объединений, выступающих с заявлениями, которые можно трактовать
как пропаганду дискриминации граждан России православного христианского
вероисповедания, ущемление их прав на свободу вероисповедания, в частности на
свободное и добровольное приобщение своих детей к православным христианским
духовным ценностям и нравственным традициям в общедоступной российской
государственной школе.
Для реализации
поставленных задач, участники IV Нижегородских Рождественских образовательных чтений считают
необходимым рекомендовать:
Министерству образования Нижегородской области:
а) рассмотреть на
Координационном Совете по взаимодействию Министерства образования Нижегородской
области и Нижегородской епархии вопросы поддержки епархиальных образовательных
учреждений в части их интеграции в единое образовательное пространство
Нижегородской области;
б) издать материалы IV Нижегородских Рождественских чтений
«Духовно-нравственное воспитание: опыт становления гражданина» отдельным
сборником для их распространения среди педагогической общественности;
Нижегородскому институт развития образования:
а)
продолжить конструктивное сотрудничество с традиционными религиозными
организациями в целях подготовки педагогических кадров, повышения квалификации
работников образования, учебно-методического обеспечения, проведения
мониторинговых исследований по учету запроса граждан на изучение курсов гражданской,
духовно-нравственной направленности, православной культуры и других религий, составляющих
неотъемлемую часть исторического и культурного наследия народов России, в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
б) продолжить работу по
формированию региональной ресурсной базы гражданского образования и
духовно-нравственного воспитания, разработать типологию образовательных
учреждений – ресурсных центров ГСЛ и ДНК;
Органам власти, осуществляющим руководство в сфере
образовательной деятельности муниципальных и городских округов Нижегородской
области совместно с представителями Нижегородской епархии:
а) обеспечить полноценную
реализацию разработанного Министерством образования и науки Российской
Федерации «Примерного соглашения о сотрудничестве органа управления
образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной
организации - епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»;
б) провести работу по
сравнению действующих соглашений о сотрудничестве Нижегородской епархии и
муниципальных органов власти в сфере образования с «Примерным соглашением», при
необходимости обновить соглашения для полноценной реализации возможностей всех
направлений сотрудничества;
в) определить
муниципальных координаторов по организации взаимодействия муниципального органа
образования с образовательными структурами и учреждениями Нижегородской епархии
Русской Православной Церкви (Московский Патриархат);
г) при содействии
Министерства образования Нижегородской области провести в марте-апреле 2010 года
совещание координаторов по обсуждению
вопросов реализации алгоритмов взаимодействия епархиальных, государственных и
муниципальных образовательных структур по реализации задач, определенных в
региональной Концепции гражданского образования на 2009-2013 годы.
Участники
IV Нижегородских
Рождественских образовательных чтений считают необходимым направить настоящую
резолюцию в адрес региональных и муниципальных законодательных и исполнительных
органов власти, органов, осуществляющих управление в сфере образовательной
деятельности муниципальных районов и городских округов Нижегородской области,
епархиального управления Нижегородской епархии Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат) и разместить на сайтах заинтересованных организаций для
информирования педагогического сообщества и учета в работе мнения, высказанного педагогической общественностью в
ходе настоящего мероприятия.