1
6
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Проекты

Отчет о ходе экспериментальных исследований, осуществляемых кафедрой педагогики и андрагогики совместно с региональными экспериментальными площадками

docСкачать документ «Отчет о ходе экспериментальных исследований, осуществляемых кафедрой педагогики и андрагогики совместно с региональными экспериментальными площадками »in_sk7.doc137 Kb

Государственное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

«Нижегородский институт развития образования»

(ГОУ ДПО НИРО)

Кафедра педагогики и андрагогики

Отчет о ходе экспериментальных исследований,

осуществляемых кафедрой педагогики и андрагогики совместно

с региональными экспериментальными площадками

в соответствии с приказом Министерства образования Нижегородской области (приказ №600 от 22.08.08),

за первое полугодие 2008-2009 учебного года

НИЖНИЙ НОВГОРОД

2009

Отчет о ходе экспериментальных исследований

в рамках регионального сетевого образовательного проекта

«Нижегородская инновационная школа»

I.

Цель и задачи регионального экспериментального образовательного сетевого проекта

«Нижегородская инновационная школа»

Цель: создание инновационной модели образовательной мета-организации (инновационной инфраструктуры в системе регионального образования), в рамках которой каждый участник сети (образовательное учреждение) занимает определённую профессионально-деятельностную позицию, воплощенную в инновационном профиле школы.

Задачи: Разработка комплекса условий и механизмов позиционного самоопределения субъектов инновационной деятельности, обеспечивающих построение инновационной школы в системе общего образования Нижегородской области, а именно:

1. разработка и внедрение модели образовательного учреждения, оказывающего образовательные услуги современного качества в соответствии с требованиями реализации приоритетного инновационного проекта Нижегородской области;

2. формирование инфраструктуры инновационной деятельности в региональной системе образования на основе сетевого объединения образовательных учреждений г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, активно реализующих инновационные образовательные программы;

3. разработка и внедрение региональной модели содержания образования в соответствии с концепцией новых стандартов общего среднего образования второго поколения;

4. определение статуса образовательного учреждения в качестве региональной инновационной площадки как новой формы инновационного развития образовательного комплекса региона;

5. разработка, апробация и внедрение новых образовательных программ и методик профессионального развития субъектов инновационной деятельности, в том числе педагогических, научных, научно-педагогических работников и управленческих кадров сферы инновационного образования Нижегородской области;

6. разработка, апробация и внедрение новых механизмов, форм и методов управления системами инновационного образования разного уровня, в том числе информационных систем дистанционного взаимодействия и принятия управленческих решений в сфере образования Нижегородской области;

7. разработка новых механизмов саморегулирования деятельности образовательных учреждений в рамках сетевого проекта «Нижегородская инновационная школа».

II.

Основные стратегические направления экспериментальных исследований

в рамках сетевого образовательного проекта «Нижегородская инновационная школа»

Основными стратегическими направлениями образовательной сети «Нижегородская инновационная школа» являются:

  1. формирование нового направления перспективных научных исследований в области инновационного образования и педагогической инноватики;
  2. научно-образовательное консультационное и экспертное сопровождение инновационных разработок в системе общего среднего образования и дополнительного профессионального образования;
  3. разработка новых моделей диссеминации инновационного опыта в форме сетевой кооперации;
  4. создание новых моделей подготовки педагогов-инноваторов, адекватных требованиям инновационного сектора общего образования;
  5. создание нормативной базы инновационной деятельности субъектов образовательной экспериментальной сети;
  6. повышение профессионализма и социального статуса работников образования через включение их в разработку и реализацию инновационных образовательных проектов и инициатив;
  7. консолидация профессиональной деятельности различных образовательных учреждений в единое инновационное пространство «Нижегородская инновационная школа».

Концептуальный сетевой образовательный проект «Нижегородская инновационная школа» - это проект трансформации образовательного учреждения из простого фактора, осуществляющего образовательный процесс и обеспечивающего обучение и воспитание обучающихся, в подлинного субъекта преобразований социума и себя. Это субъект способен порождать новые формы общественной жизни, создавая тем самым условия становления жизнеспособного общества. Проект включает следующие этапы:

1) 2008- 2009 – актуализация и проблематизация профессиональных средств проектирования образовательной программы сетевого сообщества «Нижегородская инновационная школа»;

2) 2009-2010 – концептуализация - выстраивание общей системы ценностей как основания для развития инфраструктуры инновационной деятельности в системе образования Нижегородской области;

3) 2010 – 2011 – оптимизация структуры смысловых и организационно-управленческих связей: моделирование комплекса подпрограмм и проектов, а также операциональное наращивание ресурсов;

4) 2011-2012 - рефлексивное оформление и выход в проектирование новых эталонов средств и предмета инновационной деятельности образовательной сети «Нижегородская инновационная школа».

Главным ожидаемым результатом сетевого проекта должно стать создание сетевого института инноваций в образовании, который отвечает за создание антропопрактик и координацию работ по их диссеминации в региональном образовательном пространстве.

III.

Результативность и эффективность этапа актуализации и проблематизации профессиональных средств проектирования образовательной программы

сетевого сообщества «Нижегородская инновационная школа»

В 2008 – 2009 учебном году педагогические коллективы образовательных учреждений – экспериментальных площадок кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО в рамках образовательной сети «Нижегородская инновационная школа» под руководством В.И. Слободчикова, член-корра РАО, профессора, доктора психолог. наук решали следующие задачи, относящиеся к ближней перспективе реализации стратегии проектного эксперимента:

  • разработка концепции и программы регионального сетевого образовательного экспериментального проекта «Нижегородская инновационная школа»;
  • разработка программы обучения проектных команд ОУ - региональных инновационных площадок;
  • обучение проектных команд региональных инновационных площадок;
  • разработка положения об образовательном учреждении - региональной инновационной площадке.

Оценить результативность и эффективность инновационной деятельности субъектов образовательной сети «Нижегородская инновационная школа» можно на основе следующих показателей:

1). профессиональное самоопределение и ценностно-целевые ориентиры содержания деятельности субъектов сетевого взаимодействия;

2). построение профессиональных общностей как форм деятельностной сетевой кооперации, а также нормирование профессиональной деятельности, обеспечивающее ее кооперацию;

3). легитимизация инновационных продуктов профессиональной деятельности экспериментальных площадок в обществе и в других профессиональных сообществах, а также экспонирование образцов инновационной деятельности;

4). формирование совокупности этических норм (нормы инновационного поведения и самоорганизации деятельности образовательных учреждений в рамках сети), характеризующих работу профессионала;

5). наличие собственной технологии подготовки и переподготовки кадров.

3.1.1. Ценностно-целевые ориентиры и основные смыслы содержания деятельности субъектов сетевого взаимодействия

Содержание программы сетевого проекта

Содержание деятельности субъектов сетевого взаимодействия

Формы организации деятельности субъектов сетевого взаимодействия

Результаты

освоения программного материала

Эффективность деятельности субъектов сетевого взаимодействия

1. Идеология сетевого образовательного проекта как самообучающейся метаорганизация.

2. Концептуальные основы сетевого образовательного проекта.

3. Сетевые образовательные институты как формы открытого и непрерывного образования взрослых.

4. Управление знанием как новая форма сетевой кооперации субъектов образования.

1. Построение проблемного поля. Самодиагностика профессиональных оснований участника сети. Выработка позиции.

2. Анализ существующих моделей научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности субъектов сети.

3. Сравнительный анализ моделей научного сопровождения инновационной деятельности субъектов сети.

1. Рабочее совещание «Презентация образовательного сетевого проекта “Нижегородская инновационная школа”(22.08.08).

2. Осуществлен типологический анализ научно-технологических подходов к разработке моделей сети.

3. Проблемно-проектный семинар по разработке творческо-нормативной модели участников сети (15.09.08)

1. Представлен сетевой проект в форме презентации и информационного сбор-ника (Приложение 1.)

2. Тезаурус и дидактический портфель участника образовательной сети (Приложение 2)

3. Тематический и организационный план мероприятий на год. (Приложение 3)

4. Создана электронная почта сети (innov-nn@mail.ru)

Развивающий эффект:

1. Ценностно-смысловое самоопределение в пространстве современного образования.

2. Историко-культурное самоопределение в контексте отечественного образования.

3. Профессионально-деятельностное самоопределение.

3.1.2. Профессиональное самоопределение субъектов сетевого взаимодействия

Содержание программы сетевого проекта

Содержание деятельности субъектов сетевого взаимодействия

Формы организации деятельности субъектов сетевого взаимодействия

Результаты

освоения программного материала

Эффективность деятельности субъектов сетевого взаимодействия

1. Комплексная диагностика образовательной ситуации в образовательном учреждении - участника сетевого проекта.

2. Разработка модели образовательного учреждения как участника сети.

1. Рефлексивное описание собственной ситуации.

2. Формирование блока критериев диагностики.

3. Экспертиза собственной профессиональной позиции.

4. Концептуализация и проблемный анализ.

Работа проектной команды образовательного учреждения – участника сети, презентация и экспертиза концептуальной модели.

1. Диагностическая карта для выявления уровня профессионального самоопределения.

2. Модель-схема места образовательного учреждения в стевом проекте.

Развивающий эффект:

Уровень профессионального самоопределения.

 

3.1.3. Построение профессиональных общностей как форм сетевой кооперации

Содержание программы сетевого проекта

Содержание деятельности субъектов сетевого взаимодействия

Формы организации деятельности субъектов сетевого взаимодействия

Результаты

освоения программного материала

Эффективность деятельности субъектов сетевого взаимодействия

1. Разработка программ образовательного процесса.

2. Освоение технологии ситуационно-позиционного обучения.

3. Разработка новых форм организации образовательного процесса.

4. Проектирование системы научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности школ - участников сети.

1. Проектная и конструкторская работа по:

- составлению программ образовательного процесса.

- созданию ситуаций развития субъектов образовательной деятельности.

- составлению моделей учебного плана, системы обучения, форм организации обучения и системы аттестации.

2. Разработка комплекса условий эффективного сетевого взаимодействия.

1. Проектные семинары сети (15.09.08; 19.09.08; 10.10.08; 18.11.08; 19.11.08; 20.11.08; 29.12.08; 12.01.09)

2. Работа проектных групп.

3. Педагогическое консультирование (еженедельно, по методическим дням, составлен график).

4. Внутрисетевая экспертиза образовательных инициатив (Приложение 5).

5. Открытые семинары, включая публичные отчеты ОУ (МОУ Лицей №15 г. Саров; МОУ Лицей №87 г. Нижний Новгород; МОУ СОШ №85 г. Нижний Новгород; МОУ Суворовская СОШ).

1. Авторские педагогические разработки, их сертификация и публикация.

2. Директ-папка образовательного учреждения нового поколения.

3. Программа научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности школ нового поколения (Приложение 4).

Развивающий эффект:

Овладение деятельностным содержанием профессионального развития субъектов сетевого взаимодействия.

3.1.4. Наличие собственной технологии подготовки и переподготовки кадров

Разработана система научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности экспериментальных площадок сети, которая была представлена и утверждена на Ученом совете ГОУ ДПО НИРО (сентябрь 2008). Разработана и апробируется программа диссеминации инновационного опыта школ и учителей. Данные по апробации (с 11 января 2008 по 30 декабря 2008) и повышению квалификации в рамках сети представлены в таблице.

№ п/п

Адресат

Название темы

Количество

слушателей

1.

Администраторы ОУ

Технология управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении

95

2.

Педагоги-тьюторы

1. Диссеминация инновационных моделей школ-победителей ПНПО «Образование» и инновационного педагогического опыта лучших учителей»

21

2. Тьюторское сопровождение инновационной деятельности педагогов ОУ.

20

3.

Администраторы и учителя школ

Технология изучения, обобщения и диссеминации инновационного педагогического опыта учителя.

556

3.1.5. Экспонирование образцов инновационной деятельности

Мероприятие

Сроки

Количество

участников

1. «Презентация модели диссеминации инновационного опыта: публичный отчет школ – победителей национального проекта «Образование» (Приложение 6).

2. Реализация ПНПО: системные эффекты, проблемы, решения. Секция «Нижегородская инновационная школа: стратегическая модель инновационного развития школ.

