История кафедры естественнонаучного образования
В 90-е годы XX века в институтах
усовершенствования учителей начался переход на кафедральную систему.
Объяснялось это значительными изменениями системы повышения квалификации
педагогических кадров, которой пришлось вынести двойную нагрузку: с одной
стороны, необходимо было реализовать потенциал самой системы, а с другой —
оперативно отреагировать на происходящие в стране изменения.
В июне 1990 года в Горьковском институте усовершенствования
учителей была открыта кафедра естественно-математических дисциплин; первым ее
заведующим и — по сути — основателем стал кандидат физико-математических наук,
доцент Владимир Николаевич Горшенков. На первых парах
на кафедре были представлены различные школьные дисциплины — математика,
физика, химия, биология, география.
Создание кафедральной системы означал необходимость ведения
ею научных исследований. Традиционно кафедрой выбирается одно направление
исследования. Осуществить это на данной кафедре было делом непростым. Нужно
было искать интегративное начало. К тому же на тот момент, кроме кафедральной
системы в институте продолжали работать предметные кабинеты, которые закрывали
информационное поле с методической точки зрения и стабилизировали
управленческую вертикаль системы образования. Курсы, организуемые сотрудниками
кабинетов, всегда отражали самые последние нововведения — от инструкций
министерства и методических рекомендаций Академии образования до передового
опыта учителей области.
Вновь организованные кафедры должны были повести научные
исследования в области преподавания. В этот период на разных уровнях очень
остро стали подниматься экологические проблемы. Они стали обсуждаться и
обеспечили имидж многим общественным деятелям. Среди ученых следует назвать
Ивана Дмитриевича Зверева, Ирину Николаевну Пономареву, Анатолия Никифоровича Захлебного, Ирину Трофимовну Суровегину
и др. В нашем городе это связано с
именем замечательного ученого, сподвижника экологического провещения
и активного деятеля - профессором педагогического института Г. С. Кулинич. Под ее
руководством была объединена группа ведущих преподавателей нижегородских вузов
— университета, педагогического, медицинского, строительного,
сельскохозяйственного институтов и НИУУ, а также специалистов городского и
областного комитетов по охране природы и рациональному природопользованию. Их
силами стали проводиться
первые так называемые «экологические школы». Работа ученых имела успех как
среди педагогов, так и среди руководителей образовательных учреждений.
Сотрудникам же кафедры естественно-математических дисциплин она помогла более
глубоко вникнуть в суть проблем экологического образования. Экологизация
естественнонаучных дисциплин и стала основным научным направлением деятельности
кафедры.
Выбранное научное
направление предопределило изменения в содержании естественных дисциплин.
Стали создаваться экологические факультативы и спецкурсы и начало
пересматриваться содержание школьных естественнонаучных дисциплин
Программы факультативов и спецкурсов были направлены, в
основном, на освоение учащимися новой экологической информации и отработку
новых экологических практик. Первая программа факультатива была разработана по
запросу учителя биологии Чернухинской средней школы Арзамасского района А. В. Кашичкиной.
Позднее были созданы факультативы на основе апробируемого пособия М. О'Коннор
«Свет жизни».
Большую поддержку в развитии научного направления
деятельности кафедры оказал только что организовавшийся в то время Фонд Сороса
(позднее переименованный в Институт «Открытое общество»). В рамках поддержанной
им программы были написаны и изданы первые учебно-методические пособия по
экологическому образованию, авторами которых стали ведущие преподаватели ННГУ,
НГПУ и НИРО (например, «Природопользовадие» (авт. — Г.
С. Камерилова, Н. Ф. Винокурова,
В. В. Николина) и учебно-методический комплекс к нему, «Полевой экологический
практикум» (авт. — М. А. Кузнецова и др.), «Школьная экологическая лаборатория»
(под ред. Д. Б. Гелашвили и И.
М. Швец), «Введение в экологию человека» (авт. — Н. А. Добротина
и И. М. Швец), сборник программ «Экологическое
образование школьников» (под ред. Л. Н. Шиловой и И.
М. Швец)).
К началу 90-х годов базовые школьные много раз
модернизировались и изменялись путем добавления новых тем, разработанных в соответствии с
современными научными достижениями, были уже пересыщены информацией
экологического содержания. В то время как учебного времени на последовательную
отработку и закрепление материала оставалось все меньше. Сокращалось количество
практических и лабораторных занятий. Все это не мог привести к качественному
улучшению содержания учебных курсов.
