О том, как сегодня проходят экзамены в
школах, какие изменения ждут образовательную систему в плане аттестации
выпускников, и о личном отношении к экзаменам как форме контроля в интервью
исполняющего обязанности министра образования Нижегородской области Сергея Наумова.
Сергей Васильевич, в содержании
экзаменов — и ГИА, и ЕГЭ — что-то меняется с каждым
годом. Как сегодня обеспечивается объективность результатов и соблюдение
прав участников экзаменов? Есть ли нововведения?
Безусловно, задача повышения независимости
и объективности проведения экзаменов является для нас приоритетной. Еще
в 2009 году для контроля за ходом проведения ЕГЭ появилась
система общественного наблюдения. Так, в текущем году министерством
образования Нижегородской области в качестве общественных наблюдателей
было аккредитовано более 1800 человек: родителей учащихся, представителей
общественных организаций, средств массовой информации и т. д. Процедура сдачи экзаменов является
открытой, поэтому наблюдатели никого не удивляют. С другой стороны,
чем меньше людей присутствует на самом экзамене, тем спокойнее
и увереннее чувствует себя подросток, ведь лишнее волнение отвлекает
и мешает настроиться на рабочий лад.
Из нововведений этого года, также
направленных на повышение объективности экзаменов, можно назвать
пропускной режим участников ЕГЭ на входе в пункты проведения
экзаменов (ППЭ) с использованием металлодетекторов. Цель одна: обнаружение
мобильных телефонов, которые нельзя проносить на экзамен. Пресечь
использование мобильных устройств, а также возможность списывания призвано
видеонаблюдение, которое также обеспечивается с этого года на всех
этапах проведения ЕГЭ. Как мы видим, условия становятся все
жестче, что, безусловно, создает дополнительный стресс для ребят. При всей
необходимости соблюдения норм и обеспечения равных прав для всех
выпускников нельзя забывать о конкретном школьнике и его комфорте.
При дополнительном волнении он может написать экзамен не совсем так, как
ему хотелось бы, как бы он мог, был способен.
Каковы перспективы ЕГЭ? Сегодня много
говорится о реформе экзамена, его модернизации.
Все это означает то, о чем
я говорил еще восемь лет назад: учитель будет вынужден идти навстречу
ученикам, а это значит, что он будет «натаскивать» на ЕГЭ
по тому предмету, который он преподает, хотим мы этого или не хотим.
В результате страдает сам учебный процесс, подача знаний как таковых.
Если же те изменения, которые сейчас намечаются, будут проведены,
то это частично может изменить подход и к ГИА, и к ЕГЭ. Так,
со следующего года планируется, что при поступлении в вузы будет
учитываться средний балл аттестата. Если это будет так, то и ребенок,
и учитель будут заинтересованы в том, чтобы по каждому предмету
была достойная оценка. И это только первый шаг, он половинчатый,
но очень положительный. В этой ситуации школьник будет стараться
осваивать не только те четыре предмета, экзамены по которым он
планирует сдавать, но и другие предметы школьной программы. Это очень
важно еще и потому, что далеко не всегда старшеклассник
к завершению обучения в школе может четко определиться с вузом
и будущей профессией, а вынужденная нацеленность на ограниченное
число предметов лишает ребят выбора, альтернативы поступления, возможности
попробовать себя в других сферах деятельности.
Можно сказать, что у ЕГЭ есть две
стороны. Первая решила проблему поступления в вузы, однако вторая привела
к сужению знаний учащихся, ограничению их подготовки только
по необходимым им для поступления предметам в ущерб всей остальной
школьной программе. Что происходит в последние два-три года учебы
современного российского школьника? Он учит только несколько предметов,
и получается, что мы сами себя загоняем в угол. Мы, конечно,
опомнимся и постепенно начнем менять эту ситуацию, но будет уже
поздно. Существует опасность потери классической подачи знаний,
а допустить этого никак нельзя. В нашей стране поколениями
создавалась система, которая давала человеку возможность при попадании в
сложную ситуацию переориентироваться, найти выход, реализовать все свои навыки.
Сейчас работает целая группа
по разработке проекта введения со следующего года сочинения
в качестве обязательного экзаменационного испытания. Это поручение дано
президентом, механизм разработан, и со следующего года выпускники, скорее
всего, начнут сдавать сочинение: в декабре — 1‑й поток,
в феврале — 2‑й.
Экзамены по выбору — что
сегодня наиболее востребовано выпускниками? Можно ли говорить
о каких-то тенденциях? Что выбирают чаще всего?
Самое большое число выпускников нашего
региона выбирает обществознание и физику. Это тенденция нескольких
последних лет. Меньше всего сдают немецкий или французский языки, английский
язык стабильно занимает высокий уровень в рейтинге востребованности.
В этом отношении меня очень радует интерес к физике, который сегодня
есть у наших школьников. В нашем городе и регионе в целом
специалисты со знанием физики, радиофизики, радиоэлектроники очень
востребованы. Другое дело, я повторю еще раз, что зачастую к 11‑му
классу школьник еще не может решить, чем ему заниматься, кем он хочет
быть. Дело еще в том, что при выборе того или иного предмета зачастую
решающую роль играет то, какие предметы востребованы сегодня вузами. Мы сдаем
то, чего от нас хотят. И когда вуз неожиданно меняет один предмет
на другой, выпускник оказывается заложником ситуации, потому что несколько
лет усиленно учил, например, химию, а вуз решил в самый последний
момент учитывать результат ЕГЭ по биологии.
Как сегодня обстоит ситуация
с переходом из девятого в десятый класс? Все ли школьники
продолжают обучение в старших классах?
Я думаю, что со следующего года
ситуация может немного поменяться. С этого года те, кто собирается
поступать в вузы после техникумов, сдают не ЕГЭ, а экзамены в классической
форме. Поэтому в этом году мы наблюдаем большой приток в техникумы после
девятого класса по сравнению с прошлым годом. Это введено впервые
с целью, на мой взгляд, осознанного получения высшего образования,
более качественной подготовки специалистов. После техникума человек идет
в вуз целенаправленно и берет то, что ему нужно.
Если вернуться к вопросу защиты
от списывания на экзамене — сегодня это одна из самых
обсуждаемых тем…
Все это — лишь следствие общей
болезни механизации самой формы экзамена. Поэтому все попытки пресечь
списывание — это попытка лечить следствие, а не причину. Раньше
была другая проблема — предвзятое отношение учителя к экзаменуемому.
Существовали разнообразные способы решения этой проблемы, и самое
главное — в этой ситуации вероятность подмены твоих знаний гораздо
меньше. В случае прямого списывания с ЕГЭ никто не задействован,
никто никому ничего не должен, и в этом весь ужас ситуации.
Возникает вполне закономерный вопрос: «Зачем учиться, если нужно просто уметь
списывать?» Ситуация же сдачи экзамена один на один дает понять
истинный уровень знаний, и тогда приходится учиться по-настоящему. Поэтому
я могу сказать, что камеры, всевозможное ужесточение мер — это
не может радовать, однако в сегодняшней ситуации без этого, наверное,
нельзя.
Повторю еще раз, самое страшное —
это деградация учебного процесса в школе. Все остальное можно еще
пережить, скорректировать. Последние годы наша область пишет ЕГЭ
на достаточно хорошем уровне, мы стоим в числе лучших регионов.
Из 13 предметов у нас по одиннадцати показатель выше,
чем средний по России. Но это не потому, что мы такие умные,
а потому что мы самые последние приняли форму ЕГЭ. У нас еще работают
учителя старой закваски, дающие систему знаний, глубокий классический подход
подачи материала по всем предметам. Придет время, и мы будет писать
так же, как и все, если ничего не изменится.
Источник