О ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В
2007/08 учебном году
В 2007-08 учебном году
продолжается поэтапный переход на федеральный компонент Госстандарта,
утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта
2004 года №1089.
Основными учебными предметами
образовательной области «Обществознание» являются история и обществознание.
Историческое
образование в Нижегородской области осуществляется по концентрической модели: I концентр – основная школа (5-9 классы), II концентр – средняя (полная) школа (10-11 классы) и реализуется в
рамках двух самостоятельных учебных курсов «История России» и «Всеобщая
история».
В 2007 – 2008 учебном году по
новому БУПу будут работать 5, 6, 7, 10,
11 классы.
Базовое содержание курса истории
в 5, 6 и 7 классе не изменилось, но при планировании учебной деятельности
необходимо учитывать, что учитель может
использовать только программы по истории, изданные не ранее 2002 года. Рекомендации
по учебным программам даны в Пояснительной записке к региональному базисному
учебному плану (Региональный базисный учебный план общеобразовательных
учреждений Нижегородской области. – Н.Новгород: НГЦ, 2005. С.202-211, 222-227.)
В соответствии с действующим
региональным базисным учебным планом на изучение истории в 5, 6, 7 классах
отводится по 2 часа в неделю. При
составлении учебно-тематических планов и организации изучения истории в основной
школе рекомендуется следующая последовательность изучения курсов истории[1]:
Класс
|
История России
|
Всеобщая история
|
Запись в журнале
|
5 класс
|
-
|
История древнего мира – 70
часов / 2 часа в неделю
|
1
страница
Всеобщая история
|
6 класс
|
История России с древнейших
времен до конца XVI века – 35 часов
|
История средних веков – 35 часов
|
2
предмета - 2 страницы:
История России
Всеобщая история
|
7 класс
|
История России с XVII века – до конца XVIII века - 35 часов / 1
час в неделю
|
Новая история – до конца XVIII века - 35 часов / 1 час в неделю
|
2
предмета - 2 страницы:
История России
Всеобщая история
|
В 10 – 11 классах с 2006 –
2007 учебного года целесообразным является следующее прохождение учебной
программы по истории:
Класс
|
История
России
|
Всеобщая
история
|
10 класс
(2006-07
уч.г.)
|
История России - с древнейших времен до середины XIX века
(включительно) – 35 часов / 1 час в неделю
|
Всеобщая история - с древнейших времен до середины XIX века
(включительно) – 35 часов / 1 час в неделю
|
11 класс
(2007-08
уч.г.)
|
История России - со второй половины XIX века до начала XXI века
– 35 часов / 1 час в неделю
|
Всеобщая история - со второй половины XIX века до начала XXI века
– 35 часов / 1 час в неделю
|
Специфика
содержания исторического образования в
старших классах основана на проблемном
принципе изучения истории. В курсах «История России», “Всеобщая история”
материал компонуется по проблемно-тематическим блокам. При этом выбираются
наиболее характерные, ключевые явления, процессы и события отдельных
исторических эпох. Изучение курсов Истории России и Всеобщей истории рекомендуется
проводить синхронно-параллельно.
Учебный предмет «Историческое краеведение» является обязательной составной частью
регионального компонента и изучается в 7
классе в объеме 1 час в неделю / 35 часов в год. (Региональный базисный
учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области. –
Н.Новгород: НГЦ, 2005. С.6-7).
Учебный предмет «Граждановедение» может быть включен в
учебный план общеобразовательной школы за счет часов национально-регионального
компонента – объем учебных часов – 1 час
в неделю (35 часов в год 5 – 7 классы).
Обществознание в основной школе согласно новому региональному базисному учебному
плану вводится с 6 по 9 классы в объеме
1 час в неделю / 35 часов в год. В 2007-08 учебном году новое учебное
планирование относится к 6 и 7 классам. Примерное тематическое планирование по курсу
«Обществознание» для 7 класса приводится в приложении №1.
В старшей школе (10-11 классы) на изучение интегрированного курса
«Обществознание» (с обязательным включением разделов «Право» и «Экономика») на базовом уровне отводится 70 часов в год (2 часа в неделю).
Разделы «Право» и «Экономика» в качестве
самостоятельных учебных предметов преподаются в объеме по 35 часов (1 час в неделю). Последовательность их изучения в 10 и 11 классах определяется
образовательным учреждением. В таком
варианте учебный предмет «Обществознание» изучается без указанных разделов в объеме 70 часов за 2 года обучения.
На изучение курса «Обществознание»
в классах социально-экономического профиля (вариант 1) - отводится по 3 часа в неделю (105
часов в 10 и 105 часов в 11 классах). На
изучение курса «Обществознание» в классах социально-экономического профиля (вариант 2) - отводится по 1 часу в неделю (35 часов
в 10 и 35 часов в 11 классах).
