Проект
РЕЗОЛЮЦИЯ
межрегиональной научно-практической
конференции
«Современное содержание дошкольного
образования: вариативность – инициатива – устойчивое развитие»
23
сентября 2009 года в Государственном образовательном учреждении дополнительного
профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» при
поддержке министерства образования Нижегородской области состоялась межрегиональная
научно-практическая конференция на тему: «Современное содержание дошкольного
образования: вариативность – инициатива – устойчивое развитие».
Конференция актуализировала решение вопросов,
касающихся модернизации содержания дошкольного образования, инновационного
содержания и педагогических технологий воспитания и развития детей раннего и
дошкольного возраста, реализуемых в практике образовательных учреждений
Нижегородской области, а также опыта общественного и семейного воспитания в
регионе.
В конференции приняли участие практические работники и
ученые из Москвы, Перми, Йошкар-Олы, Чебоксар, ведущие специалисты Психологического
института им. Л.С. Выготского, Института инноваций в образовании, лаборатории
дошкольного образования института стратегических исследований в образовании РАО.
Проблематика
конференции нашла широкий отклик среди
ведущих научных школ, занимающихся проблемами дошкольного детства,
аспирантов, практических работников. В обсуждении проблем, обозначенных в
программе конференции приняло участие более 300 педагогов, психологов и
руководящих работников системы общественного дошкольного образования, студентов
факультетов дошкольного образования средних и высших учебных заведений
Нижегородской области, гувернеров и других заинтересованных лиц.
В повестку дня конференции были поставлены
наиболее важные вопросы по проблемам:
- охраны здоровья воспитанников дошкольных образовательных
учреждений;
- инклюзивного образования;
- воспитания детей раннего и дошкольного возраста;
- развития творческих способностей детей дошкольного
возраста в разных видах деятельности;
- вопросы повышения методической компетентности педагогов
ДОУ;
- инновационный опыт педагогов и ДОУ - победителей
национального проекта «Образование».
На конференции успешно прошли презентации авторских
программ научно-педагогических сообществ г. Нижнего Новгорода и Нижегородской
области в форме мастер-классов.
На пленарном заседании конференции был дан анализ
состояния региональной системы дошкольного образования и ее вариативного содержания.
Кроме того, был обсужден целевой аспект современной системы дошкольного
образования; инновационная парадигма дошкольного образования и основные
концепты проекта федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования; проанализирован
региональный опыт реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
обсуждены возможности инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья.
В семи диалог-клубах, организованных в рамках
конференции был представлен творческий опыт педагогических коллективов
образовательных учреждений Нижегородской области и других регионов Российской
Федерации.
Участники конференции отметили актуальность и
информативную наполненность ряда документов концептуального уровня, которые
дают четкие ориентиры в направлениях модернизации дошкольного образования. Участники конференции отметили, что
многие вопросы, связанные с содержанием дошкольного образования, до сих пор
относятся к разряду дискуссионных, отметили как позитивный процесс переориентацию
оценки результатов дошкольного образования с ЗУНов на системные «качества»,
характеризующие физическое, личностное, интеллектуальное развитие ребенка, что
представляет реальную возможность установления преемственности между дошкольным
и начальным общим образованием на уровне программ и государственных
образовательных стандартов.
Предметом активного обсуждения участников
стал статус дошкольного образования,
возможные модели включения его в систему общего образования (как «ступени») или
в систему непрерывного образования (как
«уровень») с последующим нормативным обеспечением и финансированием.
Участники конференции поддерживают позицию
Министерства образования Российской Федерации, определяющего систему раннего
развития детей в возрасте от рождения до 3 лет как особого направления в
дошкольном образовании Российской
Федерации
Кроме того, участники конференции отметили, что
содержание дошкольного образования в регионе развивается в инновационном
режиме. Об этом свидетельствует наличие авторских комплексных образовательных
программ и серий научно-методического сопровождения к ним. Ряд из них отмечены
грифом Министерства образования Российской Федерации и широко распространены не
только в Нижегородской области, но и в других регионах России («Кроха»,
«Камертон», «Синяя птица» и др.). Программа воспитания, образования и развития
детей старшего дошкольного возраста «Двенадцать месяцев» апробируется
во многих регионах РФ.
Разработанные Программы создают основу для творческой
инновационной деятельности педагогических коллективов и содействует их
профессиональному росту.
Ценно, что предложенные нижегородцами
программно-методические материалы базируются на полипарадигмальной методологии,
отражающей культурно-историческую концепцию развития человека (Л.С. Выготский),
личностно-ориентированный, деятельностный и аксиологический подходы.
В ходе работы конференции, участники
отметили интересные, информативные доклады, выступления, дискуссии, на которых
было представлено:
- многоаспектное содержание дошкольного
образования, включающее различные компоненты педагогически преобразованного
социального опыта;
- активное использование регионального
культурного компонента, традиций Нижегородского края;
- технологии, методики реализации содержания
образования в разных видах деятельности и образовательных областях;
- внедрение в
практику развивающих инновационных технологий в органичном сочетании с
эффективными традиционными методиками
- интегративный подход к содержанию,
организации, взаимодействию участников образовательного процесса и ориентация его на развитие целостной личности;
- устойчивая тенденция функционирования
методических кабинетов ДОУ как центров непрерывного образования педагогов,
центров организации инновационной деятельности, центров формирования педагогов
новой формации (педагогов-исследователей, педагогов-экспертов и др.), центров развития
творческих коллективов.
Но, наряду с позитивными тенденциями в сфере
дошкольного образования, участниками были отмечены и проблемные зоны:
- сложно идет процесс преодоления стереотипов в
деятельности педагогов, связанных с доминированием знаниевой парадигмы в образовании;
- требуется более глубокое осмысление,
осознание и практическая реализация в педагогической практике личностно-ориентированной
парадигмы;
- существуют проблемы в организации
предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения;
- недостаточно реализуется
преемственность и возможная взаимосвязь целей, содержания дошкольного и общего начального
образования;
- реализация позиции родителей как равноправных
субъектов образовательного процесса.
Выражая общее мнение педагогической
общественности, представленное на конференции, участники конференции «Современное
содержание дошкольного образования: вариативность – инициатива – устойчивое
развитие» приняли следующие решения:
1. Поддержать
концептуальные позиции проекта Министерства образования Российской Федерации по
модернизации дошкольного образования с сохранением его фундаментальности.
2. Считать
целесообразным организацию процесса внедрения примерной основной
общеобразовательную программы дошкольного образования с учетом региональных
особенностей.
3. Рекомендовать научно-исследовательским
коллективам региона разработать стратегию развития региональной системы дошкольного
образования.
4. Рекомендовать муниципальным
методическим службам органов управления в сфере образования продолжить работу
по обобщению и распространению передовой педагогической практики в сфере
современного дошкольного образования.
5. Дошкольным образовательным
учреждениям:
5.1. Повышать качество
дошкольного образования путем обеспечения вариативности дошкольных
образовательных программ и расширения спектра дополнительных образовательных
услуг.
5.2. Осуществить внедрение новых
форм и содержания дошкольного образования, включая инклюзивное образование.
5.3. Активнее внедрять в
практику работы дошкольных образовательных учреждений инновационные технологии.
5.4. Обеспечить взаимодействие
двух социальных институтов: дошкольных образовательных учреждений и семьи на
основе перспективных форм сотрудничества.
Участники конференции считают
необходимым направить настоящую резолюцию в адрес органов государственной и
муниципальной власти, осуществляющих руководство в сфере образовательной
деятельности, в образовательные учреждения для учета в работе общественного
мнения, высказанного в ходе данного мероприятия.