«Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, в сколь малых вещах она нуждается»
(Цицерон Марк Туллий)
В соответствии с Указом президента РФ Владимира Путина, наступивший год объявлен Годом охраны окружающей среды.
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы и воздействия общества на окружающую среду стала наиболее острой и приняла огромные масштабы. Поэтому государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения.
Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной работы школы по формированию у учащихся экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.
1 раздел. Исторический экскурс.
Изучение и наблюдение природы
породило науку»
(Цицерон Марк Туллий)
В истории развития экологии можно выделить три этапа.
Первый этап – зарождение экологии (до 60-х годов XIX века), когда начали делаться первые научные выводы о взаимосвязи живых организмов с их средой обитания.
На втором этапе своего развития экология выделяется как самостоятельная отрасль знаний. В это время русские ученые К.Ф. Рулье (1814— 1858), Н.А. Северцов (1827—1885), В.В. Докучаев (1846— 1903) впервые обосновали ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени.
Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (1809—1882),
Э. Геккель (1834—1919); в нашей стране работали выдающиеся русские ученые:
В.И. Вернадский, В.Н. Сукачев и др.
Экология своими корнями уходит в далекое прошлое, однако как самостоятельная наука она окончательно оформилась в начале XX столетия. Как следствие появилась экологическая культура.
Третий этап> начинается с резким увеличением воздействия человека на окружающую среду и ухудшением ее состояния (с 50-х гг. XX века по сей день).
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становилось одной из главных задач, стоящих перед обществом.
Первые попытки обобщения сведений о зависимости от внешних условий жизни животных и растений встречаются в трудах античных философов: у Аристотеля и его ученика, «отца ботаники» Теофраста Эрезийского. В средние века интерес к изучению природы ослабевает и проявляется в эпоху Возрождения. В XIX веке в трудах ученых отражается изучение образа жизни животных и растений и их адаптации к климатическим условиям. В начале ХХ столетия экологию начинают преподавать в университетах.
В библиотеке НИРО хранятся несколько книг начала XX века, изданные в помощь учителям школ для формирования у учащихся основ экологических знаний.
2 раздел. Экологическое образование и экологическая культура школьников
«Проблемы образования,
и особенно экологического
образования, имеют
абсолютный приоритет
перед всеми другими
целями общества»
(Моисеев Н.Н., российский ученый)
В настоящее время экологическая культура, экологическая грамотность становится важным проявлением гражданской зрелости личности. Поэтому необходимо строить процесс образования и воспитания таким образом, чтобы формировать и углублять знания учащихся о природе, стимулировать стремление учащихся охранять природу родного края, вырабатывать умение и навыки природоохранительной деятельности, формировать убежденность в необходимости бережного отношения к окружающей среде, к природным ресурсам.
Экологические знания, полученные в школе, должны стать для учащихся основой поведения. Именно в школе ребенок должен осознать свое отношение к природе и обрести чувство личной ответственности за последствия своей деятельности.
Библиотека предлагает вам ознакомиться с лучшими изданиями сотрудников НИРО, содержание которых направлено на совершенствование экологического образования школьников.
Экологическое образование:
теория и педагогическая реальность:
Материалы научно-практической
конференции 2 ноября 2005г. /
под ред. Г.С.Камериловой. –
Н.Новгород : ООО "Типография "Поволжье",
2005. - 266с.
Биология. Экология : сборник программ и материалов
для учителя/ отв. ред. Е.В. Алексеева . –
Н. Новгород : Нижегородский институт
развития образования, 2010. - 166с. –
(Программно-методическое обеспечение
профильного обучения).
Особенностью экологического образования и воспитания является неразрывность его на уроках, во внеклассной и внешкольной работе.
Для экологического образования и воспитания можно применять различные формы работы :
- поисково – исследовательские;
- конкурсные (конкурсы рисунков и плакатов, фото-, видео- коллекции и др.);
- игровые (экологические викторины, игры, спектакли);
- познавательные (классные часы на экологическую тематику, уроки-семинары, уроки-диспуты, «круглые столы»);
- продуктивные (уборка территории лесов лесопарковой зоны, очистка и благоустройство родников, организация трудовых десантов по уборке своих дворов от бытового мусора).
В нашей библиотеке вы можете найти книги и электронные учебные издания, включающие лучший опыт педагогов по экологическому образованию, которые окажут помощь в организации не только уроков, но и экологических кружков, вечеров, утренников, экологических троп.
Земля заветная /
ред.-сост. Л.И. Жук. –
Минск : Красико-Принт,
2005. – 128 с. – (Праздник в школе).
Биология, химия, экология:
электронное учебное издание
[Электронный ресурс] . - М. :
Дрофа, 2006.
1С: Школа. Экология. 10-11 классы.
Образовательный комплекс:
учебное пособие [Электронный ресурс] /
под редакцией А.К. Ахлебинина,
В.И. Сивоглазова. – М. :Дрофа, 2004.
3 раздел. Экологическое краеведение.
«Пойми живой язык природы —
И скажешь ты: прекрасен мир!»
(Иван Никитин)
В последнее время усиливается значение экологического краеведения.
Связь экологии и краеведения исключительно тесная. Сложившаяся экологическая ситуация свидетельствует о том, что современному человеку невозможно жить без знаний правил природопользования.
Исследования показали, что для формирования экологической культуры не хватает того объема знаний, который получают школьники на уроках. Необходимо на практике применять знания, полученные в школе. Изучение экологических ситуаций на примере своего родного края затрагивает чувственно-эмоциональную сферу учащихся, побуждая к заботе о своей малой родине.
Работа по экологическому краеведению нацелена на расширение знаний школьников об экологическом состоянии своего края.
В предлагаемых библиотекой изданиях сделан акцент на знакомстве с биоразнообразием Нижегородской области, охране и бережном отношении к живой природе. Учебные пособия и рабочие тетради помогут ученикам лучше усвоить содержание таких предметов, как биологическое и географическое краеведение, тесно связанных с экологией.
Биологическое краеведение:
Нижегородская область:
6 класс: учеб. пособие /
НИРО; отв. ред. Е.В.Алексеева. –
Н.Новгород : Нижегородский
гуманитарный центр, 2007. - 116с.:ил.,карт.
Экология Нижнего Новгорода : методическое пособие / под ред. Н.Ф. Винокуровой, В.М. Смирновой. – Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 44с.
Я в городском ландшафте: методическое пособие / под ред. Н.Ф. Винокуровой. – Н. Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. – 68 с.
Актуальные вопросы по экологии Нижегородской области рассматриваются на сайте экоцентра «Дронт», деятельность которого направлена на решение экологических проблем. На нем можно найти информацию об экологической обстановке города и о конкретных природоохранных работах центра. Кроме того, специалисты занимаются организацией и проведением природоохранных акций, программ, проектов.
- официальный сайт экологического центра «Дронт» http://www.dront.ru
Охрана природы – одна из главных задач человечества. Охранять природу — значит знать законы ее развития и взаимодействия с человеком. Успех природоохранной деятельности зависит от уровня экологической культуры человека. Важно учить подрастающее поколение видеть экологические проблемы, понимать причины их возникновения и иметь представление о способах их решения, т.к. от степени отношения человека к природе, от его знаний и практических действий зависит существование жизни на Земле.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
(Фёдор Тютчев)