Приложение 1.
Курс "Обществознание "
Примерное поурочное тематическое планирование
для 7-х общеобразовательных классов
Объем учебной нагрузки 1 час в неделю (35 часов в год)
Тематическое планирование подготовлено на основе
федерального государственного стандарта и примерной программы по курсу
«Обществознание».
Учебник: Обществоведение: человек. Право. Экономика. 7
класс. Под ред.: Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.
Иванова – М.: Просвещение, 2006
№ урока
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
РАЗДЕЛ
I. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН
|
14
|
1
|
Социальные нормы: понятие, виды
|
1
|
2
|
Правила этикета. Манеры
|
1
|
3
|
Права человека: их история, виды, свойства
|
1
|
4
|
Обеспечение прав человека. Права и обязанности: их
взаимосвязь
|
1
|
5
|
Законы: понятие, виды
|
1
|
6
|
Почему важно соблюдать законы
|
1
|
7-8
|
Воинская служба
|
2
|
9-10
|
Дисциплина: что это такое
|
2
|
11
|
Законопослушность
|
1
|
12
|
Правонарушение: понятие, виды
|
1
|
13
|
Правоохранительная система, её структура
|
1
|
14
|
Милиция как служба общественной безопасности
|
1
|
15-16
|
Уроки повторения и
обобщения
|
2
|
РАЗДЕЛ
II. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА
|
14
|
17
|
Экономика: понятие, функции
|
1
|
18
|
Экономическая деятельность и её участники
|
1
|
19
|
Работник, его статус
|
1
|
20
|
Труд, заработная платав
|
1
|
21
|
Производство: организация, виды
|
1
|
22
|
Затраты, издержки
|
1
|
23
|
Прибыль
|
1
|
24
|
Бизнес: понятие, виды
|
1
|
25
|
Формы ведения бизнеса
|
1
|
26
|
Обмен и торговля
|
1
|
27
|
Реклама
|
1
|
28
|
Деньги: понятие, виды
|
1
|
29
|
Функции денег
|
1
|
30
|
Ресурсы семьи
|
1
|
31
|
Бюджет семьи
|
1
|
32-33
|
Уроки повторения и
обобщения
|
2
|
34-35
|
Резерв
|
2
|
Курс
"Обществознание "
Примерное поурочное
тематическое планирование
для 7-х
общеобразовательных классов
Объем учебной
нагрузки 1 час в неделю (35 часов в год)
Тематическое планирование
подготовлено на основе федерального государственного стандарта и примерной
программы по курсу «Обществознание». / А.И.Кравченко, И.С.Хромова. Программа
курса «Обществознание» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. – М.:
Русское слово, 2006.
Учебник: А.И. Кравченко, Е.А.Певцова Обществознание. Учебник для 7 класса. -
М.: Русское слово, 2006.
№
урока
|
Тема урока
|
Кол-во
часов
|
Раздел 1. Личность подростка
|
11
|
1
|
Переходный возраст
|
1
|
2-3
|
Задачи и трудности переходного периода
|
2
|
4
|
Быть взрослым
|
1
|
5
|
Физические изменения у подростков
|
1
|
6
|
Психологический портрет личности
|
1
|
7
|
Самооценка подростка
|
1
|
8
|
Выдающаяся личность
|
1
|
9
|
Как быть лидером
|
1
|
10-11
|
Уроки повторения и обобщения
|
2
|
Раздел 2. Подросток в социальной среде
|
22
|
12-13
|
Социальная среда подростка
|
2
|
14
|
Юношеский пессимизм
|
1
|
15
|
Подросток в группе
|
1
|
16-17
|
Межличностные отношения
|
2
|
18
|
Мы и они
|
1
|
19
|
Мир знакомых и незнакомых людей
|
1
|
20
|
Социальный портрет молодёжи
|
1
|
21
|
Юридические границы подросткового возраста
|
1
|
22-23
|
Подросток как гражданин
|
2
|
24
|
Подросток и его права
|
1
|
25
|
Опасный путь преступной жизни
|
1
|
26
|
Заброшенные, одинокие, непонятые
|
1
|
27
|
Подросток в обществе риска
|
1
|
28
|
Подростковая культура
|
1
|
29
|
Образ жизни
|
1
|
30
|
Досуг и отдых
|
1
|
31
|
Развитие спорта
|
1
|
32
|
Речевое поведение
|
1
|
33-34
|
Уроки повторения и обобщения
|
2
|
35
|
Резерв
|
1
|
[1] Изучение
курсов «История России» и «Всеобщая история» рекомендуется проводить параллельно.