3
8
9
Подразделения

История кафедры

История кафедры естественнонаучного образования

В 90-е годы XX века  в институтах усовершенствования учителей начался переход на кафедральную систему. Объяснялось это значительными изменениями системы повышения квалификации педагогических кадров, которой пришлось вынести двой­ную нагрузку: с одной стороны, необходимо было реализовать потенциал самой системы, а с другой — оперативно отреагировать на происходящие в стране изменения.

В июне 1990 года в Горьковском институте усовершенствования учите­лей была открыта кафедра естественно-математических дисциплин; пер­вым ее заведующим и — по сути — основателем стал кандидат физико-математических наук, доцент Владимир Николаевич Горшенков. На первых парах на кафедре были представлены различные школьные дисциплины — математика, физика, химия, биоло­гия, география.

Создание кафедральной системы означал необходимость ведения ею научных исследований. Традиционно кафедрой выбирается одно направление исследования. Осуществить это на данной кафедре было делом непростым. Нужно было искать интегративное начало. К тому же на тот момент, кроме кафедральной системы в институте продолжали работать предметные кабинеты, которые закрывали информационное поле с методической точки зрения и стабилизиро­вали управленческую вертикаль системы образования. Курсы, организуе­мые сотрудниками кабинетов, всегда отражали самые последние нововве­дения — от инструкций министерства и методических рекомендаций Ака­демии образования до передового опыта учителей области.

Вновь организованные кафедры должны были повести научные иссле­дования в области преподавания. В этот период на разных уровнях очень остро стали подниматься экологические проблемы. Они стали обсуждаться и обеспечили имидж многим обществен­ным деятелям. Среди ученых следует назвать Ивана Дмитриевича Зверева, Ирину Николаевну Пономареву, Анатолия Никифоровича Захлебного, Ирину Трофимовну Суровегину и др.  В нашем городе это связано с именем замечательного ученого, сподвижника экологического провещения и активного деятеля - профес­сором педагогического института Г. С. Кулинич.  Под ее руководством была объединена группа ведущих преподавателей нижегородских вузов — университета, педагоги­ческого, медицинского, строительного, сельскохозяйственного институтов и НИУУ, а также специалистов городского и областного комитетов по охране природы и рациональному природопользованию. Их силами стали проводиться первые так называемые «экологические школы». Работа ученых имела успех как среди педагогов, так и среди руководителей образовательных учреждений. Сотрудникам же кафедры естественно-математических дисциплин она помогла более глубоко вникнуть в суть проблем экологического образования. Экологизация естественнонаучных дисциплин и стала основным научным направлением деятельности кафед­ры.

 Выбранное научное направление предопределило изменения в содер­жании естественных дисциплин. Стали создаваться экологические факуль­тативы и спецкурсы и начало пересматриваться содержание школьных естественнонаучных дисциплин

Программы факультативов и спецкурсов были направлены, в основ­ном, на освоение учащимися новой экологической информации и отработ­ку новых экологических практик. Первая программа факультатива была разработана по запросу учителя биологии Чернухинской средней школы Арзамасского района А. В. Кашичкиной. Позднее были созданы факульта­тивы на основе апробируемого пособия М. О'Коннор «Свет жизни».

Большую поддержку в развитии научного направления деятельности кафедры оказал только что организовавшийся в то время Фонд Сороса (позднее переименованный в Институт «Открытое общество»). В рамках поддержанной им программы были написаны и изданы первые учебно-методические пособия по экологическому образованию, авторами которых стали ведущие преподаватели ННГУ, НГПУ и НИРО (например, «Природопользовадие» (авт. — Г. С. Камерилова, Н. Ф. Винокурова, В. В. Николина) и учебно-методический комплекс к нему, «Полевой экологический практикум» (авт. — М. А. Кузнецова и др.), «Школьная экологическая лаборатория» (под ред. Д. Б. Гелашвили и И. М. Швец), «Введение в экологию человека» (авт. — Н. А. Добротина и И. М. Швец), сборник программ «Экологическое образование школьников» (под ред. Л. Н. Шиловой и И. М. Швец)).

К началу 90-х годов базовые школьные много раз модернизировались и изменялись путем добавления новых тем, разработанных в соответствии с современными научными достижениями, были уже пересыщены информацией экологического содержания. В то время как учебного времени на последователь­ную отработку и закрепление материала оставалось все меньше. Сокращалось количество практических и лабораторных занятий. Все это не мог привести к качественному улучшению содержания учебных курсов.

В этот период на кафедре, под руководством  Ирины Михайловны Швец (вторая заведующая кафедрой естественнонаучного образования) проводилось большое количество научных семинаров. Анализ учебных курсов школ привел к необходимости осознания и пересмотра структуры их содержания, помогая изменить у учащихся способ познания в соответствии с современной познавательной моделью. Данный путь стал осваиваться профессорами кафедры, пригла­шенными из других вузов города: химии — Вениамином Александровичем Яблоковым, физики - Валерием Вячеславовичем Новиковым, а в биологии — Ириной Михайловной Швец. Это способствовало пересмотру названия кафедры и изменению методического оснащения преподава­ния предметов, курируемых кафедрой. С 1998 года кафедра стала называться кафедрой естественно­научного образования. Была разработана концепция развития такого обра­зования и представлена новая системная организация предметов. 

Среди важных аспектов экологического направления развития его структуры и содержания следует назвать область «Экология человека», которая в тот момент широко изучалась и  формировалась в отдельное направление «валеология» С целью развития выбранного научного направления при кафедре постоянно работают лаборатории. Вначале в лаборатории обновления содержания действовал сектор экологического содержания, затем — сектор естественнонаучных дисциплин. Так была создана лаборатория «Проблем здоровья в образовании» (рук. — О. С. Гладышева). По сути и лаборатория развивающего обучения, в «выросшая» в кафедру педагогики и современных образовательных технологий, воз­главляемую Г. А. Игнатьевой, появилась не без участия сотрудников кафедры естественнонаучного образования.

Результаты научных разработок сотрудников кафедры воплощаются, с одной стороны, в опытно-экспериментальной работе, с другой — в учебной деятельности, создании новых спецкурсов, семина­ров, работе педагогических мастерских.

Несколько лет сотрудники кафедры участвовали в программах Института «Открытое общество» по апробации экологических учебников (компьютерный курс С. В. Комова с соавт., «Основы экологии и природо­пользования» Н. М. Черновой с соавт., а также учебно-методический комплекс программы «Педагогика здоровья»).

Кафедра координировала работу общеобразовательных учреждений по апробации новой модели школы «Экология и диалектика».

Были созданы и апробированы:

  • по физике – программы (проф. В. В. Новиков, ст. преподаватель Л. А. Винокурова); по разработке физического эксперимента (доц. А. Ф. Беленов); по химии на основе системного подхода (проф. В. А. Яблоков);
  •   по биологии — УМК В. И. Сонина для общеоб­разовательных школ и Козлова и В. Г. Дольника для школ с углубленным изучением (ст. преподаватель Е. В. Алексеева);
  • по химии — по программам Г. И. Шелинского (доц. Е. Ю. Грудзинская); по курсу «Естествознание» И. Ю. Алексашиной и В. И. Орещенко (доц. Е. Ю. Грудзинская);
  • программы И. М. Швец «Культура здоровья» (доц. И. М. Швец);
  • системной организации школ, работающих по программам «Здоровье» (доц. И. М. Швец). Данная экспериментальная площадка объединяет образовательные учреждения Большемурашкинского района и является областной.

Позднее, в связи с переходом на новый РБУП (2004 год), преподавателям кафедры пришлось проводить серьезную поисковую работу по созданию предметов, поддерживающих  этот документ, и также решающих проблемы экологического воспитания и обучения школьников на краеведческом уровне. Так были в начале созданы программы, а потом тетради для учащихся и учебные пособия по «Географическое краеведение. Нижегородская область. 6 класс» и «Биологическое краеведение. Нижегородская область. 6 класс». Авторами которых стали преподаватели кафедры, ученые и педагоги Нижегородской области.

Учебная работа кафедры состоит как в обеспечении внедрения соб­ственных научных разработок, так и в предоставлении возможности школьным педагогам определить индивидуальную «траекторию» повыше­ния профессиональной компетентности. На кафедре действовала и действует система различных видов курсовой переподготовки. Первичное знакомство учителей с основными проблемами современной педагогики происходит на проблемных семинарах. Среди них — «Полевой экологический практикум» (который возобновляется и сейчас), «Физика природных явлений», «Эксперимент в физике и естествознании», «Космос в естествознании и культуре», «Химия и экология», «Проблемы экологического образования», «Возможности опытно-экспериментальной работы в преподавании естественнонаучных дисциплин» и другие.

