Методические рекомендации
по организации и проведению открытых уроков в старших
классах
на тему:
«История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы»
В 2006 году исполняется 100 лет со
дня создания первой Государственной Думы в России. В связи с этим рекомендуется
проведение открытых уроков в старших классах общеобразовательных школ на тему:
«История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы».
Опыт парламентаризма в царской России
необычайно актуален. Он учит нынешних парламентариев умению отстаивать народные
интересы, высокому профессионализму и активности.
В отличие от многих европейских
стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое
представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого
термина) было создано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная
Дума. Государственную Думу дважды
разгоняли, но она просуществовала вплоть до падения самодержавия в 1917
году в 4-х созывах (первая, вторая,
третья, четвертая Государственные Думы). Понимание роли и места органов
народного представительства в политической системе современной России
невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных
учреждений – от вече, Боярской думы и Земских Соборов до современных форм
парламентской демократии. Осмыслить процесс становления российского
парламентаризма - значит, определить какие периоды спада и
подъема прошла российская государственность с точки зрения ускорения
конституционных учреждений в политико - правовой культуре и практике государственного
строительства. Главная задача педагога - помочь учащимся разобраться в
этих сложных проблемах. На это направлена система уроков по теме "История, опыт и
уроки деятельности Государственной Думы".
Целью данных уроков является:
- обращение к историческому опыту
эволюции политической системы России;
- обобщение опыта функционирования
Государственной Думы в самодержавной России;
- анализ сущности «периода
конституционализма» (1906 – 1917 гг.).
В ходе урока необходимо решить
следующие задачи: углубить знания учащихся об уровне и характере
политического развития российского общества периода социальной революции начало
20 века,
через изучение и осмысление механизмов формирования народного
представительства, а также о функционировании системы выборов в Государственную
Думу, о деятельности русского парламента, его характере и особенностях, о месте
Государственной Думы в системе высших органов власти России,
проследить историческую перспективу развития российского парламентаризма до его
реставрации в конце 20 века в форме современной Государственной Думы,
показать ее особенности и проблемы развития.
Форма проведения занятий может быть разнообразна: различные
виды дискуссии (дебаты, диспут), «круглый стол», «пресс-конференция» и т.п. В
связи с этим рекомендуется обратиться к методическим изданиям, в которых
содержится описание технологии проведения подобных занятий (см. список
методической литературы).
Обсуждение различных аспектов темы
должно носить проблемный, дискуссионный, диалоговый характер. На обсуждение
можно вынести следующие проблемные вопросы:
1. Организационно-правовые основы
деятельности первой Государственной Думы в России начала ХХ века.
2. Первая и Вторая Государственная
Дума в зеркале проблем первой русской революции – несостоявшийся дебют
парламентской деятельности.
3. Третья Государственная Дума –
инструмент третьеиюньской политической системы.
4. Четвертая Государственная Дума и
кризис Российской империи.
5. Межфракционные объединения в
Государственной Думе.
6. Национальный и конфессиональный
вопросы в Государственной Думе: противостояние власти и общества.
7. Аграрный вопрос в Государственной
Думе России начала XX века.
8. Природа российского
парламентаризма (1906 – 1917 гг.) в свете исторического опыта государственного
строительства в России в начале ХХ века.
9. Этапы возникновения и развития
законодательной власти в новейшей России.
10. Парламентаризм в современной
России: уроки прошлого.
Учитель вправе предложить на
обсуждение и другие проблемы, тематически связанные с процессом становления парламентаризма в
России.
Список рекомендуемой
дополнительной литературы
1. Источники:
Конституция РФ.
- М., 1993.
2. Литература
Аврех А.Я.
Распад третьеиюньской системы.- М.,
1985.
Аманжолова Д.А.
Дума и этнические конфликты (1906-1917) //
Из истории России. XX век. М., 1997.
Аманжолова Д.А.
К вопросу о формах разрешения межнациональных отношений в Российской империи
(1906-1916). //
Армагеддон Кн.1. М.,
1999.
