19 ноября стартовал новый всероссийский проект президентской платформы «Россия – страна возможностей» – профессиональный конкурс «Учитель будущего». Заявочная кампания продлится до 31 декабря 2019 года. Конкурс проводится при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
В концепцию конкурса заложены идеи командной работы как инструмента междисциплинарного взаимодействия учителей и формирования целостной картины мира у школьников, а также идеи триединства: педагоги являются не только носителями информации в области преподаваемой дисциплины, но и видят её место в системе знаний, а также оказывают психолого-педагогическое сопровождение обучающихся.
Участие в конкурсе могут принять как учителя, которые давно в профессии, так и педагоги с небольшим стажем работы.
– Учителя ежедневно в своей профессиональной деятельности формируют навыки командной работы у школьников. А для этого нужно не только владеть теорией и практикой, но и распространять уже успешные и инновационные модели образования, которые формируются у нас в разных уголках страны. Мы постарались сделать так, чтобы новый конкурс «Учитель будущего» стал не только ярким соревнованием в педагогическом сообществе, но и помог каждому его участнику в совершенствовании профессиональных знаний и навыков командной работы, – отметила заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голикова.
Командный учительский конкурс «Учитель будущего» пройдёт в три этапа: регистрация и заочный отборочный этап, очные окружные полуфиналы и финал. Для участия в конкурсе каждому члену команды, которая состоит из трёх учителей одного общеобразовательного учреждения, нужно зарегистрироваться на сайте конкурса и заполнить до 31 декабря анкету.
Отборочный этап (онлайн-тестирование) конкурса, который состоится в январе 2020 года, включает три блока: вопросы из области предмета и методики его преподавания, вопросы по психологии и педагогике, проверка знаний норм русского языка.
Баллы, полученные каждым участником, будут суммироваться с баллами других членов команды, на основании этого определятся команды, прошедшие в окружные полуфиналы.
– Образование – это вещь, с одной стороны, очень индивидуальная, а с другой стороны, она объединяет всю страну больше, чем что бы то ни было. Человек хочет быть востребованным. С точки зрения востребованности, наверное, никто не может сделать так много, как именно система образования. Я согласен с коллегами: спроси каждого из нас, и мы назовём одного-двух людей, которые сыграли для нас важнейшую роль. Это учителя! – отметил Помощник Президента Российской Федерации А.А. Фурсенко.
В полуфиналах, которые пройдут во всех федеральных округах, учителям предстоит, поделившись на потоки, выполнить следующие задания: предложить решения реальных ситуаций из школьной жизни, презентовать разработку междисциплинарного урока, игры и формы проверочной работы (или фрагмента), а также принять участие в дебатах по различным дискуссионным вопросам образования. Команды, набравшие наибольшее количество баллов, станут финалистами конкурса.
– Ценность таких профессиональных конкурсов, как «Учитель будущего», в том, что они способны наглядно показать, почему, говоря о развитии качества образования, мы можем опираться, прежде всего, на наших педагогов. Талант и самоотдача, любовь к детям и своему труду, предметные знания и навыки наставника и психолога – всё это качества, характеризующие российского педагога, и благодаря конкурсу мы увидим лучшие педагогические практики со всей страны. Работа в школе – это всегда особая атмосфера педагогического коллектива. Она во многом зависит от сплочённости, и в том, что конкурс проходит в командном режиме, ещё одно из его достоинств. По итогам конкурса мы планируем запустить работу Клуба учителей будущего, ежегодно расширяя его список полуфиналистами и финалистами конкурсных испытаний. Победители – 30 лучших команд – смогут принять участие в стажировках как внутри страны на базе ведущих школ и вузов, так и в рамках международных программ обмена педагогическим опытом. Убеждена, что конкурс получит широкий отклик и соберёт множество участников со всех регионов страны, – прокомментировала Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева.
Участниками финала, который запланирован на апрель 2020 года, станут 100 команд учителей. Ключевыми испытаниями финала будут коллективный междисциплинарный урок, воспитательное мероприятие и конференция в стиле TED (формат предполагает распространение уникальных идей посредством семиминутного публичного выступления, в рамках которого оратор раскрывает основные тезисы своей идеи на заданную тему).
– Профессиональный конкурс «Учитель будущего» стал 22-м проектом платформы «Россия – страна возможностей». На форуме «Территория смыслов», который в этом году впервые прошёл на базе нашего образовательного центра – Мастерской управления «Сенеж», сформировался запрос на новый конкурс для учителей. Мы с вниманием отнеслись к предложениям и пожеланиям педагогов, готовя этот проект. Конкурс охватит всю страну, мы приглашаем к участию команды учителей школ, лицеев, гимназий, в том числе специализированных, учителей начальных классов, а также педагогов воспитательных служб без ограничений по возрасту и стажу. Конкурс «Учитель будущего» призван найти не просто талантливых учителей, но в первую очередь педагогов, умеющих работать сообща, понимающих, что эффект от совместной работы команды качественно превосходит эффект от работы отдельных людей, – сказал генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» А.Г. Комиссаров.
Среди финалистов будут определены 30 команд-победителей. В течение следующего учебного года они получат возможность работать с наставниками из числа популяризаторов науки, руководителей и методистов ведущих образовательных учреждений.
– Мы много говорим о том, что у современных школьников нужно воспитывать гибкие компетенции – коммуникативные навыки, креативность, командное решение проектных задач, критическое мышление. Но эти качества важны и учителям. Особо хочу отметить, что конкурс командный и направлен на развитие этих компетенций, создание междисциплинарной среды в наших школах. Уверена, что мы получим не просто набор лучших педагогов-предметников, а сообщества единомышленников-профессионалов, нацеленных на один результат. Важно, чтобы в школах будущего работали не отдельные звёзды, а созвездия учителей, и такой эффект поможет добиваться лучших результатов для наших детей, – заявила заместитель Министра просвещения Российской Федерации М.Н. Ракова.
Кроме того, по итогам конкурса предлагается сформировать сообщество учителей будущего из числа полуфиналистов и финалистов. Члены сообщества получат возможность участия в образовательных мероприятиях на базе Мастерской управления «Сенеж» – образовательного центра АНО «Россия – страна возможностей, а также в ключевых событиях сферы образования.
– Основная задача учителя – вызвать у ребёнка интерес к учёбе. Наша задача – задача государства, городских властей – создать для учителя мотивирующую среду, сделать его труд престижным и уважаемым. Поэтому помимо материальной части – высокой заработной платы, создания комфортных условий для преподавания – очень важно проводить стимулирующие конкурсы и олимпиады, чтобы преподаватели могли обмениваться опытом, повышать своё профессиональное мастерство. В Москве проводится ряд конкурсов: это и «Учитель информатики», и «Учитель большого города», и другие. Сегодня стартует новый конкурс – «Учитель будущего», и мне очень приятно, что общероссийский конкурс открывается в столице. Особенность конкурса в том, что он является командным. И я, конечно, искренне желаю победы московским учителям! – поделилась заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития А.В. Ракова.