Что такое школьный буллинг?
Школьный буллинг – длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). (Дэвид Лейн и Эндрю Миллер (2001 г.)
Причины буллинга:
- ошибочное представление о том, что агрессивное поведение допустимо;
- желание заслужить авторитет в глазах друзей и сверстников;
- желание привлечь внимание влиятельных взрослых;
- скука;
- вымогательство;
- компенсация за неудачи в учёбе или общественной жизни, а также от давления родителей;
- хулиганское поведение может также быть характерным для детей, которые стали жертвами жестокого обращения или отсутствия внимания.
Какие дети чаще всего подвергаются школьному буллингу?
- физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
- особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;
- особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
- неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;
- страх перед школой;
- отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);
- болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;
- низкий интеллект и трудности в обучении.
ПОВЕДЕНИЕ (ЖЕРТВЫ):
- большую часть времени проводит один (одна);
- не может принимать участие в играх одноклассников;
- часто тайком плачет;
- все чаще забывает дома школьные вещи;
- у него (нее) падает интерес к учебе;
- из дома уносит деньги и ценные вещи;
- часто опаздывает на уроки;
- часто обращается в медицинский кабинет к сестре или врачу;
- не хочет ходить в школу;
- вынужден (вынуждена) носить книги и сумки других школьников;
- становится «мальчиком на побегушках» для других;
- ведет себя так же, как и те, кто его (ее) запугивает.
ОКРУЖАЮЩИЕ УСЛОВИЯ (ЖЕРТВЫ):
- всегда окружен (окружена) группой детей (обычно тех, кто запугивает);
- игнорируется большей частью класса;
- постоянный объект насмешек;
- постоянно подвергается издевательству, когда отвечает на уроке;
- постоянно видит оскорбительные слова, обращенные к нему (к ней), написанные на доске и на стенах;
- его (ее) парта стоит в стороне от остальных парт в классе;
- часто подвергается избиению.
- ВНЕШНИЙ ВИД И ПОВЕДЕНИЕ (ЖЕРТВЫ):
- может быть порвана одежда, оторваны карманы или пуговицы, на одежде следы ботинок;
- школьный портфель в плохом состоянии, часто пропадают вещи;
- на парте и стуле вырезаны оскорбления;
- школьная эмблема повреждена или оторвана;
- носит с собой слишком много денег;
- на теле синяки, лицо бледное, распухшие от плохого сна глаза;
- по утрам часто сказывается больным, чтобы не ходить в школу;
- плачет по ночам;
- обычно мрачное выражение лица, часто отсутствующий взгляд, старается не смотреть в глаза, иногда притворяется веселым (веселой).
Поведение взрослого:
- Взрослый в школе может непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать такому поведению путём:
- унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях;
- негативные или саркастические высказывания по поводу внешности или происхождения ученика;
- устрашающие и угрожающие жесты или выражения.
Технология реагирования на выявленные либо установленные факты буллинга (травли)
- При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования специалист сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.
- Администрация, совместно с психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
- Непосредственная работа с жертвами и преследователями
Психологические аспекты профилактики буллинга
В отношении постстрессовых последствий буллинга первичная профилактика реализуется по трем направлениям:
- Создание условий недопущения буллинга.
- Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями.
- Укрепление защитных сил личности и организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей и подростков, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.
|