В этот
период на кафедре, под руководством
Ирины Михайловны Швец (вторая заведующая кафедрой естественнонаучного
образования) проводилось большое количество научных семинаров. Анализ учебных
курсов школ привел к необходимости осознания и пересмотра структуры их
содержания, помогая изменить у учащихся способ познания в соответствии с
современной познавательной моделью. Данный путь стал осваиваться профессорами
кафедры, приглашенными из других вузов города: химии — Вениамином Александровичем
Яблоковым, физики - Валерием Вячеславовичем Новиковым, а в биологии — Ириной
Михайловной Швец. Это способствовало пересмотру названия кафедры и изменению
методического оснащения преподавания предметов, курируемых кафедрой. С 1998
года кафедра стала называться кафедрой естественнонаучного образования. Была
разработана концепция развития такого образования и представлена новая
системная организация предметов.
Среди важных аспектов экологического направления развития
его структуры и содержания следует назвать область «Экология человека», которая
в тот момент широко изучалась и формировалась
в отдельное направление «валеология» С целью развития выбранного научного
направления при кафедре постоянно работают лаборатории. Вначале в лаборатории
обновления содержания действовал сектор экологического содержания, затем —
сектор естественнонаучных дисциплин. Так была создана лаборатория «Проблем
здоровья в образовании» (рук. — О. С. Гладышева). По сути и лаборатория
развивающего обучения, в «выросшая» в кафедру педагогики и современных
образовательных технологий, возглавляемую Г. А. Игнатьевой, появилась не без
участия сотрудников кафедры естественнонаучного образования.
Результаты научных разработок сотрудников кафедры
воплощаются, с одной стороны, в опытно-экспериментальной работе, с другой — в
учебной деятельности, создании новых спецкурсов, семинаров, работе
педагогических мастерских.
Несколько лет сотрудники кафедры участвовали в программах
Института «Открытое общество» по апробации экологических учебников
(компьютерный курс С. В. Комова с соавт.,
«Основы экологии и природопользования» Н. М. Черновой с соавт.,
а также учебно-методический комплекс программы «Педагогика здоровья»).
Кафедра
координировала работу общеобразовательных учреждений по апробации новой модели
школы «Экология и диалектика».
Были созданы и апробированы:
-
по
физике – программы (проф. В. В. Новиков, ст. преподаватель Л. А. Винокурова); по разработке физического эксперимента (доц.
А. Ф. Беленов); по химии на основе системного подхода
(проф. В. А. Яблоков);
-
по биологии — УМК В. И. Сонина для общеобразовательных
школ и Козлова и В. Г. Дольника для школ с углубленным изучением (ст.
преподаватель Е. В. Алексеева);
-
по
химии — по программам Г. И. Шелинского (доц. Е. Ю.
Грудзинская); по курсу «Естествознание» И. Ю. Алексашиной и В. И. Орещенко (доц. Е. Ю. Грудзинская);
-
программы
И. М. Швец «Культура здоровья» (доц. И. М. Швец);
-
системной
организации школ, работающих по программам «Здоровье» (доц. И. М. Швец). Данная
экспериментальная площадка объединяет образовательные учреждения Большемурашкинского района и является областной.
Позднее, в связи с переходом на новый РБУП (2004 год), преподавателям
кафедры пришлось проводить серьезную поисковую работу по созданию предметов,
поддерживающих этот документ, и также
решающих проблемы экологического воспитания и обучения школьников на
краеведческом уровне. Так были в начале созданы программы, а потом тетради для
учащихся и учебные пособия по «Географическое краеведение. Нижегородская
область. 6 класс» и «Биологическое краеведение. Нижегородская область. 6
класс». Авторами которых стали преподаватели кафедры, ученые и педагоги
Нижегородской области.
Учебная работа кафедры состоит как в обеспечении внедрения
собственных научных разработок, так и в предоставлении возможности школьным
педагогам определить индивидуальную «траекторию» повышения профессиональной
компетентности. На кафедре действовала и действует система различных видов
курсовой переподготовки. Первичное знакомство учителей с основными проблемами
современной педагогики происходит на проблемных семинарах. Среди них — «Полевой
экологический практикум» (который возобновляется и сейчас), «Физика природных явлений»,
«Эксперимент в физике и естествознании», «Космос в естествознании и культуре»,
«Химия и экология», «Проблемы экологического образования», «Возможности
опытно-экспериментальной работы в преподавании естественнонаучных дисциплин» и
другие.
