МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
О
преподавании истории и обществознания
в
2006-2007 учебном году
В 2006-07 учебном году
продолжается поэтапный переход на федеральный компонент Госстандарта,
утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта
2004 года №1089.
Основными учебными предметами
образовательной области «Обществознание» являются история и обществознание.
Историческое
образование в Нижегородской области осуществляется по концентрической модели: I концентр – основная школа (5-9 классы), II концентр – средняя (полная) школа (10-11 классы) и реализуется в
рамках двух самостоятельных учебных курсов «История России» и «Всеобщая
история».
В 2006 – 2007 учебном году по
новому РБУПу будут работать 5, 6, 10, 11
классы.
Базовое содержание курса истории
в 5 и 6 классе не изменилось, но при планировании учебной деятельности
необходимо учитывать, что учитель может
использовать только программы по истории, изданные не ранее 2002 года. Рекомендации
по учебным программам даны в Пояснительной записке к региональному базисному
учебному плану (Региональный базисный учебный план общеобразовательных
учреждений Нижегородской области. – Н.Новгород: НГЦ, 2005. С.202-211, 222-227).
В соответствии с действующим
региональным базисным учебным планом на изучение истории в 5-6 классах
отводится 2 часа в неделю.
При составлении
учебно-тематических планов и организации изучения истории в основной школе
рекомендуется следующая последовательность изучения курсов истории:
Класс
|
История России
|
Всеобщая история
|
Запись в журнале
|
5 класс
|
-
|
История древнего мира – 70
часов / 2 часа в неделю
|
1
страница
Всеобщая история
|
6 класс
|
История России с древнейших
времен до конца XVI века – 35 часов
(ведется во втором полугодии по 2 часа в неделю)
|
История средних веков – 35
часов (ведется в первом полугодии по 2 часа в неделю)
|
2
предмета - 2 страницы:
Всеобщая история (первое полугодие)
История России (второе полугодие)
|
В 11
классах в 2006-07 учебном году рекомендуется продолжить последовательность
прохождения курсов истории России и Всеобщей истории (с начала XIX века).
Примерное тематическое
планирование курсов «История России» и «Всеобщая история» для 11 классов
приводится ниже. Данные рекомендации распространяются также на лицеи и
гимназии, где история и обществознание изучаются на общеобразовательном уровне.
Обращаем внимание на то, что в 10 – 11 классах с 2006 – 2007 учебного года целесообразным является следующее
прохождение учебной программы:
Класс
|
История
России
|
Всеобщая
история
|
10 класс
(2006-07
уч.г.)
|
История
России - с древнейших времен до середины XIX века (включительно) – 35
часов / 1 час в неделю
|
Всеобщая
история - с древнейших времен до середины XIX века (включительно) – 35
часов / 1 час в неделю
|
11 класс
(2007-08
уч.г.)
|
История
России - со второй половины XIX века до начала XXI века – 35 часов / 1
час в неделю
|
Всеобщая
история - со второй половины XIX века до начала XXI века – 35 часов / 1
час в неделю
|
Специфика
содержания исторического образования в
старших классах основана на проблемном принципе изучения истории. В
курсах «История России», “Всеобщая история” материал компонуется по
проблемно-тематическим блокам. При этом выбираются наиболее характерные,
ключевые явления, процессы и события отдельных исторических эпох. Изучение
курсов Истории России и Всеобщей истории рекомендуется проводить синхронно-параллельно.
Обществознание в основной школе согласно новому региональному базисному учебному
плану вводится с 6 по 9 классы в объеме
1 час в неделю / 35 часов в год. В 2006-07 учебном году новое учебное
планирование относится к 6 классам.
Учебный предмет «Граждановедение» может быть включен в
учебный план общеобразовательной школы за счет часов национально-регионального
компонента – объем учебных часов – 1 час в неделю (35 часов в год 5 – 7 классы).
В старшей школе (10-11 классы) на изучение интегрированного курса
«Обществознание» (с обязательным включением разделов «Право» и «Экономика») на базовом уровне отводится 70 часов в год (2 часа в неделю).
Разделы «Право» и «Экономика» в качестве самостоятельных
учебных предметов преподаются в объеме
по 35 часов (1 час в неделю). Последовательность их изучения в 10 и 11 классах определяется
образовательным учреждением. В таком
варианте учебный предмет «Обществознание» изучается без указанных разделов в объеме 70 часов за 2 года обучения. Тематическое планирование указанных предметов
имеется в методическом письме 2005 – 2006 учебного года.
На изучение курса
«Обществознание» в классах социально-экономического профиля (вариант 1) - отводится по 3 часа в неделю (105
часов в 10 и 105 часов в 11 классах). На
изучение курса «Обществознание» в классах социально-экономического профиля (вариант 2) - отводится по 1 часу в неделю (35 часов
в 10 и 35 часов в 11 классах).