Выставка книг начала XX века из фонда
редких и ценных изданий библиотеки ГБОУ ДПО НИРО
Заметным явлением в зарубежном образовании
ХХ в. стала образовательная
система итальянского педагога, врача и общественного деятеля Марии Монтессори. Выдающийся
итальянский ученый, врач-антрополог,
философ, психиатр и психолог, педагог-гуманист Мария Монтессори
(1870 -1952) завоевала мировую известность своей уникальной и
действенной системой воспитания и обучения маленьких детей. Феномен
педагогики Монтессори заключается в ее безграничной
вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное
давление на развивающегося человека. В России в 1910-1930-е гг. ее
идеи также нашли ряд сторонников, среди них
- А.П. Выгодская, А.А. Перроте, Т.Л. Сухотина,
Таубман В., Ю. И. Фаусек;
на русский язык были переведены книги Монтессори, в
частности, «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах
ребёнка». Но в 1928 г. система Монтессори была
запрещена, поскольку она расходилась с основными постулатами Единой
трудовой школы РСФСР и идеологическими догматами страны Советов. Лишь в начале 1990-х
гг. педагоги России в поисках гуманизации воспитания
и образования подрастающих поколений обратились к наследию М. Монтессори. В последние годы появился ряд современных публикаций,
посвященных отдельным теоретическим и практическим вопросам системы Монтессори.
Познакомить читателя с целостной образовательной системой М. Монтессори и перспективами ее применения и развития в
современном мире решила кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор
кафедры Математики и естественнонаучных дисциплин Московского городского
психолого-педагогического университета (МГППУ) Сорокова
Мария Геннадьевна. В 2004 году она защитила докторскую диссертацию «Система М. Монтессори в парадигме реформаторской педагогики». В своем учебном
пособии для студентов педагогических вузов автор,
изучивший и проанализировавший все труды итальянского ученого и педагога, а не
только ее отдельные сочинения, выявляет системообразующие
элементы и взаимосвязи между идеями и эмпирическими методами М. Монтессори. В книге представлены также практические рекомендации
и методика работы с дидактическими материалами;
отрывки из ее произведений и результаты научных исследований последних
лет.
«Развитие решимости,
воображения и творческого дара в малом возрасте не так важно, как умение изучать
среду при помощи чувств»
(М. Монтессори)
Монтессори, М. Метод
научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка /Мария Монтессори; перевод
со 2-го итальянского, исправленного и дополненного издания со многими рисунками
и таблицами; с предисловием И.М. Соловьёва.- изд.4-е. – М.: Типография коопер. т-ва печати и издат. дела «ЗАДРУГА»,1920.-
[209 с.].
В книге излагаются
основы учения М. Монтессори, итальянского психиатра и
педагога, основанного на теории свободного воспитания. Деятельность Домов
ребенка направлена на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста путем
развития отдельных чувств и органов восприятия в сензитивные
периоды (т. е. периоды в развитии ребенка, когда он становится особенно
чувствительным к соответствующим данному периоду внешним воздействиям). М. Монтессори сформулировала принцип организации особой
воспитывающей и активно формирующей среды, в которой развиваются дошкольники
на основе самовоспитания и самообучения.
«Мой метод заключается в
том, что я произвожу эксперименты с дидактическим предметом или материалом и дожидаюсь
непосредственной, самопроизвольной реакции ребенка: метод, во всех отношениях
сходный с приёмами экспериментальной психологии»
(М. Монтессори).
Фаусек, Ю.И. Детский сад Монтессори.
Опыты и наблюдения в течение семилетней работы в детских садах по системе Монтессори / Ю. И. Фаусек. –
Берлин: Государственное издательство (по договору с Издательством З.И. Гржебина),1923.-
[215 с.].
Этот труд написан
преподавательницей педагогического института дошкольного образования в
Петербурге Юлия Ивановна Фаусек после пятилетней
работы в детском саду по системе Монтессори на
Шпалерной улице при Коммерческом училище М.А. Шидловской (1913-1918гг.) и
годовой в детском саду на Офицерской (1918-1919 гг.).
«Одним из главных принципов системы Монтессори является воспитание чувств, которое имеет у нее
глубокое научное обоснование. Оно покоится на началах анатомии, физиологии,
антропологии и психологии», - пишет в предисловии
автор.
Фаусек, Ю.И.
Значение рисования в школе Монтессори: опыты и
наблюдения / Ю. Фаусек. – Петербург: Изд-во «Время»,1923.-
[62с.].
Работа является
результатом почти девятилетней практики
автора с детьми в возрасте от 4 до 8,5 лет. Описываемые опыты и наблюдения касаются
рисования, которому отведено в системе Марии Монтессори
очень значительное место: рисование при помощи геометрических фигур,
раскрашивание контурных рисунков, рисование детей школьного возраста, свободное
рисование.
«Человек не может быть творцом человека»
(М. Монтессори)
Таубман, В. и Фаусек, Ю. Теория и практика детского сада Монтессори / В. Таубман, Ю. Фаусек. – Петроград-Москва: Изд-во «Мысль»,1923.-[133с.].
