Организаторы олимпиад школьников
подвели итоги года и наметили план действий на следующий год. С докладом,
основанным на исследованиях ситуации во всех федеральных округах, которые
проводят олимпиады школьников, на ежегодном семинаре-совещании выступил
председатель Российского совета олимпиад школьников Виктор Садовничий.
В России проводится несколько видов
олимпиад для школьников. Нижний уровень – это так называемые инициативные
олимпиады, которые время от времени проходят в большинстве школ. Инициаторами
их проведения являются администрация школы или отдельные учителя. Такие
олимпиады "служат инструментом развития школьников", но не дают
никаких преференций, кроме повышения внутришкольной
репутации ученика. Второй уровень – это вузовские олимпиады, которые проводятся
регулярно, но по каким-то причинам не попали в перечень олимпиад, утвержденный
Российским советом олимпиад школьников. "Это совсем не означает, что
олимпиада слабая. Причины могут быть разные, недостаточное число участников,
например", – пояснил Виктор Садовничий. Далее идут "узаконенные"
олимпиады, одобренные Минобрнауки и получающие
финансовую поддержку государства. На третьем уровне идут олимпиады, вошедшие в
перечень, который ежегодно утверждает Российский совет олимпиад школьников.
Победители таких олимпиад получают льготы при поступлении в лучшие вузы страны.
Четвертый вид олимпиад – всероссийские, победители которых (их бывает не более
600 человек по всей стране) также получают льготы при поступлении. "Есть
еще олимпиады студентов – это примерно 10 тысяч интеллектуальных соревнований в
различных вузах, но они еще не описаны, и мы ставим перед собой задачу в
следующем году описать уровень студенческих соревнований", – сообщил
Садовничий.
Он отметил, что в 2011 году ожидается рост участников олимпиад примерно
на 30%.
"Теперь есть заочный дистанционный тур на базе специально созданной для
Совета олимпиад платформы E-Olymp, который привлечет
еще большее количество участников", – пообещал он. Рассказывая о
нововведениях, председатель Российского совета олимпиад школьников отметил, что
в рамках национального портала "Мир олимпиад", где размещена
информация обо всех олимпиадах, уже в следующем 2011 году начнет создаваться
социальная сеть для общения юных талантов, которые смогут делиться друг с
другом опытом участия в олимпиадах.
Главными же темами доклада стали повышение доступности
олимпиад и создание механизма
проверки подлинности результатов, который смог бы исключить
случаи нечестной победы с целью получить льготы при поступлении в вуз.
"Должна быть доступность творческого соревнования для всех ребят,
равномерное географическое присутствие и бесплатность. Если
появится информация о сборе денег за участие, то такая олимпиада не будет
включаться в перечень", – подчеркнул Садовничий и добавил, что еще в
начале прошлого учебного года была открыта специальная "горячая
линия", на которую может обратиться любой школьник или родитель и
пожаловаться на организаторов или задать любой вопрос по организации участия в
олимпиадах. По его словам, за год на "горячую линию" поступило
16 тысяч обращений, в основном они касались технических вопросов, информация о
серьезных нарушениях "практически не поступала".
Тем не менее Российский совет олимпиад школьников
всерьез озаботился усовершенствованием механизма проверки результатов олимпиад.
"У нас был такой случай: в МГУ поступила девушка, которая по одному из
предметов была победительницей олимпиады. У нас ее знания вызвали сомнения, и
мы стали изучать ситуацию. Оказалось, что ее результаты ЕГЭ низкие. Мы
встретились с учителями и выяснили, что она плохо училась в школе. У нас не
было оснований ее не принять, но этот случай стал сигналом", – рассказал
Садовничий.
Для исключения подобных случаев в будущем году будет расширена практика выездных инспекций, к инспектированию и проверке
результатов олимпиад школьников подключится Рособрнадзор:
по словам Виктора Садовничего, такая договоренность
уже достигнута.
Также будет практиковаться изучение общей успеваемости победителей. "Надо
посмотреть, как кто учится, – и тогда сразу станет понятно, что за олимпиада и
кто победитель", – уточнил он.
В заключение своего доклада председатель Российского совета
олимпиад школьников призвал организаторов олимпиад делать задания более творческими
и активизировать олимпиадную работу в средних классах школы,
подчеркнув при этом, что уже с этого учебного года важными критериями оценки
олимпиадных заявок является именно творческий подход и доля учащихся невыпускных классов в общей численности участников
олимпиады.
Источник: http://gazeta.ru/