Многие проблемные семинары послужили основой для спецкурсов
в составе основных квалификационных курсов, проводимых ежегодно для
преподавателей физики, химии, биологии и географии. Квалификационные курсы
строятся на основе запросов слушателей. Вариативная часть составлена из разных
спецкурсов и консультаций и, как правило, затрагивает наиболее сложные
методические, психолого-педагогические и теоретические проблемы в преподавании
соответствующих дисциплин. Также вариативны и выпускные работы. Слушателям
предлагается поработать над темами, наиболее актуальными именно для них в
данный период времени.
На кафедре реализуются разные виды курсов:
-
по
проектированию уроков
-
педагогические
мастерские
-
стажировки
и др.
Деятельность сотрудников кафедры в системе повышения квалификации
не ограничивается научной и учебной работой, а включает и организационную. Это
подразумевает внедрение научных разработок в учебный процесс в школе,
взаимодействие с методистами районных управлений (отделов) образования и
председателями метод объединений. Была разработана система прохождения
квалификационных испытаний на высшую категорию, зарекомендовавшая себя как
демократичная и не ни одного нарекания ни со стороны учителей, ни со стороны
органов управления образованием. Публикация материалов аттестации в
центральном российском методическом журнале «Химия: теория и методика
преподавания» свидетельствует об их востребованности и в других регионах.
Стали традиционными научно-практические конференции «Естественнонаучное
образование в школе: состояние и перспективы», конференции по программам
«Здоровье» в образовании. Сотрудники кафедры постоянно входят в состав
оргкомитетов научно-практических конференций по экологическому образованию и
воспитанию.
Сотрудниками кафедры организовывались педагогические
фестивали. Так второй педагогический фестиваль «Экология и будущее наших детей»
проводился в год десятилетия кафедры. Во время его подготовки, которая длилась
в течение года, были организованы 10 конкурсов, позволивших выявить и лучших
педагогов, и лучшие педагогические коллективы, развивающие в школах
экологическое направление. Сотрудники кафедры также активно участвовали в
проведении трех фестивалей европейской науки (научный руководитель — канд. физико-математических
наук, доцент НГТУ Б. В. Булюбаш). Организация
фестивалей способствовала упрочению связей с педагогами школ не только
Нижегородской области, но и других регионов России, а также с преподавателями
ИНГУ, НГТУ, НГПУ, НГМД, НГСХА, НГАСУ и др., специалистами общественных и
государственных экологических организаций («Дронт», «Стрикс»,
«Зеленый парус», департамента по охране природы и управления
природопользованием, Государственного комитета по охране окружающей среды Н.
Новгорода, департамента природных ресурсов по Приволжскому региону), а также
сотрудниками Нижегородского планетария.
Новые дистанционные
технологии определяют ближайшую перспективу развития научных разработок
кафедры. Уже на настоящий момент на кафедре созданы и внедрены в
образовательный процесс дистанционные курсы для учителей физики, химии и др. В
планах – продолжение работы в данном направлению
Основные вехи становления и развития кафедры естественнонаучного образования НИРО
1990
год
Приказ № 68 ректора ИУУ от
24 июня 1990 года об образовании
кафедры естественных и математических наук. Заведующий кафедрой — Владимир Николаевич Горшенков, канд. физико-математических наук, доцент
1991 год
Первая областная научно-практическая конференция «Экологическое
образование и
воспитание учащихся в современных условиях»
1992 год
Организация экологических школ для
преподавателей различных дисциплин и руководителей образовательных учреждений
1993 год
Первые программы «Института
«Открытое Общество»
Экологическое образование признано региональным компонентом базисного учебного плана.
При кафедре открыт сектор экологического образования.
1994 год
Начало апробации модели новой
школы «Экология и диалектика» (автор —
Л. В. Тарасов)
С октября при кафедре работает
сектор естественных дисциплин.
1995 год
Издан комплект рабочих тетрадей
и дидактических материалов к интегрированному курсу «Естествознание».
Разработана система квалификационных испытаний педагогов, аттестующихся
на высшую категорию.
1996 год
Положено начало ежегодному
проведению конференций «Естественнонаучное образование в школе: состояние и
перспективы».
При участии кафедры проведен
первый педагогический фестиваль европейской науки.
1997 год
Педагогический фестиваль «Экология и будущее наших детей»
1998 год
Опубликованы «Концепция развития естественнонаучного образования
в школах Нижегородской области» и
основные учебные программы квалификационных курсов.
С 30 октября 1998 года кафедра
называется кафедрой естественнонаучного образования.
При кафедре открыта лаборатория «Проблемы здоровья в образовании» и стали проводиться ежегодные
научно-практические конференции «Программы «Здоровье» в системе
образования».
1999
год
При участии кафедры организована и успешно проведена экспедиция
школьников и
учителей Нижегородской области в Западную Европу для
наблюдения полного солнечного затмения (11 августа 1999 года).
2000 год
Серия семинаров с авторами новых учебников и УМК и представителями различных издательств: «Дрофа», АСТ-ПРЕСС, «Вентана-Граф», «Спецлитература».
2001 год
Проведен II педагогический фестиваль «Экология и будущее наших детей» с
конкурсами «Учитель года по экологии», «Школа года по экологии».
2002 год
Совместный с Британским советом проект – апробация учебника
«Естествознание» для старшей ступени на базе МОУ гимназия № 13.
2003 год
Создание и открытие совместного с Британским советом сайта Научно-образовательного
журнала.
Участие в международной конференции «Международной
ассоциации научного образования» в городе Рединг
Великобритания (с 7-12 января).
Созданы программы: «Географическое краеведение.
Нижегородская область. 6 класс» и «Биологическое краеведение. Нижегородская область. 6 класс».
Опубликованы
сборники программ элективных курсов образовательной области «Естествознание» по
биологии, химии, физики, географии.
Участие в
международной конференции «Информационные технологии в образовании»
Защищена
кандидатская диссертация на соискание звания кандидата педагогических наук
Алексеевой Е.В. на тему: «Педагогические
условия формирования здорового образа жизни у школьников на основе аксиолого-компетентностного подхода».
год
Вышли в свет Ученые пособия и тетради для
учащихся «Географическое
краеведение. Нижегородская область. 6 класс» и «Биологическое краеведение. Нижегородская область. 6 класс».
Всероссийский семинар для заведующих
кафедрами и профессорско-преподавательского состава институтов повышения
квалификации «Преподавание биологии в условиях модернизации общего образования»
совместно с издательством «Вентана-Граф» и АПК и ППРО.
Опубликованы сборники программ элективных
курсов образовательной области «Естествознание» по биологии, химии – часть 2-я.
Проведены курсы на базе Городецкого
района «Инновационные процессы
в естественнонаучном образовании. Нижегородская школа» из опыта работы учителей
биологии победителей и участников ПМПО.
Разработаны и
апробированы дистанционные курсы: «Астрофизика», «Естествознание и
окружающая среда», «Биогенные элементы», «Теоретические и практические аспекты
подготовки к ЕГЭ по химии», «Пища глазами химика».
Вышли учебно-методические пособия
«Теоретические и практические аспекты подготовки к ЕГЭ по химии», «Подготовка к
ЕГЭ по биологии».
Полевая практика с учителями в Пустынский
заказник.
Защищена кандидатская диссертация на соискание звания
кандидата педагогических наук Горбенко Н.В. на тему: Педагогические условия
формирования и развития химико-экологической компетентности старшеклассников
через элективные курсы».
2010 год
В период с 1 апреля по 18 ноября 2010 г. при финансовой
поддержке Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области
состоялся III областной
конкурс учительских разработок экологической тематики «Экология для
будущего». На конкурс поступило более 140 индивидуальных
и групповых заявок из 43 районов области и г. Н.Новгорода от 80 образовательных учреждений. Среди
участников были как педагоги, так и учащиеся образовательных учреждений
городских, сельских округов, муниципальных
районных, областных и городских
подчинений. 18 ноября 2010 г. в 14.00 в актовом
зале ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» состоялось подведение итогов..
2011 год
Полевой практикум с Российским участием
«Полевые экологические исследования» с 27.06.2011 по 1.08.2011 года. Место
проведения: д. Пустынь Арзамасского района
Нижегородской области, частная биостанция «Сережа». Количество участников – 32
чел. из 14 регионов России (Москва, Брянск, Рязань, Астрахань, Волгоград,
Белгород, Архангельск, Саратов, Псков, Пенза, Киров, Екатеренбург,
Владимир, г.Н.Новгород и Нижегородская область)
- учителя, методисты издательства «Вентана-Граф»
и профессорско-преподавательский состав институтов повышения квалификации.
В период с 28 сентября по 26 ноября 2011 г. при финансовой
поддержке Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области был
объявлен областной заочный конкурс учительских разработок «Учитель
экологии». На конкурс поступило более
110 индивидуальных и групповых заявок из 41 районов области и г. Н.Новгорода,
участвовало 70 образовательных учреждений. Среди участников были педагоги образовательных учреждений и
преподаватели системы НиСПО городских, сельских округов, муниципальных районных,
областных и городских подчинений. 6
декабря 2011 г.
в 14.00 в актовом зале ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития
образования» состоялось подведение итогов.
Проведена заочная I Областная дистанционная
олимпиада школьников по экологии.
2012 год
Участие в
организации и проведении Всероссийской конференции учителей «Кадровый резерв российской химии. Школьный этап»: Всероссийская
конференция учителей химии (г.
Нижний Новгород, 11-16 ноября 2012 г.),
пансионат «Буревестник», Нижегородская обл.
Проведена заочная II Областная дистанционная олимпиада школьников по экологии.
2013 год
Проведена заочная III Областная дистанционная
олимпиада школьников по экологии.
Осуществлено методическое
оснащение Полифункционального Мобильного Комплекса по биологии, химии и физике.
2014 год
Областной конкурс детских фотографий «Моя малая Родина», куда поступило более 1320 работ из разного
типа образовательных учреждений г.Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Конкурс проводился в рамках 300 – летия Нижегородской
губернии.
В 2014 году работники кафедры приняли участие в Летней школе «Crimean summer school» для методистов и
учителей, который проходил на территории Крымского полуострова на базе
Крымского республиканского ИППО в г. Симферополе.
Проведена заочная IV Областная дистанционная олимпиада
школьников по экологии.
2015 год
В издательстве «Русское слово» вышло
УМК курса по выбору для учащихся 11 классов «Химические аспекты экологии»
(авторы: С.Б. Шустов, Л.В. Шустова, Н.В. Горбенко), включающее программу курса,
пособие для учащихся, рабочую тетрадь и методическое пособие для учителя.
Данный учебно-методический комплект ориентирован на новые образовательные
стандарты и предназначен для профильной школы
В 2015 году работники кафедры, совместно с группой учителей биологии и
географии, приняли участие в Летней школе
«Crimean summer school»
для методистов и учителей, который проходил на территории Крымского полуострова
на базе Крымского республиканского ИППО в г. Симферополе.
В
рамках реализации Целевой комплексной
программы развития образования Нижегородской
области на 2011-2015 год и Областной целевой программы «Экологическая
безопасность Нижегородской области на 2013-2017 годы», работы по формированию
экологической культуры школьников 05 февраля 2015 года проведена заочную V Областная дистанционная
олимпиада школьников по экологии. В V Областной дистанционной олимпиаде школьников по экологии в 2015
году приняло участие более 900 школьников разных возрастных групп из 52 районов, городских округов Нижегородской области и районов города
Н.Новгорода, более чем из 150 образовательных организации.
Совместно с отделом экологии и
охраны окружающей среды администрации Городецкого муниципального района
(начальник отдела Лузина Н.А.), учебно-методическим центром управления образования и молодёжной политики Городецкого
района (Полозовой В.И., Поморцевой С.М., Середневой Л.Б.), Муниципальным бюджетном образовательном
учреждением «Строчковская средняя общеобразовательная школа» (Петровой Л.Г.)
проводилась V очно-заочная Областная
научно-практической конференции
школьников по экологии «Человек и окружающая среда», заключительный этап
которой проходил 21 апреля 2015 года, где
были подведены итоги. Всего в ней приняло участие 116 человек,
а на очном этапе в 4-х секциях
участвовало 57 человек.
Участие в работе круглого стола: «Экологическое образование в Нижегородской
области», организованного Единым фронтом «За Россию» (ноябрь 2015г.).
2016 год
В рамках реализации Областной целевой
программы «Экологическая безопасность Нижегородской области на 2013-2017 годы»,
работы по формированию экологической культуры школьников 25
февраля 2016 года проведена заочную VI Областная дистанционная олимпиада школьников по экологии. В VI Областной дистанционной
олимпиаде школьников по экологии в 2016 году приняло участие 82 участника
разных возрастных групп из 7 районов
Нижегородской области, из 9 образовательных организаций.
Совместно с отделом экологии и
охраны окружающей среды администрации Городецкого муниципального района
(начальник отдела Лузина Н.А.), учебно-методическим центром управления образования и молодёжной политики Городецкого
района (Полозовой В.И., Поморцевой С.М., Середневой Л.Б.), Муниципальным бюджетном образовательном
учреждением «Строчковская средняя общеобразовательная школа» (Петровой Л.Г.)
проводилась VI очно-заочная Областная
научно-практической конференции
школьников по экологии «Человек и окружающая среда», заключительный этап
которой проходил 10 мая 2016 года, где были подведены итоги. Всего в ней приняло
участие 58 человек, а на очном этапе в 3-х номинациях и 3-х
секциях по номинации «Исследовательские работы» участвовало 34 человек.