2
8
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
Новости

24.09.2009Научно-практическая конференция «Современное содержание дошкольного образования: вариативность – инициатива – устойчивое развитие»

Проект

РЕЗОЛЮЦИЯ

межрегиональной научно-практической конференции

«Современное содержание дошкольного образования: вариативность – инициатива – устойчивое развитие»

 23 сентября 2009 года в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» при поддержке министерства образования Нижегородской области состоялась межрегиональная научно-практическая конференция на тему: «Современное содержание дошкольного образования: вариативность – инициатива – устойчивое развитие».

Конференция актуализировала решение вопросов, касающихся модернизации содержания дошкольного образования, инновационного содержания и педагогических технологий воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, реализуемых в практике образовательных учреждений Нижегородской области, а также опыта общественного и семейного воспитания в регионе.

В конференции приняли участие практические работники и ученые из Москвы, Перми, Йошкар-Олы, Чебоксар, ведущие специалисты Психологического института им. Л.С. Выготского,  Института инноваций в образовании, лаборатории дошкольного образования института стратегических исследований в образовании РАО.

Проблематика  конференции нашла широкий отклик среди  ведущих научных школ, занимающихся проблемами дошкольного детства, аспирантов, практических работников. В обсуждении проблем, обозначенных в программе конференции приняло участие более 300 педагогов, психологов и руководящих работников системы общественного дошкольного образования, студентов факультетов дошкольного образования средних и высших учебных заведений Нижегородской области, гувернеров и других заинтересованных лиц.

         В повестку дня конференции были поставлены наиболее важные вопросы по проблемам:

         - охраны здоровья воспитанников дошкольных образовательных учреждений;

         - инклюзивного образования;

         - воспитания детей раннего и дошкольного возраста;

         - развития творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах деятельности;

         - вопросы повышения методической компетентности педагогов ДОУ;

         - инновационный опыт педагогов и ДОУ - победителей национального проекта «Образование».

На конференции успешно прошли презентации авторских программ научно-педагогических сообществ г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области в форме мастер-классов.

На пленарном заседании конференции был дан анализ состояния региональной системы дошкольного образования и ее вариативного содержания. Кроме того, был обсужден целевой аспект современной системы дошкольного образования; инновационная парадигма дошкольного образования и основные концепты проекта федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; проанализирован региональный опыт реализации приоритетного национального проекта «Образование»; обсуждены возможности инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В семи диалог-клубах, организованных в рамках конференции был представлен творческий опыт педагогических коллективов образовательных учреждений Нижегородской области и других регионов Российской Федерации.  

Участники конференции отметили актуальность и информативную наполненность ряда документов концептуального уровня, которые дают четкие ориентиры в направлениях модернизации дошкольного образования.          Участники конференции отметили, что многие вопросы, связанные с содержанием дошкольного образования, до сих пор относятся к разряду дискуссионных, отметили как позитивный процесс переориентацию оценки результатов дошкольного образования с ЗУНов на системные «качества», характеризующие физическое, личностное, интеллектуальное развитие ребенка, что представляет реальную возможность установления преемственности между дошкольным и начальным общим образованием на уровне программ и государственных образовательных стандартов.

         Предметом активного обсуждения участников стал статус дошкольного образования, возможные модели включения его в систему общего образования (как «ступени») или в  систему непрерывного образования (как «уровень») с последующим нормативным обеспечением и финансированием.

Участники конференции поддерживают позицию Министерства образования Российской Федерации, определяющего систему раннего развития детей в возрасте от рождения до 3 лет как особого направления в дошкольном образовании Российской Федерации

         Кроме того, участники конференции отметили, что содержание дошкольного образования в регионе развивается в инновационном режиме. Об этом свидетельствует наличие авторских комплексных образовательных программ и серий научно-методического сопровождения к ним. Ряд из них отмечены грифом Министерства образования Российской Федерации и широко распространены не только в Нижегородской области, но и в других регионах России («Кроха», «Камертон», «Синяя птица» и др.). Программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста «Двенадцать месяцев» апробируется во многих регионах РФ.   

Разработанные Программы создают основу для творческой инновационной деятельности педагогических коллективов и содействует их профессиональному росту.

         Ценно, что предложенные нижегородцами программно-методические материалы базируются на полипарадигмальной методологии, отражающей культурно-историческую концепцию развития человека (Л.С. Выготский), личностно-ориентированный, деятельностный и аксиологический подходы.

         В ходе работы конференции, участники отметили интересные, информативные доклады, выступления, дискуссии, на которых было представлено:

         - многоаспектное содержание дошкольного образования, включающее различные компоненты педагогически преобразованного социального опыта;

         - активное использование регионального культурного компонента, традиций Нижегородского края;

         - технологии, методики реализации содержания образования в разных видах деятельности и образовательных областях;

-    внедрение в практику развивающих инновационных технологий в органичном сочетании с эффективными традиционными методиками

         - интегративный подход к содержанию, организации, взаимодействию участников образовательного процесса  и ориентация его на развитие целостной личности;

         - устойчивая тенденция функционирования методических кабинетов ДОУ как центров непрерывного образования педагогов, центров организации инновационной деятельности, центров формирования педагогов новой формации (педагогов-исследователей, педагогов-экспертов и др.), центров развития творческих коллективов.

Но, наряду с позитивными тенденциями в сфере дошкольного образования, участниками были отмечены и проблемные зоны:

         -  сложно идет процесс преодоления стереотипов в деятельности педагогов, связанных с доминированием знаниевой парадигмы в образовании;

         - требуется более глубокое осмысление, осознание и практическая реализация в педагогической практике личностно-ориентированной парадигмы;

         - существуют проблемы в организации предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения;

         - недостаточно реализуется преемственность и возможная взаимосвязь целей, содержания дошкольного и общего начального образования;

         -  реализация позиции родителей как равноправных субъектов образовательного процесса.

         Выражая общее мнение педагогической общественности, представленное на конференции, участники конференции «Современное содержание дошкольного образования: вариативность – инициатива – устойчивое развитие» приняли следующие решения:

         1. Поддержать концептуальные позиции проекта Министерства образования Российской Федерации по модернизации дошкольного образования с сохранением его фундаментальности.

 2. Считать целесообразным организацию процесса внедрения примерной основной общеобразовательную программы дошкольного образования с учетом региональных особенностей.

 3. Рекомендовать научно-исследовательским коллективам региона разработать стратегию развития региональной системы дошкольного образования.

4. Рекомендовать муниципальным методическим службам органов управления в сфере образования продолжить работу по обобщению и распространению передовой педагогической практики в сфере современного дошкольного образования.

5. Дошкольным образовательным учреждениям:

5.1. Повышать качество дошкольного образования путем обеспечения вариативности дошкольных образовательных программ и расширения спектра дополнительных образовательных услуг.

5.2. Осуществить внедрение новых форм и содержания дошкольного образования, включая инклюзивное образование.

5.3. Активнее внедрять в практику работы дошкольных образовательных учреждений инновационные технологии.

5.4. Обеспечить взаимодействие двух социальных институтов: дошкольных образовательных учреждений и семьи на основе перспективных форм сотрудничества.

Участники конференции считают необходимым направить настоящую резолюцию в адрес органов государственной и муниципальной власти, осуществляющих руководство в сфере образовательной деятельности, в образовательные учреждения для учета в работе общественного мнения, высказанного в ходе данного мероприятия.

 

 

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph