2
6
9
Новости

19.04.2010Завершил работу Международный Конгресс - выставка «Global Education – Образование без границ-2010»

 

IV Международный Конгресс - выставка «Global Education – Образование без границ-2010» посвящен современным и перспективным направлениям развития российской системы образования. Конгресс - выставка «Образование без границ» является программным мероприятием Министерства образования и науки и Федерального агентства по образованию.

В торжественной церемонии открытия приняли участие заместитель Министра образования и науки РФ Владимир Фридлянов, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко, заместитель председателя комитета по образования Государственной Думы ФС РФ Ирина Роднина, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, ректор Финансовой академии при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров и директор образовательных программ корпорации Intel Шелли Шот.

Выступая с приветственным словом на торжественной церемонии открытия, заместитель Министра образования и науки РФ Владимир Фридлянов зачитал обращение Президента РФ Дмитрия Медведева участникам и гостям IV Международного конгресса-выставки «Global Education – Образование без границ». В частности, в нем говорилось, что «уровень национального образования напрямую влияет на качество жизни людей и во многом определяет роль государства на мировой арене. Поэтому вопросам, связанным с развитием школ и высших учебных заведений, с подготовкой и переподготовкой специалистов - в России уделяется особое внимание. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» поддерживаются инновационные образовательные программы, поощряются лучшие учителя и талантливая молодежь. Не менее важно - изучать передовой международный опыт, способствовать интенсивному преподавательскому и студенческому обмену». Также  в своем обращении Дмитрий Медведев выразил надежду, что «предложения, выдвинутые участниками конгресса, будут востребованы на практике, помогут реализации инициативы «Наша новая школа» и модернизации отечественного образования». От себя заместитель министра образования и науки РФ Владимир Фридлянов добавил, что государство всегда уделяло большое внимание вопросам образования. Кроме того, Владимир Фридлянов сообщил, что свое приветствие участникам также направил Министр образования и науки России Андрей Фурсенко.

В рамках церемонии открытия, заместитель председателя комитета по образования Государственной Думы ФС РФ Ирина Роднина отметила, что для нее огромная честь участвовать в открытии Конгресса – выставки «Образование без границ-2010». «Я надеюсь, что все те положительные изменения, которые сейчас происходят в сфере образования, отражают и те изменения, которые есть сейчас в нашей стране. «Понятно, что все новшества, которые начинаются в образовании, в первую очередь ложатся на плечи наших учителей.. Я надеюсь, что в тех качественных изменениях, которых мы ждем в образовании, будут отражены программы, которые будут готовить здорового человека», - сказала она.

В свою очередь, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, заместитель секретаря Общественной палаты РФ Сергей Катырин подчеркнул, что Конгресс-выставка является весьма актуальной для всего населения страны. «Не секрет, что самые надежные вложения капитала – это вложения в образование и получение знаний. Государство уделяет повышенное внимание и вкладывает средства в развитие сферы образования, в частности, в последние годы предпринят ряд серьезных шагов, направленных на реорганизацию нашей образовательной системы», - сказал он. Также Сергей Катырин выразил глубокую благодарность организаторам данного мероприятия.

 

«Именно образованные люди помогут России выйти на новые рубежи развития и занять то достойное место, которое она заслуживает. Я хотел бы, чтобы все мы, кто занят в сфере образования, очень серьезно занимались этой проблемой – не допустить снижения качества образования. Ведь снижение качества образования будет трагедией для России», - сказал собравшимся ректор Финансовой академии при Правительстве РФ Михаил Эскиндаров.

Выступая с заключительным словом, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко отметил значимость проведения Международного Конгресса - выставки «Global Education – Образование без границ». «Данное мероприятие привлекает внимание всего общества к проблемам самой главной отрасли. Основа модернизации российского образования – в самые короткие сроки повысить эффективность как школьного, так и профессионального образования», - подчеркнул он.

В ходе работы первой части второго пленарного заседания, которое состоялось в рамках деловой программы IV Международного конгресса-выставки «Global Education – Образование без границ», участники обсудили проблемы развития национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и отметили, что национальная инициатива – это не план действий, а документ, определяющий перспективы развития всей системы образования.

В частности, в ходе обсуждений были выделены основные ориентиры развития образования, а именно:

1. Переход на новые образовательные стандарты;

2. Развитие системы поддержки талантливых детей;

3. Совершенствование учительского корпуса;

4. Изменение школьной инфраструктуры;

5. Сохранение и укрепление здоровья школьника;

6. Расширение самостоятельности школ.

Выступая перед участниками заседания, советник отдела развития и нормативного регулирования общего образования Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России Лариса Шмелькова отметила, что разрабатываемые сегодня стандарты представляют собой рамочный документ, определяющий систему из трех требований: к структуре основной образовательной программы, к результатам ее освоения и условиям реализации. При этом, по ее словам, освоение школьной программы интересует как личностное, так и метапредметное.

Рассказывая о системе оценки качества знаний, заместитель начальника Управления контроля и оценки качества образования Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Евгений Семченко сообщил собравшимся об организации и проведении международных различных сравнительных исследований, главной целью которых является получение объективной информации о качестве образования в России в сопоставлении с другими национальными системами образования. Как отметил Евгений Семченко, результаты, полученные по итогам исследований, представляют основу для анализа образовательных программ, учебников и требований к учебным достижениям школьников, а также дают возможность управленцам принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования и создании российских образовательных стандартов.

В свою очередь, уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович отметил, что проблемные дети часто не подходят под стандарты. «Возможно ли, при жесткой регламентации требований сохранить все многообразие детей?», - задал он вопрос участникам. Он выразил мнение, что приглашать к полемике, касающейся судьбы ребенка, нужно не только взрослых, а также подчеркнул, что если в оценке качества образования не учитывать атмосферу школы, можно упустить нечто гораздо большее, чем результаты.

 

Заместитель председателя Комитета по образованию и науке, сопредседатель-координатор Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова напомнила собравшимся, что инициатива «Наша новая школа» стартовала в Год Учителя. По ее словам, она надеется, что все это совместно даст реальные результаты. Кроме того, депутат поделилась теми шагами, которые предпринимаются сегодня. Как рассказала Валентина Иванова, сейчас проходят дебаты о добавлении к пенсии по возрасту суммы, положенной в качестве пенсии за выслугу лет, обсуждается вопрос об удвоении пенсии народным учителям СССР и России.

В завершение работы первой части пленарного заседания его участники отметили, что перспективы для развития российского образования намечены, приоритеты выстроены, и сейчас создается прозрачная, открытая система информирования общественности об образовательных услугах, обеспечивающая полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации. Собравшиеся подчеркнули, что изменилось не содержание образования, а сам подход к образовательной системе, который требует сейчас инициативы и ответственности от каждого участника учебного процесса.

Вторая часть пленарного заседания была посвящена обсуждению вопросов развития педагогического потенциала как фактора обновления качества образования, обновления моделей повышения квалификации и аттестации педагогических кадров, финансово-экономическим проблемам совершенствования системы общего образования, а также аспектам организации профессиональной деятельности учителя, доступности инновационных технологий в образовательном процессе и др.

Выступившая на заседании заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Мария Гончар рассказала участникам о роли общего образования в развитии общества. Школа, по ее словам, это решающий фактор индивидуального успеха и развития страны. Ведь именно она формирует человеческий капитал, воспитывая инициативность, творчество, готовность к переобучению, способность к профессиональной мобильности. «При существующей глобальной конкуренции и постоянной динамичной смене технологий необходима индивидуализация потребностей. Переход на нормативно-подушевое финансирование позволит учитывать особые потребности конкретного ребенка, позволит школе самостоятельно распределять средства на собственные нужды и отказаться от типового штатного расписания. А для того, чтобы соответствовать запросам сегодняшнего ученика требуется держать руку на пульсе времени и обновлять свои познания. Требуется иная система повышения квалификации, более мобильная, гибкая, современная», - подчеркнула она в своем выступлении.

Подводя итоги заседания, участники отметили, что система повышения квалификации становится более вариативной и неизменным ее сопровождением станет внедрение инновационных технологий в процесс образования.

В рамках деловой программы IV Международного конгресса-выставки «Global Education – Образование без границ - 2010» прошла секция «Дифференциация образовательной среды и организации образовательного процесса в школах по ступеням общего образования: ступень начального общего образования». Ее модераторами выступили заместитель директора Института стратегических исследований в образовании РАО Любовь Феденко и советник отдела развития и нормативного регулирования общего образования Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России Лариса Шмелькова.

Обсуждая основные аспекты современной образовательной программы, участники секции рассказали, что она представляет собой целостный документ, состоящий из пояснительной записки, планируемых результатов освоения образовательной программы, учебного плана, программы формирования универсальных учебных действий, программы учебных предметов, программы духовно-нравственного развития и воспитания, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также программы коррекционной работы и системы оценки достижений. В частности, образовательная программа состоит из двух частей: первая на 80% для начальной школы обязательна, оставшиеся 20% формируются самими участниками образовательного процесса. Как отметили собравшиеся, по мере взросления школьников это соотношение должно меняться.

В ходе дискуссии было подчеркнуто, что сейчас в процессе обучения основной упор делается на проектную деятельность, которая способна развить мышление ребенка, а сам учебный процесс строится на основе «учебных ситуаций», что является надежным путем к формированию самостоятельности ученика начальной школы. Кроме того, говоря об развитии образования в начальных школах, участники положительно оценили деятельность учителей данных учебных заведений, которые стали уделять больше внимания формированию ключевых компетенций своих учеников с использованием ИКТ-технологий и ресурсной базы Интернета.

Подводя итоги работы секции, ее участники высказали мнение, что главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, и чем раньше ребенок научится достигать серьезных целей, тем большего он сумеет добиться в жизни.

В последний день работы IV Международного Конгресса – выставки «Global Education – Образование без границ-2010» состоялась тематическая секция, участники которой обсудили вопросы сохранения и укрепления здоровья школьника. Модератором секции выступила начальник отдела Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ Валентина Березина.

Участники данной секции подчеркнули, что, учитывая актуальность и многогранность данной проблемы, обсудить все ее аспекты в рамках одного обсуждения не представляется возможным, но обозначить основные пути ее решения все-таки удалось.

В начале дискуссии участникам была представлена общая картина состояния здоровья российских школьников, а именно: «По данным Минздравсоцразвития РФ за последние пять лет состояние здоровья детей от 0 до 14 лет ухудшилось на 16%, детей от 15 до 18 лет – на 18%. Более 32% дошкольников 6-7 лет не готовы к систематическому обучению. И у более 50% детей ослаблено здоровье». Такие данные озвучил руководитель Центра здоровьесберегающих образовательных технологий Федерального института развития образования Фарис Харисов. По его мнению, пришло время провести подробный анализ здоровьесберегающей деятельности педагогов и школ в российском образовании, что позволит выявить лучшие методики и энтузиастов, которые добиваются результатов в сохранении здоровья школьников, а также распространить данный опыт по всем учебным заведениям. Кроме того, Фарис Харисов выразил уверенность в том, что учителя и чиновники всех уровней должны показывать пример детям, что это значит - здоровый образ жизни.

На вопрос «Кто же должен заниматься сохранением и укреплением здоровья российских детей?» ответил заместитель директора Московского центра качества образования Валентин Носкин. Он убежден, что это школа. «Потому что во многом от учителя зависит, например, будет ли ребенок страдать от перегрузок. Если учебный материал усваивается с удовольствием, учеба перестает быть скучной, а мотивированный школьник становится только здоровее. Однако нужна экспертиза – насколько ребенок приносит себя в жертву во время учебного процесса?». Результаты такой проверки должны быть отражены в паспорте здоровья, а создать такой документ можно только в тесном сотрудничестве с медициной. Проблема взаимодействия школы и поликлиники сегодня встала снова», - подчеркнул он.

В свою очередь, Валентина Березина объяснила, что электронные паспорта здоровья, созданные с использованием мультимедийных технологий и предназначенные для детей от 6 до 18 лет, пройдут апробирование во всех федеральных округах. «В каждом округе будет выбрана одна школа, чтобы на ее примере понять, помогает ли паспорт объединить усилия всех заинтересованных в здоровье ребенка сторон. При этом конфиденциальность сведений будет соблюдена в обязательном порядке», - сообщила она.

Ответы на два вопроса - каким образом, и в каких условиях надо проводить мероприятия по здоровьесбережению – дала директор ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» Наталья Синягина. «Необходимо осознать ценность здоровья, а затем сформировать навык здорового образа жизни, и это тоже задача учителей», - считает она.

В завершение работы секции, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ Валентина Березина подвела итог: в деле сохранения здоровья «все зависит от конкретных людей, работающих на местах, то есть, от нас с вами!».

В рамках деловой программы IV Международного Конгресса - выставки «Global Education – Образование без границ-2010» прошла специализированная секция «Начальное и среднее профессиональное образование: современное состояние и стратегия развития», в которой приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, Союза директоров средних специальных учебных заведений России, а также работники профильных образовательных учреждений из различных регионов страны.

В частности, участники секции затронули вопросы современного состояния и перспективы развития профессионального образования, обсудили аспекты перехода на образовательные стандарты профессионального образования нового поколения.

В ходе работы секции были рассмотрены результаты государственной поддержки инновационных программ учреждений начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО). Данные результаты, по мнению собравшихся, могут стать основой для модернизации образовательной системы НПО и СПО. Обсуждая факторы обновления профобразования, участники подчеркнули необходимость развития частно-государственного партнерства, как основной базы для увеличения качества обучения, подготовки необходимых для экономики специалистов, а также привлечения дополнительных средств в сферу образования.

Кроме того, была обсуждена роль профобразовательных учреждений при реализации программ опережающей подготовки учащихся, а также возможность создания ресурсных центров, центров освоения и сертификации квалификаций, как одну из основ обновления структуры профессионального образования.

 

Более подробная информация на сайте http://www.globaledu.ru/

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph