Драгунская, К. Колокольников - Подколокольный: повесть //Октябрь. – 2017. - №1.
Щемящая московская повесть, соединяющая для героев время позднесоветской юности и современную зрелость, как два
созвучно названных переулка, между которыми и началась вся эта история.
Повесть Ксении Драгунской позволяет расслышать самые непривычные и нелогичные
жизненные созвучия – дает проявиться связи между последней утратой и шансом на
новую судьбу, между верностью детской дружбе и умением быть настоящим взрослым,
между фейсбучными войнами и идеологической цензурой,
между обездоленностью и счастьем.
Крусанов, П. Трещина в небе: рассказ // Октябрь. – 2017. - №1.
Визионерский случай на охоте – небеса в рассказе разверзаются и схлопываются так внезапно, что не успеешь понять, где в
этом живописном весеннем лесу ворота в непознанное.
Кабаков, А. SMS – проза //Октябрь. – 2017. - №1.
Цикл микрорассказов (начало см. в
«Октябре», 2016, № 8) о столкновении и синтезе культурных ментальностей
– мастера художественного слова и обывателя со смартфоном.
Маркиш, Д. Батый : рассказ // Октябрь. – 2017. - №1.
Притча об Израиле как стране блаженства – уготованного
переживающему невиданные перевороты судьбы старому маргиналу.
Снегирёв, А.
Занятие, достойное мужчина : Охотничий триптих // Октябрь. – 2017. - №1.
Игровой складень из небольших рассказов, в которых рефлексирующий писатель надевает брутальную маску охотника
– а ирония этой игры воплощается в образе неловкого, трагикомического героя.
Элтанг, Л. Зое : отрывки из романа //Октябрь. – 2017.
- №1.
Завораживающий слог Лены Элтанг
превращает судьбу, полную невысказанных страхов и поздних сожалений, в
изысканную, наполненную чувством и вкусом жизни, поэму воспоминаний, связанных
с укромными уголками европейской Аркадии.
Демидов, О.
Анатолий Мариенгоф : драма в пяти действиях //
Октябрь. – 2017. - №1.
Публикация фрагментов книги «Первый денди Страны Советов»,
посвященной мало изученной деятельности Мариенгофа-драматурга.
Бочков, В. Обнаженная натура : роман // Октябрь. – 2017. - №2.
Артистичный детектив, начало которого завязывается в элитной
высотке брежневской Москвы, а развязка готовится в современных лофтах Нью-Йорка.Писатель и
художник из США Валерий Бочков – новое яркое имя в русской беллетристике,
лауреат «Русской премии». Герой его остросюжетного романа «Обнаженная натура» –
молодой художник-идеалист, делающий первые шаги в настоящей любви и серьезной
графике, – на личном опыте узнает, как связаны великие сюжеты искусства с
советской обыденностью и почему переживание красоты так близко к памяти о
смерти.
Попов, Е.
Революция: Политизированный
рассказ о любви 18+ // Октябрь. – 2017.
- №2.
Мастер сатирической постмодернистской прозы Евгений Попов
разворачивает полемику об историческом весе и цене перемен в рассказе,
посвященном столетию Великой Октябрьской революции.
Лебедева, В.
У него «бентли». Скайп :
рассказы // Октябрь. – 2017. - №2.
Реалистически цепкие рассказы Виктории Лебедевой рассказывают о
том, как мало вложений и как много душевных сил требуют настоящие перемены в
обыденной жизни современных людей.
Хафизов, О.
Конь-камень : рассказ // Октябрь. – 2017. - №2.
Олег Хафизов измеряет расстояние между магией легендарного
прошлого и технологиями будущего в фантастическом рассказе о журналисте, на
себе опробовавшем одну опасную новацию исторического заповедника.
Эдин, Е. Ракета и баржа. Репетиция парада.
Родина : рассказы // Октябрь. – 2017. - №2.
Острая печаль и нежность к жизни разлиты в рассказах молодого
красноярского писателя Евгения Эдина. Это голос
поколения тридцатилетних, ищущих невозможный компромисс между общественной
идеологией успеха и личными ценностями.
Ведельсбю, Я. Охота за тенью :роман:
перевод с датск. Е. Фетисова // Октябрь. – 2017. -
№3.
Якоб Ведельсбю дебютировал как романист в начале двухтысячных,
сегодня он – председатель Союза писателей Дании. Публикуем перевод его нового
романа «Охота за тенью». Это остросовременный политический детектив,
позволяющий нам вместе с героями пронестись по всей Европе, заглядывая в
таинственные уголки старых городских центров и частные особняки.
Герой-журналист в столкновении с могущественными организациями, определяющими
будущее европейской цивилизации и стран третьего мира, надеется не только
решить главные вопросы современного общества, но и исцелить личные душевные
травмы.
Гедеонов, А. Вайда. Ее жонглер. После зимы : рассказы // Октябрь. – 2017. - №3.
Рассказы фантаста Алексея Гедеонова открывают портал в библейскую
древность, духовное напряжение Средневековья и обаяние старой Европы. Но куда
бы ни забросил нас писатель, в его живом и полноэкранном мире мы чувствуем себя
современниками описанных им событий – не сразу понимая, что стали действующими
лицами бессмертного мифа.
Киров, А. Рыбацкие
рассказы // Октябрь. – 2017. - №3.
Цикл рассказов Александра Кирова приглашает пережить одно из главных
мужских увлечений как ритуал перехода в новую жизнь, а может быть, и иное
измерение бытия.
Киркиж, И. Бабье лето : рассказ // Октябрь. – 2017. -
№3.
Молодая писательница Инга Киркиж пытается справиться с напряжением «бабьего лета»
женской судьбы – и примирить созревшую дочь с так и не повзрослевшей матерью.
Евсеев, Б. Чукотан : повесть // Октябрь. – 2017. - №4.
«Арктическая повесть» Бориса Евсеева переносит нас на самый край
Российской Империи, куда плывут на последнем перед долгой зимой пароходе агенты
революционного подполья. В Ново-Мариинске – ныне Анадыри, центре Чукотского автономного округа – дерзких
героев повести ждет своя история переворота: и политического, и духовного.
Страсть революции, как и любовная страсть, выкаливается и очищается на ледяных
просторах, так что и Чукотка вдруг покажется «раем небесным, – диким, чистым,
холодным! Вымораживающим тело, зато до белизны очищающим душу».
Декина, Ж. Метан : повесть // Октябрь. – 2017. - №4.
С миссией культурного переворота отсылает свою героиню из Москвы в
родной Прокопьевск Кемеровской области Женя Декина.
Молодая писательница, финалист премии «Радуга» и лауреат премии «Звездный
билет», она живо интересуется судьбами юношей и девушек, оказавшихся на краю
общества, и ищет пути их благополучной социализации. Ее повесть сочетает
чувствительность беллетристики и остроту очерка и похожа на колоду карт, в
которой каждая как будто условная фигура персонажа оживает для нас благодаря
раскрытию ее тайной душевной силы.
Левитан, М.
Самое короткое путешествие : рассказ // Октябрь. – 2017. - №4.
Писатель и режиссер Михаил Левитин запечатлевает остроту
переживаний внезапно отставленного от дел театрального мастера, для которого
переход от занятости к видимой свободе -
все равно, что переход от жизни к умиранию.
Хургин, А. Исчезновения: Сырость. Сервиз. Салат. Памятник : рассказы // Октябрь. – 2017. - №4.
Цикл рассказов Александра Хургина
завораживает сходством с глубоким, вещим сном. Короткими, сухими предложениями,
как тяжелыми шагами, он меряет пространство личной утраты – создает карту
«исчезновений», обернувших рядовых людей, запутавшихся в сигналах судьбы, почти фантастических потеряльцев.
Кузнецов, С. Учитель Дымов : роман // Октябрь. – 2017. - №5.
Это внимательная и подробная история о времени и о людях внутри
времени, но в конечном счете о любви, которая (случается и такое) представляет собой постоянную величину,
невзирая на события и обстоятельства. Ибо всё в человеке, а не вовне, от
человека и зависит.
Роман, который автор считает коротким – очевидно, по
сравнению со своими книгами «Хоровод воды» и «Калейдоскоп: расходные
материалы», – публикуется в двух номерах. Окончание читайте в июньском
выпуске. История,
начатая автором в 2014 году и дописанная в 2017-м, подходит к концу – и вместе
с тем подходит к концу жизнь главных героев.
«Когда-то будущего было много –
собственно, вся жизнь, но с каждым годом оно сжималось, как высыхающая губка,
забытая в темном углу кухни, скукоживалось, как осенний кленовый лист, сжатый
между страниц книги, пряталось в свою раковину, как испуганная улитка-высуни-рога, только тронешь, и – хоп! – уже нет,
скрылась, завернулась в известковую спираль, только что было – а вот уже и нет»
Былецкий, Д. Рассказы // Октябрь. – 2017. - №5.
Два рассказа Дмитрия Былецкого,
молодого писателя из Санкт-Петербурга, одновременно реалистичны и
абсурдны. Может быть, потому, что в современных условиях само понятие
реальности себя дискредитировало, и даже маленькое смещение ее способно увезти
героя в параллельный мир на обычном городском троллейбусе или на метро.
Арабов, Ю.
Война миров : стихи // Октябрь. – 2017. - №5.
Юрий Арабов, знаменитый сценарист, лауреат многих престижный
литературных и кинематографических премий и постоянный автор журнала,
представляет поэтический цикл «Война миров». Его реальность поглощена
войной. И никак невозможно говорить о войне, не говоря о свободе.
Осокин, Д.
Арзамас: поэма // Октябрь. – 2017. - №6.
Автор стряхивает коврики перед отъездом (ТУЕМАДОН ИКЕЛЕ ЧУКАН
КИЯКСПАЦЯТ), поедает пирожки на ощупь в темном автобусе с замерзшими окнами
(КЕЛЬМЕЗЬ ВАЛЬМА МАРТО ЧОПОДА ЧОПОДА БУССО ШТЮП-КАП
СЭВАН ПРЯКИНЕТНЕНЬ) и пересекает площадь в обеденное время (ТАН ПЛОЩАДЕНТЬ ЧИКУНШКАНЬ
ЯРСАМО ШКАНЕ), а ящерица уехала на свадьбу к племяннице в город Перевоз
(МЕТЬКАЗОМ ТУСЬ ПЕРЕВОЗ ОШОВ ПАТЯНЗО ТЕЙТЕРЕНТЬ МИРДЕНЕНЬ МАКСОМО).
Молодцова, М. Два шага : рассказ // Октябрь. – 2017. -
№6.
В предисловии к документальному рассказу «Два шага» Марии Молодцовой, своей литинститутской ученицы, Павел Басинский пишет: «читатель этого короткого рассказа,
конечно, сразу поймет, что эта вещь написана в женской колонии. Где Мария
находится уже не первый год и по очень тяжелой и неприятной статье. Так уж
случилось… Судьба ли виновата? Сама ли она?»
Тем не менее, Мария Молодцова продолжает
жить, работать – и не ищет виноватых.
«Очень трудно писать рассказы, когда украл у самого себя несколько
лет жизни. И трудно писать, когда вокруг – сплошь… люди».
Бобылёва, Д. Вьюрки : роман // Октябрь. – 2017. - №7.
Плох тот дачник, кто никогда не мечтал спрятаться от сумасшедшего
внешнего мира среди уютной пригородной зелени - там, где никакого интернета,
куда начальство не дозвонится, потому что «ушел сигнал», где каждый день
шашлычок, рыбалка и спелая клубника с кулак, и лето не кончается. Но осторожно
– мечта может сбыться. В один прекрасный день небольшое дачное товарищество
просыпается и обнаруживает себя в положении совершенно безвыходном – то есть
буквально, вместо выезда теперь лес, связь с внешним миром оборвана, и не летит
на выручку экспедиция МЧС в голубом вертолете. Вдобавок соседей как подменили –
и ту интеллигентную бабушку, с которой вместе смотрели любимый сериал по
вечерам, и того заядлого грибника, что живет через забор. И уже не до шашлыков
и не до грибов, а чтобы пойти на рыбалку требуется теперь определенное
мужество. Проклятое лето длится и длится, длится и длится – который месяц.
Старые соседи пропадают – а их место постепенно занимают новые. Кто они? И кто
знает – может быть, неслучайно эта дачная аномалия появилась в печати именно
таким аномальным летом, как нынешнее?
Бондарева, А. Female : рассказ
// Октябрь. – 2017. - №7.
Рассказ Алёны
Бондаревой переносит читателя в маленький датский городок. Танго – парный
танец. Для него нужна правильная обувь и правильная атмосфера, но куда
важнее выбрать правильного партнера. Однако обстоятельства порой
складываются таким образом, что больше не хочется выбирать – никогда, и, будь
ты хоть сто раз женщина, но уже не можешь допустить, чтобы тебя вели.
Жданов, А.
Хороший и добрый мужчина : рассказ // Октябрь. – 2017. - №7.
Рассказ Александра Жданова посвящен вечной теме благих намерений,
которыми вымощена дорога сами знаете куда. И прихотливому устройству нашей
армии – тоже, можно сказать, вечная тема.
Геласимов, А. Камчатка : повесть // Октябрь. – 2017. -
№8.
Повесть Андрея Геласимова является
частью большого нового романа «Роза ветров» об исследователе Дальнего Востока
Геннадии Ивановиче Невельском. «Камчатка» – это исторически точный рассказ о
ежедневном подвиге человека, который верен своему делу и каждую минуту, при
любых обстоятельствах, готов держать ответ за собственные поступки.
Кочергин, И.
Средь долины Тавазэнта : повесть // Октябрь. – 2017.
- №8.
Вера движет героями повести Ильи Кочергина. Это может быть вера в
Бога – и даже не твоя личная, а вера человека, от которого ты зависишь по
рождению; это может быть вера в сказку, в лучший мир, словно бы созданный для
того, чтобы любоваться им и приходить в восторг; это может быть вера в свою
счастливую звезду или даже в силу собственного любопытства. Под действием этой
веры мир меняется, выправляется и перестает быть враждебным. Даже оружие в этом
исправленном мире способно быть не орудием убийства, а средством коммуникации –
и не важно, что там накрутила по всем вопросам наша суматошная техногенная
цивилизация. Оказавшись внутри этого повествования, почувствуйте его ритм –
медленный ритм для медленного прочтения. «Великие походы к великим целям» бывают
и такими.
Городецкий,
В. Ковчег : повесть-антиутопия // Октябрь. – 2017. - №8.
Владислав Городецкий, молодой прозаик из Санкт-Петербурга, в
короткой антиутопии «Ковчег» продолжает и тему веры, и тему путешествий. За
гротескными чертами будущих моральных катастроф, как это часто случается в
антиутопиях, отлично прочитывается путь, по которому движется современное
общество.
Романовская,
Л. Сиблинги : повесть // Октябрь. – 2017. - №11.
Социальность присуща не
одному только реализму – что доказывает Лариса Романовская в новой повести «Сиблинги», уводя героев в параллельный искусственный мир –
очень тесный, очень компактный и очень стабильный. Наделенные полномочиями
влиять на чужие судьбы, все сиблинги рано или поздно
задаются вопросом, возможно ли изменить собственную жизнь – там, в реальности,
которая тоже никуда не делась? Со взрослыми всегда сложно – трудно бывает
ладить с родителями, с учителями и соседями, однако у героев повести задачка
куда сложнее – как-то договориться со взрослыми-собой.
Кетро, М. Дора становится
взрослой : рассказ // Октябрь. – 2017. - №11.
Марта Кетро в очередной раз показывает,
что границы между так называемым «детским» и так называемым «взрослым» текстами
призрачны. Рассказ «Дора становится взрослой»,
посвященный тонкостям девичьего взросления и обстоятельствам первой
гормональной встряски, – это отрывок будущего «взрослого» романа.
Игнатова, А.
Джин Сева : рассказ // Октябрь. – 2017. - №11.
Анна Игнатова, продолжая в рассказе «Джинн Сева» неисчерпаемую
тему Аладдина, золотой рыбки и цветика-семицветика, в
конце концов приходит к вопросу, нужно ли пытаться делать доброе дело, если
попытка эта заранее обречена на неуспех.
Лукьянов,
А. Рассказы // Октябрь. – 2017. - №11.
Два коротких рассказа Алексея Лукьянова – «Буратино идет в школу»
и «Устный счет» – посвящены маленьким вундеркиндам-акселератам, которым
современный мир так мало оставляет места для сказки и чуда – а сказка и чудо
всё равно как-то просачиваются.
Грантс, Я. Кубок Будапешта : рассказ // Октябрь. –
2017. - №11.
Янис Грантс в рассказе «Кубок Будапешта» пишет о современных
подростках в большом спорте. Взрослый цинизм и детские фантазии – всё здесь
смешано и всё в равной степени важно.