II Региональная
творческая мастерская классного руководителя:
кто источник развития человеческой личности?
8 декабря 2021 года состоялась II
Региональная творческая мастерская классного руководителя.
Целью мероприятия стало выявление талантливых классных руководителей, обобщение
и распространение их передового опыта, повышение роли и статуса классного
руководителя в региональном образовании.
Залог успеха любой
образовательной организации заключается в проектировании новых задач по
развитию личности, решение которых невозможно без обновления содержания и форм
деятельности классного руководителя.
В ходе мероприятия мы
познакомились с интересным опытом работы классных руководителей из разных
образовательных организаций Нижегородской области.
Модератором творческой
мастерской стала Галина Николаевна Дождикова, доцент кафедры теории и практики
воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО, кандидат педагогических
наук.
Всех участников Мастерской поприветствовала Елена
Юрьевна Илалтдинова, ректор ГБОУ ДПО НИРО, доктор педагогических наук.
В выступлении была отмечена важность деятельности классных руководителей, актуальность
Мастерской.
Воспитание – процесс многогранный,
непростой, интересный, увлекающий. Главную роль в процессе воспитания
обучающихся в образовательной организации играет классный руководитель.
Тема Мастерской
2021 года: «Классный руководитель в современной школе: источник развития
человеческой личности».
В работе Мастерской
приняла участие Наталья Николаевна Казначеева, ведущий сотрудник лаборатории
фундаментальных и прикладных научных исследований Института изучения детства,
семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва. В своем
выступлении Наталья Николаевна отобразила основные аспекты рабочих программ
воспитания и о роли классного руководителя в ее реализации. Большой интерес
участников Мастерской вызвало обсуждение модулей, в которых может быть
реализована деятельность класса. Также участников пригласили к сотрудничеству с
Институтом изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования
в распространении своего опыта.
В работе Мастерской
приняли участие классные руководители образовательных организаций Нижегородской
области.
Профориентационная
работа важна для всех категорий подрастающего поколения, но в работе с
обучающимися, которые по особенностям психической деятельности существенно
отличаются от своих нормально развивающихся сверстников она занимает особое
место. Классный руководитель может помочь ребенку определиться, проявить свои
способности, подсказать сильные стороны и в какой деятельности можно себя
реализовать, чтобы дело приносило радость.
О новых формах работы
по формированию у обучающихся с УО (ИН) профориентационного мышления поделилась
опытом Ирина Александровна Баринова, классный руководитель 5«Б» класса, ГКОУ «Кулебакская специальная
коррекционная школа» в выступлении на тему «Особенности работы классного
руководителя по профессиональному самоопределению обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Современному
классному руководителю необходимо обеспечить эффективное сотрудничество семьи и
образовательной организации, создавая условия для взаимодействия по вопросам
воспитания обучающихся, применяя в своей работе такие формы как: родительские
ассоциации, совет Отцов, клуб предвыходного дня, конференции и т.д. Данные
формы взаимодействия – это гарант целостности процесса воспитания ребенка.
Семья – живая лаборатория человеческих судеб, так считает Евгения Николаевна Ремезова,
классный руководитель 6«Б» класса МОУ
Ветлужская школа №2, Ветлужский муниципальный район. И об интересных находках она
поделилась в выступлении «Эффективные практики взаимодействия классного
руководителя с семьей как главным партнером в воспитании личности ребёнка».
Одной из актуальных
форм организации жизнедеятельности детей в образовательной организации может
стать школьный театр. И в своем выступлении министр просвещения Сергей
Сергеевич Кравцов неоднократно отмечал важную роль школьных театров как
социализации, развития детей.
Театрализованная
деятельность в работе классного руководителя – это совместное творчество
ребёнка, педагога, родителя. Данная деятельность позволяет классному
руководителю решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования
интеллектуального и художественно-эстетического воспитания наших детей.
Принимая участие в театрализованных играх, спектаклях, дети глубже познают
окружающий мир, родную культуру, литературу, театр. О применении
театрализованной деятельности в своей практике поделилась опытом Марина
Владимировна Куракина, учитель
начальной школы, классный руководитель ГКОУ Дивеевская школа-интернат, Дивеевский район по теме «Формирование активной творческой
личности младших школьников средствами театрализованной деятельности».
Эффективность
воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействует классный
руководитель с семьей. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе
с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней. Об интересном опыте
организации работы по формированию духовно-нравственных ценностей личности
младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы рассказала Татьяна
Георгиевна Орешкова, классный руководитель МАОУ школы №22,
г.Н.Новгорода, победитель конкурса «Самый классный классный» 2017 г.
МАОУ Школа №22 является стажерской площадкой кафедры теории и
практики воспитания и дополнительного образования по теме «Современный классный
руководитель: проектный подход в управлении классом».
Быстрое развитие
ИКТ и средств мультимедиа, как и массовое оснащение школ компьютерной техникой,
создают благоприятную среду для практического воплощения новых практик
воспитания, интересных детям и родителям. Такой практикой может стать
организация работы школьного киноклуба. О работе Киноклуба как особой форме
выстраивания детско-родительских отношений в классном коллективе рассказала Марина
Николаевна Волкова, классный
руководитель 6а класса МБОУ Газопроводской СШ, Починковский
район в выступлении на тему «Киноклуб как особая форма выстраивания
детско-родительских отношений в классном коллективе. Использование современных
форм работы классным руководителем в реализации модулей рабочей программы
воспитания».
Особенно хочется отметить, что со всеми
участниками Мастерской во время выступления и обсуждения вопросов были
руководители образовательных организаций, представители родительских комитетов.
Все участники
мастерской активно включались в обсуждение актуальных вопросов организации
работы классного руководителя «Открытый микрофон».
В работе Мастерской
также приняли участие родители, включившиеся в обсуждение роли классного
руководителя в жизни детей.
Итоги работы II Творческой мастерской
классного руководителя подвела Марина Геннадьевна Ямбаева, заведующий кафедрой теории и практики
воспитания и дополнительного образования, кандидат педагогических наук, доцент.
Успехи и достижения наших детей - результат вашего колоссального труда
и самоотдачи. У классных руководителей особая миссия: на личном примере они
показывают детям, что значит быть честными и хорошими людьми, любить свою
страну. Каждый классный руководитель вносит бесценный вклад в воспитание наших
детей, а они - будущее нашей страны.
Видеозапись мероприятия и материалы
Мастерской будут размещены на сайте ГБОУ ДПО НИРО, страница кафедры теории и
практики воспитания и дополнительного образования.
Приглашаем к участию в работе Мастерской классного руководителя всех
педагогов, готовых поделиться опытом и интересными находками.
Контакты кафедры:
телефон (831) 217-17-49, электронная
почта vospitanie-niro@mail.ru