Организатором слушаний выступил Комитет Государственной Думы ФС РФ по
образованию. Слушания прошли в режиме видеоконференции и транслировались в
парламентах субъектов РФ.
Открывая слушания, заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ
Светлана Журова подчеркнула, что в современных
условиях образование является общенациональным приоритетом России. «Говоря о
модернизации страны, прежде всего, надо говорить о модернизации системы
педагогического образования, – выразила мнение вице-спикер. – В нынешних
условиях педагог часто берет на себя дополнительные функции, например,
психолога. Ко мне обращаются учителя, которые рассказывают о том, что им
зачастую приходится просто разговаривать с детьми, испытывающими дефицит
общения с родителями. Учитель – это человек, который сегодня определяет наше
завтра».
В своем выступлении председатель Комитета Госдумы по образованию, член фракции
«Единая Россия» Григорий Балыхин отметил, что
преобразование педагогических вузов в крупные базовые центры подготовки
учителей уже идет. «Такое укрупнение позволяет более эффективно использовать
как материально-технические, так и кадровые ресурсы и повысить за счет этого
качество предоставляемого образования, – подчеркнул он. – При этом важным
моментом является сохранение сети высших учебных заведений, охватывающей
педагогическим образованием всю территорию Российской Федерации, сети, в
которую должны органично войти педагогические факультеты классических
университетов». В то же время, по словам Г. Балыхина,
вопрос присоединения к педагогическим университетам, которые находятся в
федеральном ведении, педагогических колледжей, находящихся в ведении субъектов
РФ, может потребовать дополнительного законодательного регулирования. Серьезной
проблемой является расширение полномочий органов государственной власти
субъектов РФ по поддержке и развитию расположенных на их территории
педагогических университетов федерального подчинения, считает он.
Кроме того, по мнению председателя думского комитета, федеральным
законодателям предстоит внести изменения в нормативную правовую базу системы
повышения квалификации педагогических работников, ориентируя ее на кредитно-модульный
характер, предоставление педагогам права самостоятельно выбирать курсы,
осваивать образовательные модули в учреждениях и организациях, имеющих
соответствующие лицензии. «Современный педагог, способный
обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание,
формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны,
способный развивать креативные способности учащихся и
научить их одному из важнейших умений – умению учиться самостоятельно, сам
должен владеть не только традиционными, но и принципиально новыми средствами
организации учебно-воспитательного процесса, обладать новым педагогическим
мышлением, уметь осуществлять педагогический процесс в контексте системно-деятельностного подхода, владеть инновационными
технологиями обучения», – подчеркнул Григорий Балыхин.
На слушаниях обсуждались вопросы совершенствования законодательства в сфере
поддержки молодых специалистов, системы оплаты труда и системы аттестации
педагогических работников. Также участники видеоконференции обменялись опытом и
информацией о реализации регионального законодательства. В ходе
видеоконференции состоялись прямые включения из ряда регионов России. В
слушаниях приняли участие депутаты всех уровней законодательной ветви власти,
работники системы образования, преподаватели, представители общественных
объединений.