Обновленный
законопроект "Об образовании" для обсуждения его с привлечением
учителей, учеников, их родителей, а также СМИ будет размещен на специальном
сайте в интернете 1 декабря, - сообщил статс-секретарь, заместитель министра образования
и науки РФ Иван Лобанов, выступая в ходе общественного обсуждения законопроекта
в Общественной палате 26 октября.
Новый документ заменит два базовых
закона - "Об образовании" и "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании", которые были приняты в 1992
и 1996 годах соответственно. В нем будут прописаны нормы по всем уровням
образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее и высшее
- и дополнительное. Планировалось, что проект нового федерального закона
"Об образовании в Российской Федерации" будет рассмотрен и принят
Госдумой до конца 2010 года. Однако министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил, что лучше пожертвовать сроками, но не
допустить принятия документа, в котором будут противоречия.
Президент России Дмитрий Медведев
поручил министерству образования и науки РФ организовать общественное
обсуждение нового законопроекта "Об образовании", подобное тому,
которое ведется вокруг закона "О полиции".
По
словам Ивана Лобанова, обсуждение нового закона широким кругом будет проходить
в течение трех месяцев, до 1 февраля 2011года. Такие сроки установлены
поручением главы государства.
В ходе обсуждения члены Общественной
палаты рассмотрели ряд принципиальных поправок, которые они считают необходимым
внести в законопроект. Значительная их часть касается дошкольного образования.
Так, представители общественности и
эксперты в сфере образования уверены, что дошкольное и предшкольное
образования не должны быть обязательными. Семья должна сама решать, стоит ли
отдавать ребенка в детский садик или можно ограничиться так называемым семейным
воспитанием. Кроме того, эксперты предлагают расширить перечень видов
дошкольных образовательных учреждений, ввести формы смешанного типа, когда в
воспитании ребенка тесно сотрудничают профессиональные педагоги и родители.
Законодательно, по их мнению, также
стоит закрепить и возможность продления пребывания ребенка в детском садике до
восьми лет, если это обусловлено его психо-физиологическим
развитием. Эксперты также уверены, что обучение в первом классе с 6,5 лет
нецелесообразно, поскольку до семи лет еще не формируется психологическая
готовность к школьному обучению, возникают сложности в адаптации.
Что касается обучения в средней
школе, то необходимо, по мнению экспертов, четко определить ежедневную
максимальную нагрузку на учащегося, предусмотреть возможность
психолого-педагогической и медико-социальной помощи в школе для любого
учащегося.
Ряд предложений касается и
профессионального образования. Так, по мнению председателя комиссии по
образованию Общественной палаты, ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, нужно
обязать все образовательные учреждения открывать всю информацию об имеющихся
ресурсах и результатах образовательной деятельности. Кроме того, необходимо
привлекать внешние аттестационные комиссии при проведении итоговых экзаменов в
вузах и техникумах.