Авторы
считают, что обзор системы воспитания М. Монтессори
может дать некоторое представление о серьезности ее значения, особенно в условиях,
когда в педагогике «восторжествовали принципы трудового воспитания и охраны
психофизического здоровья детей». Поэтому система Монтессори
освещена здесь также с врачебно-педагогической точки зрения, поскольку вопросу
о важном значении этой системы для психической гигиены
дошкольника до этого времени не уделялось должного внимания.
Основные принципы медицины – экономия
психофизических сил, охрана здоровья и предупреждение болезней, строгая
индивидуализация и максимальный простор здоровым творческим силам организма –
должны, по мнению Монтессори, стать лозунгом
педагогики. Столь сложный и ответственный синтез возможен только при условии самовоспитания ребенка в организованной
обстановке.
В. Таубман, один из авторов книги, утверждает, что «детский сад
Монтессори является истинным преддверием трудовой
школы, по какому бы типу она ни строилась: развиваются все психофизические
функции, необходимые для трудовых процессов; упражняются все внешние чувства,
развиваются фиксирующее внимание, интеллект, воля. Ребенок становится точным,
методичным и настойчивым в выполнении труда. Он превращается в самостоятельного,
творчески активного работника».
Бойд, У. Система Монтессори:
историко-критический анализ системы / У. Бойд; перевод
с англ. под ред. и предисл. проф. Н.В. Виноградова. –
М.: Кооперативное изд-во «Мир»,1925.-[178с.].
Книга профессора университета Глазгоу
Уильяма Бойда содержит в себе попытку историко-критического
анализа педагогической системы Марии Монтессори.
Английский автор стремится прежде всего уяснить
генезис основных воззрений Монтессори, ставя их в тесную идейную связь не только с
теми крупными деятелями в области воспитания дефективных детей, на которых
ссылается и сама Монтессори (Итар,
Сеген), но и с выдающимися представителями
педагогической или даже психологической
и философской мысли, без знакомства с которыми трудно понять и существо педагогического
принципа Монтессори (Локк, Кондильяк,
Руссо, Песталоцци).
«Работа У. Бойда
является настолько содержательной и научно-объективной как в своей
«излагающей» части, так и в своей критической части, что мы можем считать ее
самым ценным из известных нам исследований о системе Монтессори»,
- рекомендует книгу русским читателям
профессор Н. Виноградов в предисловии.
Ивантер, Г.С.
Система дошкольного воспитания Монтессори и советская
педагогика / Г.С. Ивантер. – Ленинград,1926.- [44с.].
Отмечая в теоретической части системы воспитания Монтессори «огромное количество ценных мыслей и положений,
воспользоваться которыми необходимо всякому педагогу-дошкольнику», автор
методично подвергает критике все основные
положения педагогики Монтессори. В
заключение Г.С. Ивантер делает вывод: эта система
воспитания «толкает ребенка назад с прямой дороги жизни».
В резолюции заседания
научно-педагогической секции Государственного ученого совета в 1926 г.было
предписано ограничиться лишь экспериментальной работой в одном-двух садах.
Монтессори-материал. Школа для малышей / перевод с нем. М. Буториной; под ред. Е. Хилтунен; Российский Монтессори-Центр,
Verlag Nienhuis Montessori B/V/ Zelhem- Niedelande. – М.: Изд-во «Мастер»,1992. – [80с.].
Эта книга появилась на свет в
год возрождения Монтессори-педагогики в России. Несколько
учителей психологов с помощью своих
голландских друзей создали в Москве Российский Монтессори-Центр и модельную школу. Дидактические
материалы прислала в подарок фирма «Nienhuis»
Кропотливая работа по изучению и сопровождению педагогики Монтессори
очень скоро привела к пониманию, что это ведет к сознательному саморазвитию
педагога, особому состоянии души и особому космическому взгляду на ребёнка.
Мария Монтессори. Помоги мне сделать это самому: статьи и
рекомендации / сост., вступит. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов; научн. ред. С.В. Лыков. – М.: Издат.
дом «Карапуз»,2000. - 272с., ил. –
(Педагогика детства).
Замечательный итальянский педагог-гуманист Мария Монтессори снискала мировую известность своим уникальным и
действенным методом обучения и воспитания детей-дошкольников. Главное в этом
методе – предоставление ребенку полной свободы самовыражения и действий.
В книге представлены статьи М. Монтессори, а
также работы современных педагогов – ее учеников и последователей, где даются
конкретные советы и рекомендации для занятий с малышами. Издание предназначено
для педагогов дошкольных учреждений и родителей.
Сорокина. М.Г. Система М. Монтессори. Теория и
практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / М.Г. Сорокина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2005.-384с.
В учебном пособии с современных позиций
рассматривается целостная образовательная система М. Монтессори
и перспективы ее применения и развития. Раскрыты теоретические основы и
методика воспитания и обучения по Монтессори.