Обновлённую концепцию школьного филологического
образования с 2015 года обсуждают эксперты Российской академии образования,
педагоги, имеющие большой практический опыт работы в школах, а также
учёные-филологи [42]. Над новой
системой обучения работали чиновники образовательного ведомства и члены
Ассоциации учителей русского языка и литературы. После публикации проекта началось
широкое обсуждение. Кто-то считал, что
разработчики концепции учли всё необходимое, а кому-то она совершенно не
понравилось. По этой причине появилась рабочая группа в рамках Российской
академии образования (РАО). Её возглавляет президент РАО, председатель
попечительского совета фонда «Русский мир» Людмила Вербицкая.
9 апреля 2016 г. Вышло Распоряжение
Правительства РФ об утверждении новой «Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ», которая очерчивает основные проблемы в области преподавания русского языка и литературы и намечает
пути выхода из них. Делается это обобщенно, действующие документы 0 ФГОС, Примерные программы по предметам, кодификатор ЕГЭ не подвергаются изменениям [63].
- Азарова, Е. В. Как научить школьников видеть речевые
ошибки? / Е. В. Азарова // Мастер-класс:
прилож. к ж. "Методист". - 2016. - №3. - С.20-27.
- Алтуфьева, Л. А. "Прикосновение прекрасного" / Л.
А. Алтуфьева // Урок литературы. - 2015. - №4. - С.10-13.
- Антипова, А. М. Методические идеи Н.И. Кудряшова, их
значение для современного литературного образования / А. М. Антипова //
Литература в школе. - 2015. - № 8. - С. 23-26.
- Ахматова, Т.
В. Стратегия
"Cooperative learning" как основа реализации компетентностного
подхода в преподавании литературы / Т. В. Ахматова // Уроки литературы. - 2016.
- №9. - С.9-11.
- Барбашова, Е. Н. Самостоятельная работа студентов в курсе
филологического анализа текста / Е. Н. Барбашова // Начальная школа. - 2016. - №1.
- С.77-79.
- Беднарская, Л.
Д. Проектная
деятельность на каждом уроке / Л. Д. Беднарская // Русский язык в школе. - 2015.
- №5. - С.3-4.
- Белинова, Н. В. Методические аспекты литературного
образования детей дошкольного возраста / Н. В. Белинова
// Нижегородское образование. - 2015. - №1. - С.99-104.
- Блохин, А. В. Комплексный лингвистический анализ текста
как задание для развернутого письменного ответа на ЕГЭ по русскому языку
(профильный уровень) А. В. Блохин //
Русский язык в школе. - 2015. - №5. - С.10-13.
- Богданова, Е. С. Методика подготовки учащихся к итоговому
сочинению / Е. С. Богданова // Русский язык в школе.-2016. - №2. - С.19-22.
- Богданова, Н. Н. Проектирование урока на основе технологической карты
(урок "Притча как жанр эпического произведения") / Н. Н. Богданова //
Воспитание в школе. - 2015. - №4. - С.51-55.
- Болотнова, Н. С. Методика поуровневого лингвосмыслового анализа
поэтического текста и ее использование в школе / Н. С. Болотнова // Русский
язык в школе. - 2015. - № 6. - С. 16-22.
- Бондаренко, М. А. Формы организации учебной деятельности на уроках русского
языка в свете требований ФГОС / М. А. Бондаренко // Русский язык в школе. -
2016. - №8. - С.3-8.
- Вербицкая, Л. А. Язык и общество. Роль языка в жизни общества / Л. А.
Вербицкая // Педагогика. - 2015. - №2. - С.5-18.
- Вьюшина, И. В. Единое
гуманитарное образовательное пространство как интегрированная дидактическая
система / И. В. Вьюшина // Русский язык в школе. - 2015. - №3. - С.3-7.
- Гац, И. Ю. "Так
ясно все и так несложно" (С.А. Клычков): воспитательный потенциал
современного учебного пособия по русскому языку / И. Ю. Гац // Педагогическое
образование и наука. - 2015. - №4. - С.153-155.
