2
5
10
Подразделения

II. ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

С появлением письменности, распространением грамотности получила развитие  древнерусская литература.

Остромирово Евангелие, 1056 – 1057 годы

Евангелие – греческое слово, в переводе означает благая весть.

           Остромирово Евангелие – одна из древнейших сохранившихся рукописей, созданных на Руси. Эта книга была переписана в 1056 – 1057 годах для новогородского посадника Остромира, поэтому ее называют Остромировым.

 

                           

 

Начальный лист Остромирова

Евангелия с заставкой и

инициалом (заглавной буквой)

 

Изучая язык Остромирова Евангелия, известный российский ученый А.Х. Востоков первым высказал мнение, что перевод евангельского текста восходит к переводу славянских первоучителей Кирилла и Мефодия, что в дальнейшем подтвердилось исследованиями. Остромирово Евангелие приобрело значение общеславянского культурного памятника.

Совершенство каллиграфии и художественного оформления этой старейшей из всех сохранившихся датированных  книг свидетельствует  о быстром расцвете искусства книги в Древней Руси.

Древнерусские  летописи

Летописи – памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось по годам : летописцы последовательно фиксировали события, произошедшие в конкретный год. Появление первых исторических сочинений относится ко времени Ярослава Мудрого. Летописи создавались в Киеве и Новгороде, на их основе монах  Нестор в XI веке составил дошедший до нас летописный свод  «Повесть временных лет» (Начальная летопись), которая содержит изложение древнейшей истории славян, а также истории Руси до 1100 года.

Библиотека НИРО предлагает вам ознакомиться с книгой «Древнерусские летописи», в которой вы найдете текст Начальной летописи, а также Киевской и Галицко-волынской.

       
Древнерусские летописи /

под ред. В. Лебедева; перевод                                     

и комментарии В. Панова. – М. ;

Ленинград. : ACADEMIA, 1936. –

390 с. : ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

«Повесть временных лет» вошла в состав Лаврентьевской летописи, которая получила свое название по имени монаха Лаврентия, переписавшего ее в 1377 году. Летопись вместе с «Повестью временных лет» содержит описание событий, которые произошли в южно-русских княжествах, а затем – во Владимиро-Суздальской Руси. Полный текст «Повести» по Лаврентьевскому списку вы найдете в книге

Се повести временных лет

(Лаврентьевская летопись) /

сост., авторы примечаний                                         

и указателей А.Г. Кузьмин,

В.В. Фомин; вступит. статья

и перевод А.Г. Кузьмина. –

Арзамас : Изд-во АГПИ, 1993. –

383 с. : ил. – Вузовская и

школьная библиотека)

 
 Благодаря Лаврентию мы имеем не только самый древний список «Повести временных лет», но и единственный текст «Поучения Владимира Мономаха детям». «Поучение детям» Владимира Всеволодовича Мономаха обращено не только к детям – наследникам государственной власти, но и ко всем, кто его прочтет. С текстом «Поучения» и его переводом вы сможете познакомиться, перейдя по ссылке.

«Слово о полку Игореве» - литературный памятник XII века, в основе которого лежит историческое событие – неудачный поход Новгород-Северного князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году.

 

                Разворот издания

         «Слово о полку Игореве»

 

 Единственный список «Слова» дошел до нас в составе сборника, который хранился в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Имя автора и точная дата написания «Слова»  неизвестна. Большинство исследователей считают, что оно было создано в конце XII века.

 

Слово о полку Игореве /
пер. , предисл. и пояснения И. Новикова;
общ. ред.Н.К. Гудзия. – М. : Художественная литература, 1938. – 127 с.

 

 

«Житие Александра Невского», XIII век

Жизнеописание князя Александра Ярославовича, прозванного в народе за победы над щведами и немцами Невским и Храбрым, создано в начале 80-х годов XIII века. Полагают, что автор «Жития» принадлежал к домашним слугам князя Александра, впоследствии он стал монахом. В своих описаниях автор создал образ выдающейся личности, описав три подвига Александра: битву на Неве, ледовое побоище и поездку в орду.

                                       

                                                                            

         Александр Невский                                                                    Невская битва.

                                                                                                           Миниатюра XIV века

 

Древнейший (неполный) список «Жития» сохранился в составе Лаврентьевской летописи 1377 года, а полный текст представлен в начале Псковской второй летописи 1486 года, которая находится в Государственном историческом музее в Москве.

 

«Задонщина», конец XIV века.

Повесть из цикла произведений, посвященных Куликовской битве 8 сентября 1380 года. В этот цикл входят также «Сказание о Мамаевом побоище», некоторые летописные повести и др.

Тексты и переводы  данных произведений, а также  других памятников литературы, посвященных освобождению Руси от полуторавекового татаро-монгольского ига,  можно найти в нашей библиотеке.

 

Памятники литературы Древней Руси. XIV – середины XV века /
вступ. статья Д.С. Лихачева; сост. и общая ред.Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева. – М. : Худож. лит., 1981. – 606 с. Домострой,XIV век

 «Домострой» - один из известнейших древнерусских памятников литературы. В нем отражены идеалы духовной, социальной и семейной жизни, ярко показаны картины средневекового быта, описаны обряды, связанные с многовековыми русскими традициями.

 

Домострой: сборник /

 вступ. ст., сост. и коммент.

В. Колесова. – М. : Худож. лит.,

1991. – 319 с. –

 (Литература Древней Руси).

 «Хождение за три моря Афанасия Никитина», XV век.

«Хождение за три моря»  - широко известный памятник древнерусской литературы XV века, повествующий о подвиге отважного русского купца Афанасия Никитина, который в 1466 – 1472 годах совершил путешествие в Индию. В своих записках он описал быт и нравы далекой страны, жизнь ее народа.

 

Хождение за три моря
Афанасия Никитина /
предисл., подгот. текста,
пер. и коммент. Н.И. Прокофьева. – М. : Сов. Россия, 1980. – 208 с. : ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», 1672 – 1675 годы.

Протопоп Аввакум, увидев в церковной реформе, проводимую патриархом Никоном, измену древнему православию, выступил против нововведений, за что был предан анафеме и сослан в заполярный город Пустозерск, где, сидя в земляной тюрьме, написал свое знаменитое «Житие» - первое автобиографическое произведение в истории русской литературы. Творчество Аввакума оставило заметный след в русской культуре. Его сочинения эмоциональны и насыщены элементами живого русского языка.

 

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. – Горький :Волго-Вятское кн. изд-во, 1988. – 285 с. – (Нижегородская отчина).

 

 

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph