Кафедра теории и практики воспитания была создана в 2002 году, ее прообразом стала лаборатория проблем воспитания (рук. Р.П.Шинкарюк), где брали своё начало многие направления вновь образованного структурного подразделения. Это и развитие воспитательных систем, изучение и оценка результатов воспитания, проектирование воспитательной деятельности в классе, формирование детского коллектива, профилактика асоциальных проявлений в школьной среде и пр.
С момента создания кафедру возглавляла Светлана Александровна Фадеева, тогда кандидат педагогических наук (окончила Нижегородскую государственную консерваторию им. М.И.Глинки, аспирантуру Московского государственного педагогического университета, научная школа д.п.н., профессора О.П.Радыновой). У истоков развития кафедры стояли преподаватели, которые трудятся на ней и по нынешний день: к.п.н. М.Г.Баринова-Ямбаева (научная школа д.п.н., профессора В.В.Николиной), к.п.н. Г.Н.Дождикова (научная школа д.п.н., профессора Ф.В.Повшедной). Базовой дополнительной профессиональной программой была «Теория и практика воспитания личности», включающая несколько главных тематических разделов; разрабатывались также метапредметные модули по актуальной для воспитания и социализации школьников проблематике. Уже в начале пути кафедрой был получен грант МО РФ Департамента по молодежной политике за разработку и реализацию программы «Социализация личности в молодёжной среде» (Свидетельство №929 от 12 марта 2004 г.). Создавалась и реализовывалась программа переподготовки «Социальная педагогика» (504 ч.), куратором которой была к.п.н., доцент кафедры А.В.Митькина (ныне А.В.Вилкова, заместитель начальника отдела обеспечения проведения протокольных мероприятий директора ФСИН России и организации международного сотрудничества управления делами ФСИН России).
В 2008 г. кафедра была переименована в кафедру теории и практики воспитания и дополнительного образования, были взяты «под крыло» многочисленные категории системы дополнительного образования: педагоги, методисты, организаторы, руководители ОДО. На кафедру приходят новые молодые кадры: к.п.н. Е.В.Боровская (научная школа д.п.н. Ю.С.Мануйлова), Е.С.Сироткина - Плотникова, кандидат социологических наук, Л.В.Неверова и др. Кафедра активно развивалась, проводились актуальные исследования, разрабатывались новые программы (модульные, межкафедральные, с применением ДОТ и пр.). Была разработана программа профессиональной переподготовки специалистов по работе с молодёжью «Организация работы с молодёжью». Завязывались профессиональные творческие связи с ведущими учеными - методологами и методистами в области воспитания.
Несколько лет кафедрой координировалась работа группы по научно-методическому сопровождению духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в ГБОУ ДПО НИРО. Участие кафедры в разработке стратегии молодёжной политики характеризовалось создание Концепции организации работы с детьми и молодёжью по месту жительства на территории Нижегородской области. Осуществлялось научное руководство экспериментальной работой по теме «Развитие гуманистических воспитательных систем в образовательном пространстве Нижегородской области» (свыше 15 школ-участников), которое вылилось впоследствии в организацию научного исследования по теме «Проектирование моделей социального воспитательного пространства на муниципальном уровне». В 2012 году кафедра отметила свой первый юбилей – 10 лет! Среди кафедральных традиций: проведение регионального Фестиваля воспитательных практик, проведение областных Педагогических чтений по проблемам воспитания и дополнительного образования, участие в областных и зональных семинарах-совещаниях по вопросам воспитания в ОО Нижегородской области, участие в редколлегии журнала «Практика школьного воспитания», экспертиза конкурсных материалов в рамках проекта ПНПО (дополнительное образование), участие в жюри регионального конкурса «Вожатый года» и многие другие.
Сегодня из кафедры «выросла» новая институция - Проектно-консалтинговый Центр воспитательных систем, призванный создавать условия для оказания консалтинговых услуг для специалистов сферы образования в проблемах научно-методического обеспечения развития воспитания в образовательном пространстве Нижегородской области.