- Герасименко, Н. А. Русский язык как средство формирования толерантной языковой
личности при обучении в магистратуре / Н. А. Герасименко // Педагогическое
образование и наука. - 2015. - №1. - С.45-49.
- Гладкова, Н. Г. Использование
профессионально-ориентированных текстов на уроках русского языка / Н. Г.
Гладкова // Мастер-класс: приложение к
ж. "Методист". - 2016. - №7. - С.28-37.
- Глазков, А. В. Использование
таблиц при анализе нехудожественного текста на уроках русского языка / А. В.
Глазков // Русский язык в школе. - 2016. - №3. - С.24-27.
- Глебова, З. В. Изучение
заимствованной лексики на текстовой основе в школьном курсе русского языка как
средство достижения личностных, метапредметных и предметных результатов: итоги
формирующего эксперимента / З. В. Глебова // Стандарты и мониторинг в
образовании. - 2015. - №6. - С.36-41.
- Граник, Г. Г. Психологические
и лингвистические проблемы взаимоотношения школьных предметов "Русский
язык" и "Литература" в учебниках нового типа / Г. Г. Граник //
Вопросы психологии. - 2016. - №4. - С.56-66.
- Григорченко, И. А. Применение системно-деятельностного подхода на уроках
литературы / И. А. Григорченко
// Литература в школе. - 2015. - № 7. - С. 39-43.
- Гулеватая, О. Н. Оценка и контроль учебных достижений учащихся в условиях введения
ФГОС основного общего образования / О. Н. Гулеватая // Русский язык в школе. - 2016.
- №3. - С.7-9.
- Гулова, И. А. Пространство
как текстообразующая категория (Анализ стихотворения Д. Самойлова "И встану
я. И слово канет,,,") / И. А. Гулова // Русский язык в школе. - 2015. - №
6. - С. 51-56.
- Гусева, Е. Ю. Работа
с текстом при обучении школьников-инофонов / Е. Ю. Гусева // Русский язык в
школе. - 2015. - № 7. - С. 11-15.
- Дейкина, А. Д. Методическая
культура учителя-словесника в современной лингвообразовательной ситуации / А.
Д. Дйкина // Русский язык в школе. -2016. - №6. - С.3-5.
- Дейкина, А. Д. Разделы
науки о языке / А. Д. Дейкина // Русский язык в школе. - 2016. - №4. - С.22-25.
- Денисова, Г. В. Тесты
на уроке русского языка / Г. В. Денисова // Русский язык в школе. - 2015. - №6.
- С.10-12.
- Добротина, И. Н. Сочинение на лингвистическую тему как одно из заданий
заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку / И.
Н. Добротина // Русский язык в школе. - 2016. - №2. - С.31-34.
- Доманский, В. А. Формирование метапредметных компетенций в процессе
литературного образования / В. А. Доманский // Литература в школе. - 2015. - №1.
- С.28-31.
- Дощинский, Р. А. О целях и задачах концепции школьного филологического
образования в России / Р. А. Дощинский //
Литература в школе. - 2015. - №3. - С.16-17.
- Драбкина, С. В. Основной
государственный экзамен. Русский язык / С. В. Драбкина. – М . :
Интеллект-Центр, 2016.
- Дубова, М. А. "Многоликое
обращение" / М. А. Дубова // Русский язык в школе. - 2016. - №3. -
С.35-38.
- Егоров, Н. В. Тематические
тесты по русскому языку для V-IX классов / Н. В. Егоров // Русский язык в
школе. - 2016. - №9. - С.11-16.
- Екимов, Б. Писатели,
принадлежащие человечеству / Б. Екимов // Литература в школе. - 2016. - №8. -
С.2-5.
- Ермолова, И. М. Групповая
работа на уроке литературы: легко, просто, интересно? / И. М. Ермолов //
Литература в школе. - 2015. - № 8. - С. 29-31.
- Жиглий, Ю. В. Проблема
нравственного выбора и памяти / Ю. В. Жиглий // Литература в школе. - 2016. -
№9. - С.29-32.
- Зинин, С. А. Литературное
образование в школе: сценарии будущего / С. А. Зинин // Литература в школе. -
2016. - №7. - С.2-3.
- Калганова, Т. А. Инновационные технологии в литературном образовании / Т. А.
Калганова // Литература в школе. -2016. - №2. - С.22-23.
- Калганова, Т. А. Работа над ошибками по литературе / Т. А. Калганова //
Литература в школе. - 2015. - №2. - С.40-41.
- Колесова, О. В. Развитие
информационной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения /
О. В. Колесова // Нижегородское образование. - 2015. - №1. - С.64-68.
- Комар, Н. Г. Уроки
литературы в музее Е.А. Боратынского / Н. Г. Комар // Литература в школе. -
2016.- №9. - С.18-20.
- Концепция школьного филологического образования :
проект // Литература в школе. - 2015.
- №3. - С.17-37.
- Корнилов, А. В. Итоговая
контрольная работа по русскому языку в 10 классе / А. В. Корнилов // Русский
язык в школе. - 2016. - №8. - С. 15-18.
- Кошелева, Л. А. Проектирование
урока системно-деятельностного типа по пьесе М. Горького "На дне"
// Литература в школе. - 2016. - №7. - С. 22-25.
- Кузнецова, О. В. Целеполагание на уроках русского языка в V-VI классах / О.
В. Кузнецова // Русский язык в школе. - 2015. - №6. - С.3-6.
- Кузьменко, В. В. Развитие умственных и творческих способностей подростка на
уроках русского языка через лингвистический анализ текста / В. В. Кузнецова //
Одаренный ребенок. - 2015. - №6. - С.52-58.
- Кутейникова, Н. Е. Детско-подростковая и юношеская литература ХХI столетия /
Н. Е. Кутейникова // Уроки литературы. - 2015. - № 8. - С. 4-13.
- Лассов, Т. Э. Поговорим
о будущем и настоящем / Т. Э. Лассов // Уроки литературы. - 2016. - №10. -
С.2-8.
- Лебединская, И. И. Урок с элементами эксперимента и исследования по русскому
языку по теме "Понятие о словосочетании"/ И. И. Лебединская //
Одаренный ребенок. - 2016. - №5. - С.59-74.
- Левушкина, О. Н. "Язык - это зеркало" / О. Н. Левушкина // Русский
язык в школе. - 2015. - №12. - С.30-32.
- Левушкина, О. Н. "Язык - родной очаг" : учим пониманию текста на
уроке русского языка / О. Н. Левушкина
// Русский язык в школе. - 2016. - №7. - С.7-10.
- Лобзова, Е. В. "Зачетный
лист" как прием эффективного оценивания в контексте новой образовательной
программы / Е. В. Лобзова // Литература в школе. - 2015. - № 8. - С. 31-33.
- Манакова, Л. М. Перевернутое
обучение в профессионально-методической подготовке студентов-филологов / Л. М.
Манакова // Русский язык в школе. - 2016. - №10. - С.52-57.
- Марченко, В. И. "Цитата"/
В. И. Марченко // Мастер-класс: приложение к
ж. "Методист". - 2016. - №9. - С.31-33.
- Мельникова, Е. Л. Технология проблемного диалога : поиск решения учебной
проблемы / Е. Л. Мельникова // Русский язык в школе. - 2016. - №6. - С.10-14.
- Меркин, Г. С. Чтобы
урок литературы стал необходимостью / Г. С. Меркин // Литература в школе. -
2016. - №7. - С.5-9.
- Миртов, А. Семь
уроков вежливости на занятиях русским языком / А. Миртов // Русский язык в
школе. - 2016. - №8. - С.31-35.
- Молчанова, С. В. Слово "таинство" и таинство слова / С. В.
Молчанова // Литература в школе. - 2015. - №4. - С.19-21.
- Москвин, В. П. О
стилевой системе русского языка / В. П. Москвин // Русский язык в школе. -
2016. - №4. - С.47-52.
- Нарушевич, А. Г. Размышляем над лексическим значением слова / А. Г.
Нарушевич // Русский язык в школе. - 2015. - №6. - С.7-9.
- Ниязова, А. М. Критериально-уровневое
оценивание учебных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы /
А. М. Ниязова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2016. - №5. - С.38-44.
- О Федеральной целевой программе "Русский
язык" на 2016-2020 годы //
Вестник образования. - 2015. - №11 (июнь). - С. 5-6.
- Об утверждении Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации: Распоряжение Правительства
РФ от 9 апреля 2016 года N 637-р : [электронный ресурс] - режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/420349749
- Павлова, Н. Л. К
вопросу об общих закономерностях освоения письма ребенком / Н. Л. Павлова //
Русский язык в школе. - 2016.- №5. - С.19-24.
- Панова, Г. И. Русский
язык в сопоставительном аспекте: о языковой избирательности / Г. И. Панова //
Русский язык в школе. - 2015. - №12. - С.12-17.
- Паспорт Федеральной целевой программы
"Русский язык" на 2016-2020 годы // Вестник образования. - 2015.
-№11 (июнь). - С. 6-79.
- Пахнова, Т. М. "Язык
помогает мне стать личностью" / Т. М. Пахнова // Русский язык в школе. -
2016. - №1. - С.3-7.
- Петрова, Н. Е. Новые
тенденции в русском языке начала XXI века / Н. Е. Петрова // Русский язык в
школе. - 2015. - №4. - С.65-68.
- Пихурова, А. А. Актуализация
системного подхода в преподавании русского языка / А. А. Пихурова // Русский
язык в школе. - 2015. - №3. - С.29-32.
- Пихурова, А. А. Методические
находки при проектировании урока "открытия" нового знания / А. А.
Пихурова // Русский язык в школе. - 2016. - №5. - С.30-34.
- Плеханова, Л. И. Проектная технология на уроках литературы как способ
формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа / Л.
И. Плеханова // Методист. - 2016. - №2. - С.28-31.
- Пономарева, Л. Д. Речетворческий анализ художественного текста на
уроках русского языка / Л. Д. Пономарева // Русский язык в школе. - 2016. -
№10. - С.18-20.
- Пономарева, Л. Д. Методический анализ текста как способ формирования
профессиональной компетентности учителя русского языка / Л. Д. Пономарева //
Русский язык в школе. - 2016. - №2. – С.3-6.
- Потемкина, Е. А. Спасет ли мир красота? / Е. А. Потемкина // Литература в
школе. - 2015. -№ 7. - С. 25-30.
- Пропадеева, Е. Н. Виды заданий, обеспечивающих работу с концептами на уроке
литературы / Е. Н. Пропадеева // Нижегородское образование. - 2015. - №1. - С.137-144.
- Романичева, Е. С. Ментальные карты, или Интеллект-карты / Е. С. Романичева //
Литература в школе. - 2015. - № 8. - С. 40-42.
- Романичева, Е. С. О школьном литературном каноне и итоговом сочинении / Е. С.
Романичева // Нижегородское образование. - 2015. - №1. - С.4-9.
- Романичева, Е. С. Чтение в школьном литературном образовании: негативные
изменения и возможные пути их преодоления // Литература в школе. - 2015. - №4. -
С.27-30.
- Русский язык - метапредмет - основа
преподавания всех наук // Вестник образования. - 2015. - №17 (сентябрь). -
С. 31-41.
- Сабаткоев, Р. Б. Некоторые особенности обучения детей мигрантов русскому
языку и культуре речи / Р. Б. Сабаткоев // Педагогическое образование и наука. -
2015. - №1. - С.65-71.
- Соколова, Н. В. Современная
книга: что сегодня читают // Уроки литературы. - 2015. - № 9. - С. 4-7.
- Соловьева, Т. В. Русский язык. Тематический контроль / Т. В. Соловьева. – М .
: Национальное образование, 2015.
- Степанова, Ю. В. Урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения по тексту
Ф.Искандера "Совесть" (X класс) / Ю. В. Степанова // Русский язык в
школе. - 2016. - №2. - С.29-30.
- Табаченко, Т. С. Формирование методического мышления будущих учителей
русского языка / Т. С. Табаченко // Инновационные проекты и программы в
образовании. - 2015. - №1. - С.16-22.
- Тартынских, В. В. Учимся тьюторству в эдьютейнменте: игровые технологии в
процессе обучения русскому языку и культуре речи / В. В. Тартынских //
Методист. - 2016. - №9. - С.59-62.
- Тенекова, А. М. "Не
читай книгу с конца, читай книгу с начала!"/ А. М. Тенекова // Русский
язык в школе. - 2016. - №3. - С.27-31.
- Трифилова, Е. А. Формирование исследовательской компетенции на уроках русского
языка / Е. А. Трифилова
// Русский язык в школе. - 2016. - №8. - С.8-11.
- Троян, Н. В. След
на земле, или Как дело наше отзовётся / Н. В. Троян // Литература в школе. - 2015.
- №5. - С.37-39.
- Троян, Н. В. Урок
- культуроведческий комментарий (8 класс) / Н. В. Троян // Русский язык в
школе. - 2015. - № 6. - С. 44-48.
- Тупицына, Н. А. "Золотая
полка"/ Н. А. Тупицына // Уроки литературы. - 2015. - № 9. - С. 8-9.
- Тюрморезова, С. А. Перед пропастью / С. А. Тюрморезова // Литература в школе. -
2015. - №10. - С.28-30.
- Филонова, Ю. А. Развитие
коммуникативной компетенции школьников на уроках формирования знаний о диалоге
в средних классах / Ю. А. Филонова // Литература в школе. - 2015. - №11. - С.29-34.
- Фиофанова, К. А. Проектирование электронных образовательных ресурсов для
уроков литературы: на примере проекта ЛитFun / К. А. Фиофанова // Инновационные
проекты и программы в образовании. - 2015. - № 2. - С. 49-54.
- Хамраева, Е. А. Владение
русским языком - условие обучения в поликультурной школе России / Е. А.
Хамраева
// Русский язык в школе. - 2015. - №11. - С.17-20.
- Холодырева, О. Н. Изучение синтаксиса на культуроведческой основе (на
примере темы Великой Отечественной войны) / О. Н. Холодырева // Русский язык в
школе. - 2015. - №4. - С.14-17.
- Холодяков, И. В. Роман Захара Прилепина "Санькя" на уроках
литературы / И. В. Холодяков // Литература в школе. - 2016. - №10. - С.37-39.
- Хроленко, А. Т. Народная
филология: природа, формы, эвристические возможности / А. Т. Хроленко //
Русский язык в школе. - 2015. - №5. - С.66-72.
- Чудинова, А. Р. Учебный
проект "Жанры фиксации и сохранения информации"(VIII класс) / А. Р.
Чудинова // Русский язык в школе. - 2016. - №3. - С.31-34.
- Шаповал, В. В. Работа
с международной терминологией в школьной практике преподавания русского языка /
В. В. Шаповал // Русский язык в школе. - 2015. - №10. - С.21-25.
- Шаталова, О. В. Конкурс "Грамотей": к проблеме
формирования филологической эрудиции школьников среднего звена / О. В. Шаталова
// Русский язык в школе. - 2015. - №9. - С.33-37.
- Шацкая, М. Ф. Проблемы словообразовательного
анализа в курсе русского языка / М. Ф. Шацкая // Русский язык в школе. - 2015. -
№5. - С.4-10.
- Ширяева, С. А. Урок "Книжный эксперт XXI века".
VII класс / С. А. Ширяева // Литература в школе. - 2015. - №10. - С.39-41.
- Шутан, М. И. Взаимодействие аналитической и
интерпретирующей деятельности школьников на уроке литературы / М. И. Шутан //
Нижегородское образование. - 2016. - №2. - С.25-31.
- Янушевский, В.
И. Учебный
исследовательский проект в основной средней школе / В. И. Янушевский //
Литература в школе. - 2015. - №2. - С.24.
|