Аманжолова Д.А.
Зорин В.Ю., Кулешов С.В. Национальный
вопрос в Государственных Думах России:
опыт законотворчества.- М., 1999.
Голубева Е. И. Представительное учреждение в системе
государственного управления России (начало и конец ХХ в. Сравнительный
анализ) - М. Изд-во РАГС,1995.
Горылев А.И.
Становление парламентаризма в России. - Н. Новгород,
2000.
Гранкин И.В.
Парламентаризм России – М.,2001.
Демин В.А.
Государственная Дума России (1906-1917). Механизм функционирования. М.: РОСПЭН,
1996.
Дмитриев Ю.А.
Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского вече до
Федерального Собрания - М.., 1995.
Зуев М.Н.
История России с древности до наших дней. - М..,
1998.
Зырянов П.Н.
Петр Столыпин: политический
портрет.- М., 1992.
Каппелер А.
Россия - многонациональная империя. - М.,
1996.
Кирьянов И. К., Лукьянов М.П. Парламент самодержавной
России. Государственная Дума и ее депутаты. 1906-1917 гг. Пермь, 1995.
Козбаненко В.А.
Государственная дума как опыт представительной демократии в России: краткий очерк истории. Ред. Беляев А.С. Ростов - на – Дону,
1994.
Кошкидько В.Г.
Представительская власть в России:
формирование и функционирование (1905-1917). МГУ,
2000.
Леонтович В.В.
История либерализма в России. 1762-1914. М.,
1995.
Медушевский А.Н.
Демократия и авторитаризм. Российский конституционализм в сравнительной
перспективе.- М. 1997.
Рыбкин И.П.
Государственная дума: пятая попытка.
- М., 1994.
Селунская Н.Б., Бородкин Л.О.,
Григорьева Ю.Г., Петров А.Н.
Становление российского парламентаризма начала XX века.- М., 1996.
Сидельников
С.М. Аграрная политика самодержавия в период империализма. М., 1980.
Слонимский А.Г.
Катастрофа русского либерализма. Прогрессивный блок накануне и во время
Февральской революции 1917 г. Душанбе,
1975.
Столыпин П.А.
Нам нужна Великая Россия: Полное
собрание речей в Государственной Думе и Государственном Совете. 1906-1911.- М., 1991.
Черменский Е.Д.
IV Государственная Дума и свержение
царизма в России.- М., 1976.
3. Справочные издания:
Государственная
Дума 1906-1917 гг. т.1. - М.,
1995.
Манифест 17
октября 1905 года "Об усовершенствовании гос. порядка". История
России с древнейших времен до наших дней. Хрестоматия. - М., 2000.
Собрание
законодательства РФ. - 1998. - № 48. Ст. 5969
Собрание
законодательства РФ. - 1999. - № 26. Ст. 3178
4.
Периодические издания:
Камышев Д.
Паркетное соглашение. Коммерсанть-Власть. - 2000. - № 3.
Новикова Л.
Истоки Русского парламентаризма. Власть. - 2004. - № 3.
Смирнов А. С
новой Думой! Итоги. - 2003. - №49.
Холодковский
К.Г. Бюрократическая Дума // Полис. - 2004. - № 1.
Павельева Т.Ю.
Польская фракция в Гос. Думе России 1906-1914 гг. Вопросы истории 2000. - № 3.
Братолюбова М.
"Чисто кадеты ..." // "Родина", 2004 №5.
4.
Список рекомендуемой методической литературы
История и
обществознание в школе: Сборник научных и методических трудов. – Н.Новгород,
НГЦ, 2003.
Короткова М.В.
Методические разработки и сценарии
уроков по курсу отечественной и зарубежной истории ХХ века. Пособие для
учителей. - М.: ЦГО, 1999.
Методика
преподавания истории в общеобразовательной школе: Учебное пособие. -Н.Новгород,
НГЦ, 2000. - С. 140-155.
Образовательные
технологии на уроках истории и обществознания: теория и практика. Материалы
областного научно-методического семинара. Н.Новгород, НГЦ, 2001