Многие проблемные семинары послужили основой для спецкурсов в составе основных квалификационных курсов, проводимых еже­годно для преподавателей физики, химии, биологии и географии. Квали­фикационные курсы строятся на основе запросов слушателей. Вариативная часть составлена из разных спецкурсов и консультаций и, как правило, затрагивает наиболее сложные методические, психолого-педагогические и теоретические проблемы в преподавании соответствующих дисциплин. Также вариативны и выпускные работы. Слушателям предлагается порабо­тать над темами, наиболее актуальными именно для них в данный период времени.

На кафедре реализуются разные виды курсов:

  • по проектированию уроков
  • педагогические мастерские
  • стажировки и др.

Деятельность сотрудников кафедры в системе повышения квалифика­ции не ограничивается научной и учебной работой, а включает и органи­зационную. Это подразумевает внедрение научных разработок в учебный процесс в школе, взаимодействие с методистами районных управлений (отделов) образования и председателями метод объединений. Была разработана система прохождения квалификацион­ных испытаний на высшую категорию, зарекомендовавшая себя как демократичная и не ни одного нарека­ния ни со стороны учителей, ни со стороны органов управления образова­нием. Публикация материалов аттестации в центральном российском методическом журнале «Химия: теория и методика преподавания» свиде­тельствует об их востребованности и в других регионах.

Стали традиционными научно-практические конференции «Естест­веннонаучное образование в школе: состояние и перспективы», конферен­ции по программам «Здоровье» в образовании. Сотрудники кафедры постоянно входят в состав оргкомитетов научно-практических конферен­ций по экологическому образованию и воспитанию.

Сотрудниками кафедры организовывались педагогические фестивали. Так второй педагогический фестиваль «Экология и будущее наших детей» проводился в год десятилетия кафедры. Во время его подготовки, которая длилась в течение года, были организованы 10 конкурсов, позволивших выявить и лучших педагогов, и лучшие педагогические коллективы, развивающие в школах экологическое на­правление. Сотрудники кафедры также активно участвовали в проведении трех фестивалей европейской науки (научный руководитель — канд. физи­ко-математических наук, доцент НГТУ Б. В. Булюбаш). Организация фестивалей способствовала упрочению связей с педагогами школ не только Нижегородской области, но и других регионов России, а также с препо­давателями ИНГУ, НГТУ, НГПУ, НГМД, НГСХА, НГАСУ и др., специа­листами общественных и государственных экологических организаций («Дронт», «Стрикс», «Зеленый парус», департамента по охране природы и управления природопользованием, Государственного комитета по охране окружающей среды Н. Новгорода, департамента природных ресурсов по Приволжскому региону), а также сотрудниками Нижегородского планета­рия.

 Новые дистанционные технологии определяют ближайшую перспективу развития научных разработок кафедры. Уже на настоящий момент на кафедре созданы и внедрены в образовательный процесс дистанционные курсы для учителей физики, химии и др. В планах – продолжение работы в данном направлению

 

 

 

Основные вехи становления и развития кафедры естественнонаучного образования НИРО

1990 год

Приказ № 68 ректора ИУУ от 24 июня 1990 года об образовании кафедры естественных и математи­ческих наук. Заведующий кафедрой — Владимир Николаевич Горшенков, канд. физико-математических наук, доцент

1991  год

Первая областная научно-практи­ческая конференция «Экологическое образование и воспитание учащихся в современных условиях»

1992  год

Организация экологических школ для преподавателей различных дисциплин и руководителей образовательных уч­реждений

1993  год

Первые   программы   «Института  «Открытое Общество»

Экологическое образование приз­нано региональным компонентом ба­зисного учебного плана.

При кафедре открыт сектор эко­логического образования.

1994  год

Начало апробации модели новой школы «Экология и диалектика» (ав­тор — Л. В. Тарасов)

С октября при кафедре работает сектор естественных дисциплин.

1995  год

Издан комплект рабочих тетрадей и дидактических материалов к интегри­рованному курсу «Естествознание».

Разработана система квалифика­ционных испытаний педагогов, аттес­тующихся на высшую категорию.

1996  год

Положено начало ежегодному проведению конференций «Естествен­нонаучное образование в школе: со­стояние и перспективы».

При участии кафедры проведен первый педагогический фестиваль ев­ропейской науки.

1997  год

Педагогический фестиваль «Эко­логия и будущее наших детей»

1998  год

Опубликованы «Концепция разви­тия естественнонаучного образования в школах Нижегородской области» и основные учебные программы квали­фикационных курсов.

С 30 октября 1998 года кафедра называется кафедрой естественнона­учного образования.

При кафедре открыта лаборато­рия «Проблемы здоровья в образова­нии» и стали проводиться ежегодные научно-практические конференции «Программы «Здоровье» в системе образования».

1999 год

При участии кафедры организова­на и успешно проведена экспедиция школьников и учителей Нижегород­ской области в Западную Европу для наблюдения полного солнечного за­тмения (11 августа 1999 года).

2000 год

Серия семинаров с авторами но­вых учебников и УМК и представителя­ми различных издательств: «Дрофа», АСТ-ПРЕСС, «Вентана-Граф», «Спец­литература».

2001 год

Проведен II педагогический фестиваль «Экология и будущее наших детей» с конкурсами «Учитель года по экологии», «Школа года по экологии».

2002 год

Совместный с Британским советом проект – апробация учебника «Естествознание» для старшей ступени на базе МОУ гимназия № 13.

2003 год

Создание и открытие совместного с Британским советом сайта Научно-образовательного журнала.

    2004  год

Участие в международной конференции «Международной ассоциации научного образования» в городе Рединг Великобритания (с 7-12 января).

    2005  год

Созданы программы: «Географическое краеведение. Нижегородская область. 6 класс» и «Биологическое краеведение. Нижегородская область. 6 класс».

Опубликованы сборники программ элективных курсов образовательной области «Естествознание» по биологии, химии, физики, географии.

    2006  год

     Участие в международной конференции «Информационные технологии в образовании»

Защищена кандидатская диссертация на соискание звания кандидата педагогических наук Алексеевой Е.В. на тему: «Педагогические условия формирования здорового образа жизни у школьников на основе аксиолого-компетентностного подхода».

год

      Вышли в свет Ученые пособия и тетради для учащихся «Географическое краеведение. Нижегородская область. 6 класс» и «Биологическое краеведение. Нижегородская область. 6 класс».

    2007  год

     Всероссийский семинар для заведующих кафедрами и профессорско-преподавательского состава институтов повышения квалификации «Преподавание биологии в условиях модернизации общего образования» совместно с издательством «Вентана-Граф» и АПК и ППРО.

      Опубликованы сборники программ элективных курсов образовательной области «Естествознание» по биологии, химии – часть 2-я.

        Проведены курсы на базе Городецкого района «Инновационные процессы в естественнонаучном образовании. Нижегородская школа» из опыта работы учителей биологии победителей и участников ПМПО.

    2008  год

      Разработаны и апробированы дистанционные курсы: «Астрофизика», «Естествознание и окружающая среда», «Биогенные элементы», «Теоретические и практические аспекты подготовки к ЕГЭ по химии», «Пища глазами химика».

      Вышли учебно-методические пособия «Теоретические и практические аспекты подготовки к ЕГЭ по химии», «Подготовка к ЕГЭ по биологии».  

      Полевая практика с учителями в Пустынский заказник.

Защищена кандидатская диссертация на соискание звания кандидата педагогических наук Горбенко Н.В. на тему: Педагогические условия формирования и развития химико-экологической компетентности старшеклассников через элективные курсы». 

 

2010 год

В период с 1 апреля по 18 ноября 2010 г. при финансовой поддержке Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области состоялся III областной конкурс учительских разработок экологической тематики «Экология для будущего».   На конкурс поступило более 140 индивидуальных и групповых заявок из 43 районов области и г. Н.Новгорода  от 80 образовательных учреждений. Среди участников были как педагоги, так и учащиеся образовательных учреждений городских, сельских  округов, муниципальных районных, областных  и городских подчинений. 18 ноября 2010 г. в 14.00 в актовом зале ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» состоялось подведение итогов..

 2011 год

        Полевой практикум с Российским участием «Полевые экологические исследования» с 27.06.2011 по 1.08.2011 года. Место проведения: д. Пустынь Арзамасского района Нижегородской области, частная биостанция «Сережа». Количество участников – 32 чел. из 14 регионов России (Москва, Брянск, Рязань, Астрахань, Волгоград, Белгород, Архангельск, Саратов, Псков, Пенза, Киров, Екатеренбург, Владимир, г.Н.Новгород и Нижегородская область)  - учителя, методисты издательства «Вентана-Граф» и профессорско-преподавательский состав институтов повышения квалификации.

В период с 28 сентября по 26 ноября 2011 г. при финансовой поддержке Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области был объявлен областной заочный конкурс учительских разработок «Учитель экологии».  На конкурс поступило более 110 индивидуальных и групповых заявок из 41 районов области и г. Н.Новгорода, участвовало 70 образовательных учреждений. Среди участников были  педагоги образовательных учреждений и преподаватели системы НиСПО городских, сельских  округов, муниципальных районных, областных  и городских подчинений.  6 декабря 2011 г. в 14.00 в актовом зале ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» состоялось подведение итогов.

    Проведена заочная I Областная дистанционная олимпиада школьников по экологии.

2012 год

       Участие в организации и проведении Всероссийской конференции учителей «Кадровый резерв российской химии. Школьный этап»: Всероссийская  конференция  учителей химии (г. Нижний Новгород, 11-16 ноября 2012 г.), пансионат «Буревестник», Нижегородская обл.   

       Проведена  заочная II Областная дистанционная олимпиада школьников по экологии.

2013 год

    Проведена заочная III Областная дистанционная олимпиада школьников по экологии.

    Осуществлено методическое оснащение Полифункционального Мобильного Комплекса по биологии, химии и физике.

2014 год

         Областной конкурс детских фотографий «Моя малая Родина», куда поступило более 1320 работ из разного типа образовательных учреждений г.Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Конкурс проводился в рамках 300 – летия Нижегородской губернии.

В 2014 году работники кафедры приняли участие в Летней школе «Crimean summer school» для методистов и учителей, который проходил на территории Крымского полуострова на базе Крымского республиканского ИППО в г. Симферополе.

       Проведена заочная IV Областная дистанционная олимпиада школьников по экологии.

2015 год

        В издательстве «Русское слово» вышло УМК курса по выбору для учащихся 11 классов «Химические аспекты экологии» (авторы: С.Б. Шустов, Л.В. Шустова, Н.В. Горбенко), включающее программу курса, пособие для учащихся, рабочую тетрадь и методическое пособие для учителя. Данный учебно-методический комплект ориентирован на новые образовательные стандарты и предназначен для профильной школы

В 2015 году работники кафедры, совместно с группой учителей биологии и географии,  приняли участие в Летней школе «Crimean summer school» для методистов и учителей, который проходил на территории Крымского полуострова на базе Крымского республиканского ИППО в г. Симферополе.

           В рамках реализации Целевой  комплексной программы развития образования  Нижегородской области на 2011-2015 год и Областной целевой программы «Экологическая безопасность Нижегородской области на 2013-2017 годы», работы по формированию экологической культуры школьников  05 февраля 2015 года проведена заочную V Областная дистанционная олимпиада школьников по экологии. В V Областной дистанционной олимпиаде школьников по экологии в 2015 году приняло участие более 900 школьников разных возрастных групп из  52 районов, городских округов  Нижегородской области и районов города Н.Новгорода, более чем из 150 образовательных организации.

            Совместно с отделом экологии и охраны окружающей среды администрации Городецкого муниципального района (начальник отдела Лузина Н.А.), учебно-методическим центром управления  образования и молодёжной политики Городецкого района (Полозовой В.И., Поморцевой С.М., Середневой Л.Б.), Муниципальным бюджетном образовательном учреждением «Строчковская средняя общеобразовательная школа» (Петровой Л.Г.) проводилась  V очно-заочная Областная научно-практической конференции  школьников по экологии «Человек и окружающая среда», заключительный этап которой проходил  21  апреля 2015 года, где были подведены итоги. Всего в ней приняло участие  116 человек,  а на очном этапе в  4-х секциях участвовало 57 человек.

     Участие в работе  круглого стола:  «Экологическое образование в Нижегородской области», организованного Единым фронтом «За Россию»  (ноябрь 2015г.).

2016 год

 В рамках реализации Областной целевой программы «Экологическая безопасность Нижегородской области на 2013-2017 годы», работы по формированию экологической культуры школьников  25 февраля 2016 года проведена заочную VI Областная дистанционная олимпиада школьников по экологии. В VI Областной дистанционной олимпиаде школьников по экологии в 2016 году приняло участие 82 участника разных возрастных групп из  7 районов Нижегородской области, из 9 образовательных организаций.

            Совместно с отделом экологии и охраны окружающей среды администрации Городецкого муниципального района (начальник отдела Лузина Н.А.), учебно-методическим центром управления  образования и молодёжной политики Городецкого района (Полозовой В.И., Поморцевой С.М., Середневой Л.Б.), Муниципальным бюджетном образовательном учреждением «Строчковская средняя общеобразовательная школа» (Петровой Л.Г.) проводилась  VI очно-заочная Областная научно-практической конференции  школьников по экологии «Человек и окружающая среда», заключительный этап которой проходил  10 мая 2016 года, где были подведены итоги. Всего в ней приняло участие  58 человек,  а на очном этапе в 3-х номинациях и 3-х секциях по номинации «Исследовательские работы» участвовало 34 человек.

 

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph