Основные научно-методические и учебные
издания кафедры
|
Р. Ю. Белоусова, Э. П. Костина, А. Н. Новоселова, Н. М. Подоплелова, Т. А. Ревягина. Методическое пособие "Менеджмент дошкольной образовательной организации в контексте нового законодательства. Монография"
В монографии обобщены различные теории управления, рассмотрены основные подходы и концепции, принципы, характеризующие специфику управленческой деятельности в ДОО; определены современные содержательные и организационные основы управления ДОО и дошкольным образованием. Проанализированы проблемные аспекты управления с точки зрения новой законодательной базы и компетенций руководителя на пересечении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Проекта стандарта профессиональной деятельности руководителя образовательной организации. Предложены инновационные модели менеджмента ДОО.
Издание адресовано руководителям дошкольных образовательных организаций и их заместителям, педагогическим работникам дошкольного образования, может быть рекомендовано преподавателями, слушателям курсов повышения квалификации по проблемам менеджмента в образовании и студентами вузов.
|
|
А. Н. Новоселова, И. А. Перминова. Методическое пособие "Введение эффективного контракта в дошкольной образовательной организации"
Методическое пособие посвящено рассмотрению вопросов введения эффективного контракта в дошкольных образовательных организациях. В настоящее время имеются все предпосылки для введения эффективного контракта, что создает условия для реализации Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ. Методическое пособие имеет целью оказать методическую и практическую помощь во введении эффективного контракта в дошкольных образовательных учреждениях. Одобрено к публикации на заседании кафедры управления дошкольным образованием ГБОУ ДПО НИРО протокол №7 от 18 октября 2016 года.
Для руководителей, заместителей руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ. Может быть рекомендовано преподавателям, слушателям курсов повышения квалификации по проблемам менеджмента в образовании и студентам вузов.
|
|
А. Н. Новоселова, Н. М. Подоплелова. Рабочая тетрадь к программе модуля "Платные дополнительные образовательные услуги в ДОУ"
Рабочая тетрадь для слушателей курсов повышения квалификации включает распределение учебного материала по темам занятий, планы занятий, методические рекомендации по подготовке к ним, литературу, вопросы и задания к каждой главе. Рассмотрено на заседании кафедры управления дошкольным образованием в 2016г. Протокол №4
В рабочей тетради в соответствии с требованиями Проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации представлены материалы, способствующие усвоению знаний и активизации учебно-познавательной творческой деятельности слушателей курсов повышения квалификации под руководством преподавателей, а также в процессе их самостоятельной работы в условиях перехода на многоуровневое непрерывное образование.
Работа предназначена для руководителей, заместителей руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ. Может быть рекомендована преподавателям, слушателям курсов повышения квалификации по проблемам менеджмента в образовании и студентам вузов.
|
|
А. Н. Новоселова, Н. М. Подоплелова. Учебно-методическое пособие "Платные дополнительные образовательные услуги в ДОУ"
Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации включает распределение учебного времени по темам занятий, планы занятий, методические рекомендации по подготовке к ним, литературу, вопросы и задания к каждой главе. Рассмотрено на заседании кафедры управления дошкольным образованием в 2016г. Протокол №2
Учебно-методическое пособие имеет целью оказать научно-методическую и практическую помощь в увеличении перечня предлагаемых дополнительных услуг в дошкольных образовательных учреждениях, поиске дополнительных источников финансирования. В пособии рассматриваются вопросы оптимизации работы ДОУ при оказании платных дополнительных услуг, представлен материал по анализу законодательства, созданию локальной нормативной базы, порядку организации, оформлению документации и распределению средств при оказании платных дополнительных услуг.
Для руководителей, заместителей руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ. Может быть рекомендована преподавателям, слушателям курсов повышения квалификации по проблемам менеджмента в образовании и студентам вузов.
|
|
Р. Ю. Белоусова, А. Н. Новоселова, Н. М. Подоплелова. Управление ДОО в условиях нового законодательства
В пособии обобщены различные теории управления, рассмотрены основные подходы и концепции, принципы, характеризующие специфику управленческой деятельности в ДОО. Определены современные содержательные и организационные основы управления ДОО и дошкольным образованием. Проблемные аспекты управления проанализированы с точки зрения новой законодательной базы и компетенций руководителя на пересечении ФГОС ДО и проекта стандарта профессиональной деятельности руководителя образовательной организации. Предложены инновационные модели управления ДОО. Адресовано руководителям, заместителям руководителей ДОО, педагогическим работникам дошкольного образования, а также преподавателям, слушателям курсов повышения квалификации по проблемам управления в системе дошкольного образования |
|
Белоусова, Р. Ю.
Технологии управления инновационными процессами в
дошкольном образовании Нижегородской области: маркетинговый подход:
монография / Р. Ю. Белоусова. — II. Новгород : Нижегородский институт
развития образования, 2011. - 173 с.
В книге представлены результаты внедрения в
дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области технологий
управления инновационными процессами. Большое внимание уделяется
обоснованию маркетингового подхода, используемого в качестве базового для
совершенствования технологий управления инновационными процессами в
дошкольном образовании в условиях инновационной экономики.
Монография адресуется научным и практическим
работникам системы дошкольного образования, руководителям разных уровней
образования, которые занимаются организацией до школьного образования и
разработкой современных технологий па основе маркетингового подхода, а
также аспирантам и студентам вузов.
|
|
Белоусова, Р. Ю.
Вариативные модели кратковременного пребывания
детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях : методическое
пособие / Р. Ю. Белоусова. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития
образования, 2012.-130 с.
В пособии представлены результаты
экспериментальной работы в Российской Федерации по развитию вариативных
форм дошкольного образования, в частности, дано описание федерального
эксперимента по разработке вариативных моделей кратковременного пребывания
детей и их общая характеристика, комментарии к Рекомендациям Министерства
образования и науки РФ по организации групп кратковременного пребывания
детей в дошкольных образовательных учреждениях.
В книге представлена технология развития
вариативных форм дошкольного образования в Нижегородской области и
практический материал в виде трех авторских программ для групп
кратковременного пребывания детей в условиях детского сада,
общеобразовательной школы и негосударственного образовательного учреждения.
Методическое пособие адресовано работникам
учреждений системы дошкольного образования, руководителям, занимающимся
организацией и разработкой вариативных моделей дошкольного образования.
|
|
Белоусова, Р.Ю.
Управление функционированием семейного детского
сада: сборник информационно-методических материалов/авт.-сост. Р.Ю.Белоусова.-Н.Новгород:
Нижегородский институт развития образования, 2013.-230 с.
Материалы сборника раскрывают тенденции развития и
особенности функционирования семейных детских садов как новой формы
дошкольного образования. В книге изложено содержание законодательной и
нормативной правовой базы, рассмотрены требования к
материально-техническому, кадровому, организационному обеспечению
деятельности семейного детского сада, определены особенности организации
педагогического процесса. В Приложениях приводятся нормативные документы,
примерные типовые формы документации семейного детского сада (группы),
образовательные программы для подготовки руководящих и педагогических
работников к реализации данной формы дошкольного образования.
Издание адресовано научным и педагогическим
работникам системы дошкольного образования, а также родителям,
заинтересованным в организации семейных детских садов и семейных групп.
|
|
Белоусова, Р.Ю.
Педагогическая технология использования сказки в
экологическом воспитании детей 5-7 лет Нижний Новгород: Нижегородский
институт развития образования,2009. – 156 с.
В методическом пособии рассмотрены концептуальные
основы технологии использования сказки в экологическом воспитании детей
старшего дошкольного возраста. Представлена развивающая методика работы со
сказкой экологического содержания. Методическое пособие содержит
приложение, которое состоит из специально подобранных для детей 5-7 лет
сказочных произведений экологической тематики. Пособие может быть
рекомендовано студентам педагогических колледжей и Вузов, родителям,
педагогам для работы в условиях вариативных форм дошкольного образования.
|
|
Костина, Э. П.
Креативная педагогическая технология музыкального
образования дошкольников монография. — Нижний Новгород : Нижегородский
институт развития образования, 2011. —417 с.
В монографии доктора пед. наук, профессора кафедры
управления дошкольным образованием НИРО Э. П. Костиной обоснованы
содержательная и процессуальная части педагогической технологии
музыкального образования детей, обеспечивающие целостность развития
креативности ребенка в процессе его приобщения к музыкальной культуре.
Большое внимание в работе уделяется богатейшему практическому материалу,
ориентированному на развитие креативности дошкольника: программе
музыкального образования детей, организации целостного
средообразовательного музыкально-педагогического процесса в ДОУ и
творческой музыкально-образовательной среды ребенка в ДОУ, семье, социуме,
а также мониторингу качества музыкального образования детей
Издание адресовано научным работникам,
преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей, а также может
быть полезно музыкальным руководителям и воспитателям, заведующим и старшим
воспитателям ДОУ, специалистам и методистам системы дошкольного воспитания.
|
|
Костина, Э. П.
В учебном пособии представлена инновационная
креативная педагогическая технология содействия музыкальному образованию
детей 5-6 лет. Раскрыта специфика ее основных структурных компонентов:
содержательная часть - авторская программа музыкального образования детей
раннего и дошкольного возраста «Камертон»; процессуальная часть -
инновационный средообразовательный процесс, представленный единством
регламентированных и нерегламентированных форм организации и
самоорганизации детей в музыкальной деятельности, что обеспечивает
природосообразность их жизнедеятельности в дошкольном учреждении.
Раскрыты также другие структурные компоненты
технологии: методическое обеспечение и дидактические условия реализации
педагогической технологии, среди которых особое значение придается
музыкально-образовательной среде в ДОУ, семье и социуме музыкальной
культуры как ведущему средству музыкального образования детей.
Предназначено педагогам дошкольных учреждений для
работы с детьми в старших группах, будет полезно родителям, гувернерам и
специалистам в области музыкального образования детей.
|
|
Костина, Э. П.
В книге представлены музыкально-дидактические игры
для детей 4-7 лет, предназначенные для развития их музыкально-сенсорных
способностей. Автор этой уникальной работы — Костина Э.П. — доктор
педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием
ГОУ ДПО «Нижегородского института развития образования», отличник
образования РСФСР, автор российской программы музыкального образования
детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» и раздела по музыкальному
воспитанию детей комплексной программы воспитания и развития детей раннего
возраста «Кроха».
Все игры в данном пособии разработаны автором на
основе научных исследований и используются в дошкольной практике России в
течение многих десятилетий. Книга со-держит описание 23 игр и впервые в
педагогической и методической практике (по много-численным просьбам
музыкальных руководителей) в ней дано планирование освоения ребенком каждой
из данных игр в течение 8 занятий в расчете на 1 учебный год.
Книга включает в себя уникальное приложение — это
модели-рисунки каждой игры, которые можно вырезать и использовать
непосредственно как в детском саду, так и семье. Она предназначена для
педагогов детских садов, родителей и гувернеров, для студентов и
преподавателей педагогических колледжей и университетов, для педагогов
подготовительных классов детских музыкальных школ
|
|
Костина, Э.П.
Управление качеством музыкального образования дошкольников
на основе комплексного педагогического мониторинга: монография. - Нижний
Новгород: «Дятловы горы», 2012.-424 с.
В монографии доктора педагогических наук,
профессора кафедры управления дошкольным образованием НИРО Э.П. Костиной
обоснована разработанная технология комплексного педагогического
мониторинга качества музыкального образования дошкольников, а также
специфика управления ею.
Большое внимание в издании уделено обширному
практическому материалу мониторинга качества музыкального образования
дошкольников, его критериально- оценочному комплексу, системе компьютерной
обработке данных педагогического мониторинга, представленной на диске.
Издание адресовано научным работникам,
преподавателям и студентам педагогических вузов и колледжей, заведующим,
старшим воспитателям, музыкальным руководителям ДОУ, специалистам и
методистам системы дошкольного образования.
|
|
Чеменева А. А., Ушакова-Славолюбова О. А.
Коммуникативно-ориентированная предметная среда
физкультурного образования дошкольника. — СПб.: ООО «ИЗ¬ДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. — 176 с.
Каковы возможности среды физкультурного
образования в обеспечении целостного развития ребенка дошкольного возраста?
Как использовать средства и способы педагогической коммуникации в создании
условий для оптимального выбора педагогом и ребенком физкультурных пособий
и оборудования? Пособие предлагает как теоретическое обоснование решения
данных проблем, так и практический материал для конкретных решений.
В книге также представлены варианты нестандартного
физкультурного оборудования в разных возрастных группах дошкольных
учреждений, разработанного с учетом принципов педагогической интеграции и
индивидуально-дифференцированного подхода к физическому развитию и здоровью
детей.
Пособие предназначено для педагогов и специалистов
ДОУ, преподавателей и студентов высших и средних специальных педагогических
учебных заведений.
|
|
Чеменева А. А., Столмакова Т.В.
Система обучения плаванию детей дошкольного
возраста. Учебно-методическое пособие / Под ред. А. А. Чеменевой. — СПб. :
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-336 с.
В пособии предлагаются теоретические и
методические основы обучения плаванию детей дошкольного возраста в условиях
ДОУ и ФОК, программа, разработанная на их основе, и методические
рекомендации по обучению плаванию детей 3—7 лет.
Пособие поможет практикам в разработке основной
общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с
федеральными государственными требованиями к образовательным областям
«Физическая культура» и «Здоровье».
Издание адресовано широкому кругу читателей:
преподавателям педагогических институтов и колледжей, педагогам системы
дошкольного образования, дополнительного физкультурного образования, а
также родителям и гувернерам.
|
|
Чеменева А. А
Коммуникативная технология физкультурного
образования в подготовке к школе детей 5-7 лет. Методическое пособие.– Н.
Новгород.: Нижегородский институт развития образования, 2009. – 99 с
Готов ли ребенок к школе физически? Хватит ли у
него здоровья для успешной адаптации к школьному обучению? Как использовать
возможности физкультурного образования для обеспечения оптимального
физического развития ребенка и повышения уровня его физической
подготовленности? Какие программы лучше использовать в разных формах
подготовки детей к школе? Что такое «педагогическая коммуникация» и как
использовать ее средства и методы для обеспечения качественного
физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста в условиях
детского сада и семьи?
На все эти вопросы вы найдете ответ в данном
пособии, описывающем возможности коммуникативной технологии физкультурного
образования в подготовке детей к школе. Пособие предназначено для педагогов
дошкольных образовательных учреждений, родителей и всех, кого волнуют
вопросы физической готовности ребенка к школе.
|
|
Сетевой образовательный проект
«Здоровьеобеспечение детей дошкольного и младшего школьного возраста в
условиях взаимодействия "ДОУ — ООУ — ФОК"» :
информационно-методический сборник / авт.-сост.: В. Т. Чичикин, А. А.
Чеменева; под ред. В. Т. Чичикина. — Н. Новгород : Нижегородский институт
развития образования. 2010.-77 с.
Издание решает задачу информационного обеспечения
экспериментальной деятельности кафедр НИРО по проблеме сетевого управления
физкультурно-оздоровительной деятельностью в системе «дошкольное
образовательное учреждение — общеобразовательное учреждение —
физкультурно-оздоровительный комплекс (ДОУ— ООУ— ФОК)».
В первом выпуске сборника представлены документы
(в сокращении): Стратегия развития физкультуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2020 года, Федеральная целевая программа «Развитие
физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006— 2015 годы».
Национальная образовательная доктрина «Наша новая школа», приказ об
организации экспериментальной деятельности и планы ее реализации.
Материалы сборника предназначены для участников
экспериментальной деятельности на базе Сергачского района Нижегородской
области, а также для всех специалистов, осуществляющих исследования.по
проблемам здоровьеобеспечения детей.
|
|
Сетевой образовательный проект
«Здоровьеобеспечение детей дошкольного и младшего школьного возраста в
условиях взаимодействия "ДОУ — ООУ — ФОК"» :
информационно-методический сборник. Вып. 2 / под
ред. В. Т. Чичикина, А. А. Чеменевой ; под общ.ред. В. Т. Чичикина. — Н.
Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2011. — 196 с.
Во втором выпуске информационно-методического
сборника представлены рекомендации по программно-методическому и организационно-методическому
обеспечению организованной образовательной деятельности по физическому
развитию детей старшего дошкольного возраста в условиях ФОКа.
Материалы сборника могут быть использованы
инструкторами по физической культуре, воспитателями ДОУ, тренерами ФОКов и
специалистами муниципальных органов управления образованием при организации
взаимодействия различных ведомств, заинтересованных в здоровьеобеспечении
детей.
|
|
Сетевой образовательный проект
«Здоровьеобеспечение детей дошкольного и младшего школьного возраста в
условиях взаимодействия "ДОУ — ООУ — ФОК"» :
информационно-методический сборник. Вып. 3 /
авт.-сост.: В. Т. Чичикин, А. А. Чеменева ; под общ.ред. В. Т. Чичикина. —
Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2011. — 74 с.
В третьем выпуске информационно-методического
сборника представлены материалы по научно-методическому и нормативному
правовому обеспечению организованной образовательной деятельности по
физической культуре детей дошкольного и младшего школьного возраста в
условиях ФОКа.
Содержание издания может быть использовано
муниципальными органами управления образованием при организации
взаимодействия различных ведомств, заинтересованных в здоровьеобеспечении
детей.
|
|
Сетевой образовательный проект «Здоровьеобеспечение
СЗЗ детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях
взаимодействия "ДОУ — ООУ — ФОК"»: информационно-методический
сборник. Вып. 4 / под ред. В. Т. Чичикина, А. А. Чеменевой ; под общ.ред.
В. Т. Чичикина. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития
образования, 2012. —83 с.
В четвертом выпуске информационно-методического
сборника представлены материалы по программно-методическому обеспечению
организованной образовательной деятельности по физической культуре детей
старшего дошкольного возраста в условиях ФОКа, в том числе конспекты
организованной образовательной деятельности по физическому развитию детей
старшего дошкольного возраста.
Содержание сборника может быть использовано
муниципальными органами образования в организации взаимодействия различных
ведомств, заинтересованных в здоровьеобеспечении детей.
|
|
Сетевой образовательный проект
«Здоровьеобеспечение СЗЗ детей дошкольного и младшего школьного возраста в
условиях взаимодействия "ДОУ — ООУ — ФОК"»:
информационно-методический сборник. Вып. 4 / под ред. В. Т. Чичикина, А. А.
Чеменевой ; под общ.ред. В. Т. Чичикина. — Н. Новгород : Нижегородский
институт развития образования, 2012. —83 с.
В сборнике представлены материалы межрегиональной
научно-практической интернет-конференции, обобщающие управленческий и
педагогический опыт, накопленный в период внедрения федеральных
государственных требований, при переходе к государственным образовательным
сандартам дошкольного образования. В сборнике представлены доклады и статьи
ученых и практических работников регионов Российской Федерации,
Нижегородской области по проблемам проектирования вариативных моделей и технологий управлением дошкольным
образованием.
Издание адресовано специалистам муниципальных
органов управления дошкольным образованием, руководителям и педагогам
дошкольных образовательных организаций.
|
|
Развитие вариативных форм дошкольного образования
в контексте социального запроса семьи: сборник информационно-методических
материалов / сост. и науч. ред. Р.Ю. Белоусова, Т.А. Ревягина. – Н.
Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2015. – 167 с.
В материалах сборника обобщен опыт
экспериментальной и инновационной деятельности дошкольных образовательных
оргагизаций Нижегородской области по развитию вариативных форм дошкольного
образования, представлены вариативные модели образовательной деятельности в
условиях ДОО полного дня и кратковременного пребывания детей в
образовательных организациях, модели психолого-педагогического
сопровождения семейного образования, а также вариативные формы дошкольного
образования на основе сетевого взаимодействия и социального партнерства.
Издание адресовано руководящим и педагогическим
работникам дошкольного образования, а также родителям, интересующимся
проблемами воспитания и развития детей дошкольного возраста.
|
|
|
|
|