3. Проектные формы антропопрактики.

4. Гуманитарно-антропологический подход к проектированию инновационной модели сельской школы.

5. Открытый отчет о промежуточных результатах проектного эксперимента сети (Приложение 7).

6. Экспертная деятельность в образования: экспертиза инновационных проектов.

7. Мастер-классы.

Семинары

15.09.08

 

 

Региональная конференция

18.11.08

 

 

Проектный семинар

19.11.08

Выездной семинар

(МОУ Суворовская СОШ)

20.11.08

29.11.08

 

12.01.09

21-22.01.09

 

42

 

 

87

 

 

 

62

 

 

51

 

64

 

23

91

4. Учебно-методическое обеспечение проектного эксперимента сети

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Разработка УМК по подготовке педагогов и образовательных учреждений к инновационной деятельности

Подготовлено пособие «Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике»

Игнатьева Г.А.

Тулупова О.В.

2.

Разработка программы дистанционной подготовки проектных команд образовательных учреждений в рамках Ассессмент-центра кафедры

Подготовлена система диагностики готовности к инновационной деятельности (апробирована методика А.В. Растянникова, А.В. Орлова)

Доронин Д.Ю.

3.

Разработана программа подготовки проектных команд и диссеминации опыта школ и педагогов

декабрь 2008-янв.2009

Игнатьева Г.А.

Тулупова О.В.

Доронин Д.Ю.

Медвидь М.В.

4.

Разработаны и прошли экспертизу программы и проекты ЭП

ноябрь – декабрь

МОУ СОШ №№ 47,44,50, 187, МОУ СОШ №8 г. Кстово,

МОУ СОШ №2 р.п. Пильна

Тьюторы ЭП сети

5.

Разработано положение о РИП

декабрь 2008

Администрация ОУ

5. Публикации сотрудников кафедры и экспериментальных площадок сети

№ п/п

Автор, наименование работы

Жанр

Выходные данные

Объем

1.

«Инновационный педагогический опыт: от уникальной идеи к передовой практике»

Подготовлено и сдано впечать пособие

В печати ГОУ ДПО НИРО

20 п.л.

2.

Проектная идея «Нижегородский образовательный Ассессмент-центр»

Статья

Журнал

«Психология обучения» №12.- 2008. с.4-16.

4 п.л.

3.

«Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту»

Статья

(отправлена)

Журнал

«Национальный проект «Образование»

0,7 п.л.

4.

«Педагогический опыт в универсуме инновационной культуры»

Статья

Сборник по ППО ГОУ ДПО НИРО

1 п.л.

5.

«Информационная карта инновационного педагогического опыта как форма его обобщения и диссеминационный ресурс»

Статья

// Педагогическое обозрение, №2-3, 2008. с. 47-56

0,6 п.л.

6.

Проектирование системы научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности школ

Альбом-схем

(Приложение 8)

Изд-во «Altex»

0,8 п.л.

7.

Сетевой проект «Нижегородская инновационная школа»

Инф. бюллетень.

Выпуск 1.

ООО «Поволжье»

2 п.л.

8.

Сборник статей экспериментальных площадок кафедры

Подготовлено и сдано в сборник 20 статей

(Приложение 9)

ГОУ ДПО НИРО

3 п.л.

IV.

Прогностическое обоснование дальнейшего шага развития образовательной сети

«Нижегородская инновационная школа»

Анализ развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений в рамках проекта «Нижегородская инновационная школа» на этапе актуализации и проблематизации профессиональных средств (первое полугодие 2008-2009 г.) позволил выявить следующие приоритетные проблемы:

·              отсутствуют четкие управленческие механизмы стимулирования инноваций в образовании как действительно важного и поддерживаемого на всех уровнях управления образованием приоритета научных исследований и проектных разработок;

·              отсутствует адресная поддержка потенциально эффективных исследований и разработок в области инновационного образовании;

·              не разработаны способы диссеминации инновационных образовательных практик: экспедиции, учебно-исследовательские, творческие проекты, социально-ориентированные  проекты, организационно-деятельностные игры, клубная деятельность, мониторинг личностных достижений (портфолио) и т.п.

·              не созданы условия для развития независимых форм экспертизы образцов инновационной деятельности участников сетевого проекта;

·              недостаточно разработаны эффективные механизмы привлечения и инновационного управления инвестиционно - бюджетными финансовыми потоками для осуществления инновационных проектов в рамках локальных сетей;

·              не разработан механизм мониторинга новых образовательных эффектов как способ отслеживания и интерпретации тех новых эффектов, которые непредсказуемо появляются в процессе осуществления проектной деятельности;

·              сохраняется разрыв между идеологией антропологического подхода и распространенной в системе образования практикой административного управления.

·              не разработаны нормы и формы соизмерения опыта инновационной деятельности различных образовательных учреждений;

 

Дальнейшее развитие профессиональное сообщество выстраивает в направлении достижения средней и дальней перспектив инновационной инфраструктуры «Нижегородская инновационная школа».

Средняя перспектива:

  • практический запуск дидактической модели профессионального развития педагога, включая систему мониторинга уровня профессионализма;  
  • организация систематического мониторинга актуальности инновационной деятельности, построенного на основе соотношения результативности образовательной инновационной деятельности и общественных ожиданий от сетевого сообщества «Нижегородская инновационная школа»;
  • оформление в образовательные программы разработанных новых форм знания и способов работы с ним;
  • разработка способов и форм диссеминации инновационного опыта созданного участниками сети.

Дальняя перспектива

  • Нормативное оформление механизма ресурсного (сетевого) управления образовательными инновациями.
  • Организация работы по диссеминации инновационных достижений сетевого сообщества «Нижегородская инновационная школа».
  • Институализация системы научно-сервисного сопровождения инновационной деятельности в системе общего среднего и дополнительного профессионального образования.
  • Организация независимой общественной экспертизы образцов инновационной деятельности участников сетевого проекта.

В области управления инновационными изменениями цель дальнейших преобразований заключается в реализации стратегии ресурсного (сетевого) управления образовательными инновациями. Ее особенность состоит в том, что взаимодействие и взаимозависимость участников позволяют создать новый продукт и владение этим продуктом осуществляется совместно. Формируется новая собственность (интеллектуальный продукт) и коллективный собственник. В нашем случае, речь идет о создании такого альянса разных образовательных учреждений, в результате которого появляются новые образовательные программы, технологии, структуры, институции.

Дальнейшие преобразования в организационно-управленческой системе мы связываем с развитием антропологического подхода к проектированию содержания практики управления образовательными инновациями как антропопрактики, которая характеризуется:

  • поддержкой образовательных инициатив, о чем свидетельствует сам факт создания сети школ - площадок проектного эксперимента кафедры педагогики и образовательных технологий НИРО (2000-2005 гг.), а потом запуск регионального сетевого экспериментального образовательного проекта «Нижегородская инновационная школа»;
  • организацией процессов «производства» и создания инновационных разработок, продуктов, созданием новых форм знания и технологий работы с ним;
  • распределением ответственности между разными субъектами, участниками сети;
  • использованием в управлении механизмов сопровождения инноваций, в т.ч. консультирования, экспертизы;
  • удержанием в зоне особого внимания вопросов развития человеческого ресурса, и реализации для этого новых образовательных программ, ориентированных на профессиональное развитие педагога-инноватора.

Окончательная оценка результатов и корректировка действий производится исходя из нового представления о результативности, в основе которого лежит общий принцип, согласно которому совсем не обязательно достигаются «запланированные результаты», а в принципе происходит разворачивание некоторой проектной субъектной деятельности, порождающей новые эффекты и необходимость их теоретического осмысления. Данное представление предполагает рассмотрение результативности в трех аспектах:

- положительные результаты, когда фактические параметры лучше запланированных. В этом случае корректировочные действия направляются на усиление мер, приведших к такому результату;

- отрицательные результаты, когда фактические данные оказались хуже запланированных. Выявленные в процессе анализа факторы, позволяют определить направление мер по исправлению положения;

- нейтральные результаты, когда проект разворачивается в соответствии с планом и никаких корректировочных действий не требуется. Последнее, однако, не означает прекращения процедуры оценки, так как баланс между стандартами и фактическими показателями может быть нарушен в любой момент времени.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph