3
5
9
Новости

01.03.201026 февраля состоялось заседание Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

На заседании обсуждались вопросы реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".


       Вступительное слово В.В.Путина:
       Добрый день, уважаемые коллеги.
       Сегодня на заседании президиума Совета мы рассмотрим  основной вопрос - это нацпроект в сфере образования.
       Мы проводим заседание президиума в Тюменской области. Этот регион был в числе первых, кто разработал, а главное - внедрил на практике новые подходы к управлению образованием.
       Вы знаете, что Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил национальную инициативу "Наша новая школа".
       По сути, мы продолжаем начатое в рамках нацпроекта "Образование". Собственно говоря, приоритетные национальные проекты и приобретенные там навыки, знания, опыт и их использование - все это задумывалось как основа для запуска системных преобразований.
       С 2007 года в 31 регионе Российской Федерации шла отработка комплексных программ модернизации школьного обучения. В той или иной степени они охватили порядка 20 тысяч школ, в которых обучается 5 млн. детей.
       Сегодня я хотел бы услышать от докладчика и других выступающих оценку достигнутых результатов. В первую очередь - с точки зрения качественных изменений в системе общего образования.
       Это важно, так как теперь - в рамках инициативы "Наша новая школа" - полученные наработки должны поэтапно распространиться на всю страну.
       И мы должны быть уверены, что они будут работать на достижение основной цели - на то, чтобы обеспечить кардинальный рост качества школьного образования.
       Наши дети должны получать знания и навыки, необходимые для активной жизни в современном обществе и успешной профессиональной карьеры в условиях инновационной экономики.
       Школа должна активно поддерживать лучших учеников и лучших педагогов. И одновременно быть чуткой и доброжелательной к каждому ребенку, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
       Что для этого, на мой взгляд, предстоит сделать. Во-первых, уже с 1 сентября 2011 года все первоклассники начнут заниматься по новым образовательным стандартам. Нужно обеспечить, чтобы внедрение этих, более современных стандартов не превратилось в пустую формальность, а реально изменило к лучшему и содержание обучения, и условия пребывания детей в школах.
       Кстати говоря, хотел бы обратить внимание министра образования на то, что эти стандарты должны подвергаться критическому анализу с привлечением ведущих специалистов страны, соответствовать современным требованиям. Надо посмотреть, как они будут работать. Особую ответственность здесь несут органы власти субъектов федерации и муниципалитетов.
       Во-вторых, мы должны предметно заниматься повышением результативности и престижа учительского труда. Приведу один пример. В субъектах Федерации, внедривших новые системы оплаты труда, заработная плата педагогов растет намного быстрее, чем там, где этого делать пока не спешат.
       В 20 регионах-лидерах зарплата учителей сравнялась или даже превысила среднюю заработную плату в экономике региона.

       Причем в первую очередь поощряется творческий труд, желание и умение добиваться отличных результатов.
       В 20 регионах-участниках комплексных проектов модернизации образования средняя зарплата учителей достигла средней зарплаты по субъекту Федерации, как я сказал. Причем в семи из них средняя зарплата учителей превысила среднюю зарплату по субъекту Федерации более чем на 20%. Могу привести в качестве положительного примера такие субъекты Российской Федерации, как Калининградская, Саратовская области, Алтайский край, Еврейская автономная область, Республика Бурятия, Томская область, Республика Алтай.
       Кроме достойной оплаты труда учителей, российские учителя получат и возможность постоянно повышать свою квалификацию, овладевать новыми технологиями преподавания. Для этого Министерство образования создает специальные новые программы переподготовки. Они в свою очередь лягут в основу. Да и соответствующее правительственное постановление с планом работы мною подписано. Это же даст возможность провести необходимую переаттестацию.
       Хочу вас проинформировать о том, что после длительных консультаций с профсоюзами механизм переаттестации согласован. Мы должны привлечь в классы новое поколение молодых и перспективных педагогов.
       Третье: необходимо продолжить формирование единой общероссийской системы оценки качества образования. Учащиеся и их родители должны иметь возможность влиять на качество и уровень преподавания.
       Критически важной для успеха преобразований является их поддержка со стороны граждан: родительских комитетов, объединений педагогов и так далее.

       Образовательные учреждения должны стать более открытыми, в том числе регулярно публиковать отчеты о своей деятельности, содержащие полную и объективную информацию. А создаваемые в школах общественные управляющие советы - об одном из таких я упомянул - должны обладать реальными возможностями влиять на решения по ключевым вопросам в жизнедеятельности школы.
       И последнее. Эффективная работа школ невозможна без предоставления им широкой самостоятельности в финансовых вопросах и вопросах хозяйственной жизни.
       Нужно добиться, чтобы новые модели нормативного подушевого финансирования реально использовались в практике образовательных учреждений, служили стимулом для их развития, а связь между качеством работы школы и объёмами её финансирования была очевидной и для педагогического коллектива.
       Напомню: Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об уточнении правового статуса государственных и муниципальных учреждений. Он создает необходимые правовые рамки и стимулы для внедрения новых моделей управления в социальной сфере.
       Их применение позволит более эффективно использовать бюджетные средства и главное - повысить качество образовательных услуг, услуг в сфере здравоохранения, других важнейших услуг, предоставляемых государством.
       Законопроект уже принят в первом чтении. Подчеркну: его ключевые положения меняться не будут.
       И поэтому я прошу руководителей регионов, не дожидаясь вступления закона в силу, начинать подготовительную работу по его реализации и отнестись к этой работе максимально ответственно.
       Необходимые модельные планы и примерные перечни подзаконных нормативных актов нами подготовлены.
       Также хочу привлечь ваше внимание к проблемам негосударственных школ. Еще один вопрос. Многие из них дают качественное, хорошее образование, а главное - позволяют учитывать особые нужды тех детей, которым по различным причинам непросто адаптироваться в обычных муниципальных школах.
       Считаю, что субъекты Российской Федерации могли бы более активно поддержать успешные негосударственные учебные заведения, в том числе финансировать их на основе государственного задания по установленным в регионах нормативам.

      Выступление  Минобрнауки РФ Андрея Фурсенко:

- Для всех регионов сегодня поставлены четкие реалистические сроки для завершения перехода на нормативно-подушевое финансирование - три года.  Нрматив должен устанавливаться не только для учреждения, но и для каждого конкретного ребенка, с учетом его особых потребностей, в частности, для детей с ограниченными возможностями здоровья. Норматив для них должен следовать, даже если этот ребенок захочет учиться не в специализированном учреждении, а в обычной школе.

Андрей Фурсенко также отметил, что средства должны доходить до школ в полном объеме, практика перераспределения средств между сильными и слабыми школами должна быть ликвидирована.
"Высвобождающиеся неэффективные расходы мы рекомендуем регионам оставлять в системе, перенаправляя их на повышение норматива для всех школ, на поддержку лидеров, программы развития", - сказал Фурсенко.
По его мнению, успешный переход на нормативно-подушевое финансирование не возможен без полноценной финансово-хозяйственной самостоятельности школ.
Министр считает, что школа должна сама распоряжаться поступающими средствами с привлечением школьных советов. "В этом случае важно, чтобы бухгалтер подчинялся не учредителю, не муниципалитету, а директору школы", - отметил глава Минобрнауки.
Он сообщил, что министерство на федеральном уровне отменило все типовые штатные расписания для школ.
"Мы считаем, что  то же самое должно быть сделано в каждом регионе и муниципалитете. Типовые штатные расписания противоречат как законодательству, так и задаче расширения самостоятельности школ", - подчеркнул Фурсенко. По его словам, школа сама должна решать, какое штатное расписание для нее оптимально. "А спрашивать мы должны со школы за результат", - добавил он.
Следующим шагом станет введение в действие закона о совершенствовании правового положения государственных муниципальных учреждений, сообщил министр.
"Школа сможет получать финансирование без разбивки по статьям расходов, а следовательно, использовать их более гибко и эффективно", - сказал Фурсенко.


 Министр здравоохранения и соцразвития РФ Татьяна Голикова, выступая на заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации нацпроектов и демографической политике, сообщила:
"Абсолютно здоровыми (так называемая первая группа здоровья) являются 21,4% учащихся, вторая группа здоровья, то есть это дети, которые нуждаются в амбулаторном лечении - 58% и третья-пятая группы, где уже нужно стационарное лечение, - 20,6%" Согласно данным научного исследования, проведенного институтами Санкт-Петербурга, рациональный режим сегодня соблюдают 19,4% школьников, активно и регулярно занимаются спортом 10,9% учащихся, не имеют никаких физических нагрузок, кроме школьных, 13,2% школьников, страдают проблемой выраженной гиподинамии - 29,7%, поздно ложатся спать - 26,8% школьников.

Для школьников со второй группой здоровья раньше разрабатывались специальные физические нагрузки, особые правила занятия физкультурой в школе.

Раньше, когда это применялось, дети очень часто переходили из второй в первую группу, то есть это давало определенный эффект. Сегодня лишь 20-30% учащихся посещают специальные уроки физкультуры.

Министр предложила в связи с этим провести Всероссийский конкурс среди школ, который будет направлен на развитие и подъем физкультуры среди учащихся.

Она также напомнила, что в 2010 году в России откроется 193 детских центров здоровья.

"Наверное, нам с Андреем Александровичем (Фурсенко) нужно подписать соглашение по поводу того, чтобы школы взаимодействовали с этими центрами здоровья", - сказала Голикова, обращаясь к министру образования и науки.

По ее словам, это поможет проводить диспансеризацию школьников и вовремя давать рекомендации, как сохранить здоровье детей.


       Заключительное слово В.В.Путина:

       Уважаемые коллеги!
       Я не буду говорить развернутых заключительных слов. В ходе сегодняшних выступлений практически все аспекты рассматриваемой проблемы нами затронуты. Хочу сказать о том, что, безусловно, самым главным для нас является обеспечение равного доступа граждан к бесплатному общему образованию, вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности образовательной организации. И при этом нужно обеспечить качество этих образовательных услуг. Нами подготовлен развернутый документ - протокольное решение. Мы, безусловно, его дополним сформулированными вами предложениями.
       А в заключение хотел бы сказать вот что. Мы на образование в Российской Федерации тратим гораздо больше, чем, скажем, на такую важнейшую функцию, как обеспечение обороноспособности страны. В 2010 году на обеспечение обороноспособности мы с Вами истратим 2,9% от ВВП, а на образование - из всех источников, из консолидированного бюджета - 4,4%. Эта разница, поверьте мне, очень большая. Задача в том, чтобы эти деньги были истрачены рационально и пошли на пользу гражданам Российской Федерации. Пожелаем друг другу успехов в решении этой непростой задачи.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph