17 мая 2019 года в ГБОУ ДПО НИРО прошла всероссийская научно-практическая конференция «Предметная область “Искусство” в современной школе: проблемы, поиски, решения», организованная кафедрой словесности и культурологии ГБОУ ДПО НИРО совместно с министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области и ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования».
В работе конференции приняли участие представители администрации общеобразовательных организаций, учителя-предметники, а также специалисты, занимающиеся гуманитарными аспектами школьного образования предметной области «Искусство».
На конференции обсуждались вопросы, связанные со спецификой предметной области «Искусство»: направления развития, инновации, технологии, подходы, а также её роль в формировании национальной идентичности и духовно-нравственных ценностей у обучающихся.
Программа конференции
Место и время проведения конференции:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития
образования»
(Нижний Новгород, ул. Ванеева, 203)
ОТКРЫТИЕ
КОНФЕРЕНЦИИ
(11.00 –– 11.20, актовый зал НИРО)
Приветственное слово Елены Георгиевны Калинкиной — и.о. ректора
ГБОУ ДПО НИРО, кандидата педагогических наук
Приветственное слово Светланы Алексеевны Максимовой —
проректора по
научно-исследовательской и проектной деятельности ГБОУ ДПО НИРО, доктора философских
наук, председателя оргкомитета конференции
ПЛЕНАРНОЕ
ЗАСЕДАНИЕ
(11.20 –– 13.00, актовый зал НИРО)
Председатель: Шутан
Мстислав Исаакович — зав. кафедрой словесности
и культурологии ГБОУ ДПО НИРО, доктор педагогических наук
Фортунатова Вера Алексеевна — профессор ННГУ имени Н. И. Лобачевского, доктор
филологических наук, Н. Новгород. Формирование когнитивных способностей в
преподавании и изучении искусства.
Акишина Екатерина Михайловна — директор ФГБНУ «Институт художественного
образования и культурологии РАО», кандидат искусствоведения, Москва. Концепция
преподавания предметной области «Искусство»: проблемы и перспективы.
Олесина Елена Петровна — зав. лабораторией интеграции искусств и культурологии
имени Б. П. Юсова ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии
РАО», кандидат педагогических наук, Москва.
Основные направления реализации концепции
преподавания предметной области «Искусство».
Медведева Татьяна Юрьевна — зав. кафедрой продюсерства и музыкального образования
НГПУ имени К. Минина, доцент, кандидат
педагогических наук,
Н. Новгород. Сетевое взаимодействие как технология социально-педагогического
партнерства в формировании культурно-образовательного пространства.
Красильникова Марина Станиславовна — ст. науч. сотрудник ФГБНУ «Институт художественного
образования и культурологии РАО», кандидат педагогических наук, Москва. Модернизация
музыкального образования школьников: трудности и перспективы.
Севрюкова Надежда Владимировна — ст. науч.
сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО», Москва.
Межрегиональная
Ассоциация учителей предметной области «Искусство» в реализации проекта гранта
президента РФ.
Фортунатов Николай Михайлович — профессор
ННГУ имени Н. И. Лобачевского, доктор филологических наук, Н. Новгород. Структурный
анализ текста как форма самостоятельной работы учащихся.
МАСТЕР-КЛАССЫ
(13.30 –– 14.30)
Сироткина Татьяна Владимировна —
учитель музыки ЧОУ РО НЕРПЦ МП «Православная гимназия»; Сироткина Валентина Витальевна — учитель информатики МАОУ СШ
№ 4, г. Бор, Нижегородская область. Использование интерактивной доски на уроках музыки
(ауд. 206).
Сенаторова Ирина
Юрьевна — учитель ИЗО МБОУ «Гимназия № 14»,
г. Выкса, Нижегородская область. Картины
шерстью (ауд. 202).
Липова Елена
Александровна — учитель ИЗО МБОУ СШ №
12, г. Выкса, Нижегородская область. Силуэтные
композиции (ауд. 203).
Шавалеева Венера
Фаритовна — учитель ИЗО МАОУ СШ № 22, Н.
Новгород. Цветы акварелью (ауд. 105).
РАБОТА
СЕКЦИЙ
(13.30 –– 15.30)
Секция учителей мировой
художественной культуры
(кафедра словесности и культурологии)
Руководитель: Медведева Татьяна Юрьевна — зав.
кафедрой продюсерства и музы-кального образования НГПУ имени К. Минина, доцент,
кандидат педагогических наук
Патунина Елена
Александровна — учитель музыки и МХК; Кондратьева Ольга Владимировна — учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 25 име-
ни А. С. Пушкина», Н. Новгород. Роль предметной области «Искусство» в форми-ровании
художественно-ценностных ориентиров учащихся.
Дзюба
Татьяна Александровна — учитель МХК МБОУ СШ № 8
с углубленным изучением отдельных
предметов, г. Кстово, Нижегородская область. Методические инновации в
преподавании дисциплин предметной области «Искусство».
Шитова Ольга
Константиновна — учитель МХК МАОУ СШ № 10,
г. Павлово, Нижегородская область. Типология
уроков искусства в системе художественно-педагогической сверхзадачи.
Калачёва Наталия
Макаровна — учитель МХК МАОУ
«Гимназия № 2», Н. Нов-город. Мультикультурный потенциал пропедевтики в
изучении МХК в школе.
Сергеичева
Наталья Юрьевна —
учитель истории МАОУ «Гимназия № 2»,
Н. Новгород. Художественный фильм в школе:
попытка нового осмысления проблемы.
Сурганова
Елизавета Сергеевна — зав. отделом научно-просветительской
работы НГХМ; Кулагина Светлана Юрьевна — зам. директора по воспитательной
работе МКОУ «Школа-интернат для глухих
детей», Н. Новгород. На языке искусства.
Ползикова
Любовь Владимировна —
старший преподаватель ГАУ ДПО «Липецкий институт развития образования», г.
Липецк. Роль современного культурного пространства в этнокультурном образовании детей.
Алимская
Надежда Сергеевна — учитель МХК, музыки МБОУ «Школа № 20»,
Н. Новгород. Особенности системы работы учителей предметной области «Искусство» с
одаренными детьми.
Секция учителей музыки
(актовый зал НИРО)
Руководитель: Рябчикова Елена Павловна — доцент
кафедры словесности
и культурологии ГБОУ ДПО НИРО, кандидат философских наук
Рябчикова Елена Павловна — доцент кафедры словесности и
культурологии ГБОУ ДПО НИРО, кандидат философских наук, Н Новгород. Роль
учителя музыки в цифровую эпоху: задачи, проблемы.
Комарова
Наталья Валерьевна — учитель музыки МБОУ «Афонинская средняя
школа имени Героя Советского Союза Н. С. Талалушкина», Кстовский р-н, Нижегородская
область. Развитие эмоционального интеллекта на уроках музыки в условиях начального
общего образования.
Буркулакова Лариса Владимировна — учитель музыки МБОУ СШ с.п. Селекционной станции, Кстовский р-н,
Нижегородская область. Развитие творческих способностей учащихся
средствами инструментального музицирования
(школа игры на блок-флейте).
Русанова Людмила
Ивановна — учитель музыки МКОУ «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Балахна, Нижегородская
область. Особенности проведения уроков музыки для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Антонова Ольга Викторовна — учитель музыки, ИЗО МБОУ «Ломовская средняя школа», Арзамасский
р-н, Нижегородская область. Использование
приемов театрализации на уроках и во внеурочной деятельности по музыке.
Чистоткина Марина Владимировна — учитель музыки и МХК МАОУ
СШ № 2, г. Бор, Нижегородская область. Развитие коммуникативных способностей
младших школьников средствами театрализации.
Бочагова Ирина Вячеславовна — учитель музыки МБОУ
«Гимназия № 17»,
Н. Новгород. Проект как форма промежуточной аттестации на уроках музыки.
Заседателева Анна Геннадьевна — учитель музыки МАОУ «Школа с углубленным изучением отдельных предметов
№ 85», Н. Новгород. Развитие образного мышления
обучающихся через проектные инсталляции на уроке и внеурочной учебной деятельности
в условиях цифровой образовательной среды.
Романенко Ирина Геннадьевна — учитель музыки МБОУ «Школа № 105», Н. Новгород. Повышение
уровня предметных УУД на уроке музыки средствами цифровой образовательной
платформы «Дневник. ру».
Словиковская Елена Владимировна — учитель музыки МБОУ «Школа № 137», Н. Новгород. Поэзия
А. С. Пушкина в музыке (сравнительный анализ романсов русских
композиторов-классиков на стихи А. С. Пушкина).
Мельник Татьяна Сергеевна — учитель
музыки МБОУ «Школа № 110», Н. Новгород. Музыкальная деятельность как средство
развития коммуникативной культуры учащихся.
Ушакова Наталья Петровна — учитель музыки МАОУ
«Школа № 172», Н. Новгород. Возможности проблемного метода в
формировании УУД и компетенций учащихся на уроках музыки (из опыта работы).
Хлад Маргарита Игоревна — руководитель творческой лаборатории «Свирель
Э. Смеловой» ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии РАО»,
Москва. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на
свирели Э. Смеловой.
Пельченкова
Юлия Сергеевна — учитель музыки МБОУ «Школа № 15», Н. Новгород. Музыка
— активизатор интеллектуального потенциала человека.
Шнякин Алексей Васильевич — учитель музыки МБОУ «Выездновская СШ», Арзамасский
р-н, Нижегородская область. Развитие профессионализма учителя музыки как
условие повышения качества образования.
Муравьева Дарья Сергеевна — учитель
музыки МБОУ «Школа № 122»,
Н. Новгород. Формирование российской идентичности в процессе изучения историко-героических опер русских
композиторов.
Носкова Елена Евгеньевна — учитель музыки МАОУ «Школа № 161», Н.
Новгород. Домашнее задание — важный
компонент уроков музыки для творческого развития учащихся.
Якимова Татьяна Станиславовна — учитель музыки МАОУ «Школа № 22»,
Н. Новгород. Методические инновации в преподавании музыки в школе.
Гусева Елена Константиновна — учитель музыки МБОУ «Школа № 72», Н. Новгород. Творческие
задания на развитие образного мышления на уроках музыки
Смирнова Мария Викторовна — учитель музыки МАОУ
«Школа № 81», МАОУ «Лицей № 82», Н. Новгород. Развитие творческого потенциала
учащихся средствами урочной и внеурочной деятельности в области музыки.
Секция учителей
изобразительного искусства
(ауд. 205)
Руководитель: Васин Александр Михайлович — старший
преподаватель кафедры
словесности и культурологии ГБОУ ДПО НИРО
Васин Александр Михайлович — старший
преподаватель кафедры словесности и культурологии ГБОУ ДПО НИРО, Н. Новгород. Творчество
как средство формирования художественно-ценностных ориентаций школьников.
Дёгтев Иван
Олегович — учитель ИЗО МБОУ «Лицей № 165
имени 65-летия "ГАЗ"», Н. Новгород. Изобразительная деятельность и
сознание человека.
Шевцова Ольга
Борисовна — учитель ИЗО МБОУ
«Гимназия № 2», г. Саров, Нижегородская область. Формирование способов познания и
мышления школьников через приобщение к народной культуре.
Аржанова Наталья Леонидовна — учитель технологии, ИЗО МБОУ «СШ
№ 11», г. Павлово, Нижегородская область. Организация
профориентационной работы обучающихся средствами учебных ситуаций на уроках
изобразительного искусства.
Баляева Тамара
Александровна — учитель ИЗО МБОУ «Мамлейская
основная школа», Сеченовский р-н, Нижегородская
область. Приобщение учащихся к духовной жизни общества средствами арт-сферы.
Кувшинова Екатерина
Евгеньевна — учитель ИЗО МБОУ «Школа № 106»,
Н. Новгород. Внедрение в программу предмета «Изобразительное искусство» синтетических
видов искусства и компьютерных технологий: за и против.
Хвалько
Елена Васильевна —
учитель ИЗО МБОУ «Школа № 110», Н. Новгород. Применение технологии «рисование — линейная графика» для развития
тонкой моторики детей.
Крапивина
Светлана Вячеславовна — учитель ИЗО и черчения МАОУ «Школа № 128», Н. Новгород. Духовность
и патриотизм в художественном воспитании и образовании школьников.
Дажинова
Валентина Юрьевна — учитель начальных классов, ИЗО МБОУ «Мухтоловская основная
школа», Ардатовский р-н, Нижегородская
область. Формирова-ние элементарных навыков изображения человека на уроках
изобразительного искусства средствами разных видов деятельности.
Лисова
Елена Шемеровна
— учитель ИЗО, черчения МБОУ «Средняя
школа № 3 имени В. П. Чкалова», г. Арзамас, Нижегородская область. Роль
арт-сферы в приобщении учащихся к духовной жизни общества на уроках и во внеурочной
деятельности по изобразительному искусству.
ВЫСТАВКА РАБОТ
Петрухин Вячеслав
Владимирович — преподаватель живописи,
рисунка, искусства шрифта ГБПОУ «Нижегородское художественное училище».
Дёгтев Иван Олегович — учитель ИЗО МБОУ «Лицей № 165 имени 65-летия
"ГАЗ"», Н. Новгород.
Смелова Людмила
Николаевна — учитель ИЗО,
технологии МБОУ «Мотмосская СШ», г. Выкса, Нижегородская область.
КОНЦЕРТНЫЕ НОМЕРА
Ансамбль свирелей
МБОУ «Школа № 15», Н. Новгород. Руководитель: Марцинкевич Елизавета Валерьевна.
Хор МБОУ «Школа
№ 52», Н. Новгород. Руководитель:
Широкорад Алла Владимировна.
Хор МАОУ
«СОШ № 30 имени Л. Л. Антоновой», Н. Новгород. Руководитель: Толстова
Ольга Игоревна.
Заявку на участие в конференции, а также статьи для сборника материалов по итогам конференции просим присылать до 15 апреля 2019 г. на электронную почту repssl@mail.ru.